Глава 28. 1

Александр Викторович Зайцев
Определили меня на поселение в лесной посёлок где-то в глубине Вологод-ской области. Определили в барак к таким же ссыльным и с утра велели вы-ходить на работу - валить лес. Своего медпункта в посёлке не было, но появлению фельдшера начальство не обрадовалось:

 - И не надейся больницу тут открыть, хоть и нужна очень: чуть - что, в рай-центр ехать надо. Девяносто вёрст. Говорят, найдёшь кого, будет тебе боль-ница. Но тебя не возьмут. Сам понимаешь. Но если хочешь дельного совета, то не лезь со своей медициной. Помрёт кто, кому и так пора пришла, а тебя рядом с микстурой заметят – считай снова уже в лагерь едешь. Это совет. Поступай, как знаешь… Да вот ещё – оперуполномоченным по всем вам таким у нас майор Евграфов. Мужик нудный, но справедливый.  Сейчас он в отъезде – на него одного - пять районов. Но, справляется…

- Я хотел узнать, церковь есть где рядом?

- Ты, что – верующий? Хотя… мне тебя в партию не принимать. Это по Ев-графовой части… в десяти километрах есть село. Церковь. Поп при ней. Старенький. Ещё даже дореволюционный.  В Москве когда-то, говорят, служил. К нам попал в войну. В сорок третьем. Из твоих мест…

- Мой земляк?

- Все вы там земляки…

- А  как мне попытаться родных разыскать? Возможно ли это?
- Кто хочет, тот ищет. Но, знаешь, особо не надейся…, так всё война пере-мешала. Твои на оккупированной территории были? Ох, искать ищи, но не надейся…


- В храм, говорят, собираешься? Свечки ставить будешь…

- Собираюсь, гражданин майор…

- Грехи, значит, замаливать…

- И грехи тоже, гражданин майор…

- А что ещё?

- А чтобы больше не грешить, гражданин майор…

- Эвона как! Святым стать собрался. Так это тебе в монастырь надо…

- Не могу я в монастырь, гражданин майор, - здесь не все дела переделал…

- Это какие дела тебя на грешной земле держат?

- Семью ищу, гражданин майор…

- Помощь нужна?

И так два часа. Правда, к концу разговора речи наши стали значительно длиннее. Особенно мой рассказ про жизнь полицайскую да лагерную…

- Слушай-ка, фельдшер, а чего у меня иногда вот тут колет, а? – и дальше пошло по медицинской части…

- Ну, это, как раз не страшно. Это не сердце. Так, невралгия. Валерьяночки попейте, нервничайте поменьше, да не надрывайтесь, гражданин майор…

- Смотри-ка ты, правильно. Мне в области такой же диагноз поставили…, а я на сердце жаловался…

- В лагерях хорошо учат, гражданин майор…

- Да ладно тебе, заладил - гражданин майор, гражданин майор… Савелием Авенариевичем меня кличут.

- Я смотрю, у вас в роду картавых и заик не было…

- Это точно! Но всё равно, знаешь, всем легче сказать «гражданин майор», чем выворачивать Савелия Авенариевича… Хорошо хоть жена Саввой зовёт, - майор печально улыбнулся. - Значит, в храм собрался? Поедем завтра вместе?  Тамошний поп – всем попам поп! Мне и то с ним интересно пообщаться… Но не навязываюсь, коль не хочешь.

- А чего отказываться-то? Десять вёрст не шутка…




Небольшой сельский храм на удивление был полон народа. Среди платков то тут, то там мелькали седины и лысины. Изредка чернели шевелюры молодёжи, по стариковским понятьям. Служба уже давно началась, и я стоял почти у самого входа, дыша уже забытым запахом свечей и ладана. Не скажу, что испытывал какую благодать, но на душе было мирно и тихо.

- Господи, пошли весточку о Капке с Колей. Дай знать, где они, что они, - бормотал я всё время службы, изредка подтягивая знакомые фразы из мо-литв, вроде «Господи, помилуй»…

После службы, когда народ стал расходиться, я, купив три свечи, поставил две за здравие. Третья – за упокой матери была ещё в руках.

- Так, мил человек, служба-то уж кончилась, - я обернулся и увидел местного священника. Пожилой и седой человек крепкого телосложения смотрел на меня сочувственно.

- А можно они так погорят, раз опоздал, отец Иов?

- Отчего ж нет… Случается, из деревень опаздывают богомольцы. Что ж поделать? Путь не близок, а дорога в вечёр была суха, а поутру после ночного дождя - каша. Поди, угадай…, так что теперь - в храм опоздавших не пускать? Опоздаешь вдругорядь, не шуми, по храму не мечись, ставь свечи да молись. Кто ж тебе не даёт… Ссыльный?

- Да. А вы откуда знаете.

- Новенький, а в храме бывал – знаешь, к какой иконе свечи ставить. Значит, приезжий. А по своей воле к нам редко ездят… сын, дочь?

- Сын. А вы откуда знаете?

- Две свечи за здравие. Одна за жену. Другая за ребёнка. Мать давно умерла?

- Я посмотрел на свечу в своих руках:

- Давно, лет тринадцать-пятнадцать…

- А вот уж это надо бы знать точно.

- В сорок втором. Летом. Шестнадцатого июля.

- Я смотрю, вы уже познакомились, - за спиной оказался майор Евграфов. В одной руке у него было фуражка, другой он приглаживал шевелюру.

Продолжение:  http://www.proza.ru/2019/02/22/674