Ничто не вечно под луной...

Ольга Благодарёва
*****
(Из цикла "МОИ маленькие открытия")

   Написав однажды вот это (особо  не размышляя над смыслом и долго не мучаясь над рифмами, – как у меня частенько бывает!):

«Ничто не вечно под луной»,
И мы с тобой – не вечны.
Но был ли счастлив ты со мной?
Ведь счастье быстротечно!..
………………………………………

Вопрос я этот задаю
Себе не первый раз.
И от тебя печаль таю,
Своих не пряча глаз…

   я потом задумалась... Над первой строчкой: «Ничто не вечно под луной».

   Это выражение столь хорошо всем нам знакомо, что уже не заморачиваешься и не углубляешься в поиски автора, считая обычным афоризмом, каких тысячи.

   Но я, заинтересовавшись, его (автора) всё-таки нашла!

***

   Оказывается, это выражение пришло к нам из стихотворения русского историка, писателя и поэта Карамзина Николая Михайловича «Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Экклезиаста» (1797 г.):

«Ничто не ново под луною:
Что есть, то было, будет ввек...»

   Николай Михайлович применил это выражение в варианте «Ничто не ново под луною», которое со временем изменилось до известного нам: «Ничто не вечно под луной».

   Вполне вероятно, что сам Карамзин позаимствовал эту мысль из книги Екклезиаста, гл.1, ст.9—10 (одна из книг, входящих в состав Библии) в варианте «Нет ничего нового под солнцем».

***

   Иногда (совершенно ошибочно!) эти слова приписывают знаменитому В.Шекспиру: якобы они из его 11-ого сонета.

   Но в тексте оригинала (на англ. языке) про луну ничего нет:

   «As fast as thou shalt wane,
   so fast thou grow'st.»

   Известный советский писатель и переводчик Самуил Яковлевич Маршак перевёл эту строку так:

«Мы вянем быстро –
так же, как растём»,

что соответствует буквальному значению этих строк у В.Шекспира.

***

   Вот такие маленькие открытия я иногда совершаю, погуглив-погуляв... по Интернету!

   Не зря же говорится-поётся в известной песне*:

   «...Кто ищет – тот всегда найдёт!»


© Ольга Благодарёва, 2019

   
   Примечание

   *Строчка из песни в к/ф «Дети капитана Гранта».

   +
   Это ИНТЕРЕСНО!
   
   Афоризм "Ничто не вечно под луной" занял второе место в рейтинге 10 самых лучших фраз 2016 года!


   Фото – из Интернета.
   Спасибо автору!