Конная гвардия Кубани ч. 13

Николай Мринский
Казаки стремительно пошли в атаку, было видно, как наступающая немецкая пехота залегла и открыла прицельный огонь. Но в этот момент им во фланг ударили подразделения 4-го кавполка. Немцы не выдержали и начали поспешно отходить. 23-й кавполк преследовал противника и нанёс ему поражение. Эта атака кавдивизии являла собой пример отваги и героизма конников, умения командиров организовать бой с сильным противником. О стойкости казачьих соединений знал даже Гитлер. Недовольный медленным продвижением войск и большими потерями он направил радиограмму командующему группой армий «А» ген.-фельдмаршалу В. Листу. Нашими "слухачами" она была перехвачена и дешифрована специалистами. В ней фюрер пригрозил, снять с должности и разжаловать его если он не научиться воевать. Командир 4-й горнопехотной дивизии ген.-л-нт Эгельзеер, озлобленный мужеством казаков, приказал двум полкам форсировать р. Ею и мощным ударом атаковать кавчасти. Ген. Кириченко, получив данные разведки, приказал двум кавполкам, 247-му артдивизиону и группе танков под командой п-ка Тутаринова сосредоточиться в лесу южнее ст-цы Шкуринской и внезапной конно-танковой атакой при поддержке артиллерии уничтожить немецкую ударную группу. 3 августа 1942 г. в назначенный час танки и конница устремились на кукурузные поля, где укрывался противник. Удар для него оказался настолько неожиданным, что передовая линия была смята в течение нескольких минут и он был обращен в паническое бегство. Казаки гнали врагов несколько километров.

В этой схватке были изрублены и раздавлены десятки солдат и офицеров. Опасность захода немцев в тыл наших частей была ликвидирована. В тот же день у ст-цы Кущевской противник при поддержке 20 танков пытался прорваться через нашу оборону. В ходе завязавшегося тяжелейшего боя казакам удалось подбить шесть танков и отразить натиск до батальона вражеской пехоты. Но остальные танки, проутюжив окопы, где засели спешившиеся казачьи эскадроны, продолжали двигаться вглубь нашей обороны, круша тыловые подразделения и, пытаясь уничтожить коноводов с лошадьми, укрывшихся в лесопосадке, в небольшой балке. Вдруг из-за холма в тыл немецким танкам выскочил эскадрон казаков. Развернувшись лавой, он настиг немецкие танки с тыла. Прямо с седла казаки вскакивали на корпуса танков сзади, набрасывали плащ-накидками смотровые щели, лишая их обзора. Танки начинали крутиться на месте и прекращали вести огонь, боясь подбить друг друга. А казаки бросали под гусеницы противотанковые гранаты, поджигали немецкие танки бутылками с зажигательной смесью. Экипажи, пытавшиеся выскочить из горящих бронемашин, попадали под клинки и пули. В результате, вражеская атака была полностью отбита с большими потерями для противника. Об этом уникальном боевом эпизоде оставил свои воспоминания участник сражения Ф.К. Коломенский. Успех в бою был обеспечен благодаря исключительной стойкости казаков и хорошо организованному взаимодействию между частями и дивизиями кавкорпуса. Оборона отвечала требованиям отражения танковых атак: в каждом полку создавались по 2-3 противотанковых опорных пункта.

В условиях быстро меняющейся обстановки многое зависело от командиров разного уровня. Их личный пример, инициатива, самообладание, умение в нужный момент принять решение и довести его до конца, в том числе и по взаимодействию с соседями, - составляли главный компонент победы над врагом. Всеми этими качествами обладал командир эскадрона 42-го кавполка 15-й Донской казачьей КД, лейтенант Недорубов. Здесь кратко отметим, что из себя представлял тогда кавполк, эскадрон. В полку было 4 сабельных эскадрона, каждый из которых состоял из 6 взводов: автоматчиков или разведки, 3-х сабельных, пулемётного и противотанкового ружей. На вооружении эскадрона кроме шашек, винтовок, карабинов и автоматов имелось 8 ручных и 4 станковых (на тачанках) пулемётов и 6 противотанковых ружей. По штату числилось - 170 чел. Полковая батарея имела четыре 76-мм пушки, противотанковая - четыре 45-мм пушки, а миномётная - двенадцать 82-мм миномётов. Полный Георгиевский кавалер периода ПМВ, в Гражданскую - воевавший вначале у белых, а затем у красных - командиром Таманского кавполка, л-нт К.И. Недорубов сыграл выдающуюся роль в ликвидации прорыва немцев в тыл кубанским казакам, когда они вели ожесточённый сабельный бой на степном просторе за ст-цей Кущёвской. Кубанцы заняли оборону на левом берегу р. Ея. Правее, в сторону Кущёвской, занимал позиции эскадрон донцов Недорубова. Подтянув пехоту и танки со стороны г. Ростова, противник бросил их в стык донцов и кубанцев. Немцам удалось потеснить левый фланг донских казаков и похоронить один расчёт станкового пулемёта под гусеницами танка.

Командир 4-го кавэскадрона К. Недорубов принял решение атаковать неприятеля в конном строю. Развернувшись в боевой порядок, донские ополченцы внезапно обрушились на врагов. Почти двести вскинутых клинков привели гитлеровцев в ужас. Они разбегались в панике, бросая оружие. Вскоре немцы бросили против донцов батальон пехоты и 4 танка. Спешившись у полотна железной дороги, наскоро отрыв окопы, казаки эскадрона Недорубова отсечным огнём намертво сковали продвижение противника через рельсовый путь, навсегда уложив здесь более 200 оккупантов. Боевая слава эскадрона Недорубова разнеслась далеко за пределами КК. Уже в конце августа-начале сентября 1942 г. донские гв. дивизии воевали на Хадыженском направлении в районе ст. Куринской, Гунайки, Новоминской, пос. Кущинка, Шаумян, Октябрьского. Сражаясь в пешем строю, конники стойко обороняли каждую пядь кубанской земли, сдерживали натиск немецких егерей, стремящихся любой ценой прорваться к Чёрному морю, захватить Новороссийск и Туапсе. Казаки перемалывали штурмовые немецкие части, проявляя при этом чудеса мужества и героизма. Гитлеровцам нигде не было покоя: их били на позициях, в занятых станицах и хуторах, в лесных чащах и на перевалах, на перекрестках дорог и тропах. И снова, как и под Кущёвской, звучала слава о казаке Недорубове. Он умелыми боевыми действиями доставлял много хлопот и наносил ощутимый урон врагу. Бывший командир артбатареи одного из полков 4-го ГКККК, полковник в отставке М.Д. Шибанов вспоминал: "5 сентября 1942 г. эскадрон получил приказ выбить фашистов с высоты 374.2.

Поросшая лесом, сильно укреплённая со всех сторон, она оборонялась отборной егерской ротой. Уже в самом начале атаки эскадрон был прижат ураганным ружейно-пулемётным и миномётным огнём. Особенно был губительным кинжальный огонь пулемётов. Как же уничтожить их? Командир принимает смелое решение. С автоматом в руках, захватив несколько гранат, быстро пополз вперёд, укрываясь за пнями срубленных деревьев. Стремительно бросил одну, за ней вторую, третью гранаты. Пулемёты противника замолчали. Недорубов снова был ранен, но поле боя не оставил. Воодушевлённые смелостью, мужеством и отвагой командира эскадрона, кавалеристы ринулись вперёд. Завязалась рукопашная схватка. В ход пошли штыки, приклады, сабли. Высота была взята. Более ста немецких егерей уничтожили конники. ...16 октября в бою под селением Маратуки эскадрон Недорубова вновь проявил исключительную стойкость, мужество и отвагу. Два дня и две ночи подряд самолёты со свастикой бомбили позиции донских кавалеристов. Всё здесь было изрыто, исковеркано, разнесено вдребезги. Казалось ничего живого уже не осталось на этом клочке земли. На третьи сутки гитлеровцы пошли в наступление. Первая, вторая, третья атаки были отбиты. Противник подтянул резервы и вновь ринулся в атаку. Заложив новый диск в автомат, Недорубов быстро поднялся из окопа и скомандовал: "Гвардейцы, за мной!" В смертельной схватке кавалеристы уничтожили до 200 солдат и офицеров противника". 26 октября 1943 г. К.И. Недорубов стал Героем Советского Союза, но не за бой под Кущёвской, как пишет подавляющее число историков, а по савокупности подвигов.

Дословно это звучит так: командиру кавэскадрона 41-го гв. кавполка 11-й гв. кавдивизии 5-го гв. Донского казачьего кавкорпуса гв. л-нту К.И. Недорубову за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, проявленные при этом мужество и героизм... с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда (№ 1302). Награждение произошло в конце октября 1943 г., в штабе 4-го ГКККК, в г. Волноваха Донецкой обл. Война для К. Недорубова продолжалась до зимы 1943 г., когда после тяжёлого ранения в Карпатах он был признан не годным к строевой службе и отправлен в запас. За период  боевых действий и совершенные подвиги он также был награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и различными медалями. И далее несколько текстов сообщений Совиформбюро. Вторник, 4 августа 1942 г., утреннее сообщение. В районах Кущёвской и Сальска наши войска продолжали вести тяжёлые оборонительные бои с противником. Части кубанских и донских казаков несколькими успешными контратаками уничтожили свыше 1500 гитлеровцев. Вечернее сообщение... в районе Кущёвской произошли особенно ожесточённые бои. Один крупный населённый пункт в течении дня три раза переходил из рук в руки. Противник понёс большие потери. Подбито 7 танков и уничтожено свыше 800 немецких солдат и офицеров. Среда, 5 августа 1942 г., утреннее сообщение от 4 августа. В районе Кущёвской наши войска вели кровопролитные бои с противником. Немецкие войска несколько раз пытались форсировать водный рубеж, но были отбиты с большими для них потерями.

Продолжение следует в части  14                http://proza.ru/2021/01/03/427