Ч. 36 Адмирал Эссен никого не боялся

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/02/19/1624
 
На сухопутном фронте немцы стремительно продвигались к Ленинграду. 6 июля они заняли Литву и Латвию, Островский укреплённый район и вошли на территорию Эстонии и Ленинградской области. В это время Краснознамённый Балтийский флот (КБФ) занимался постановкой оборонительных минных заграждений.

Финны и немцы опередили балтийцев. Они раньше поставили минные заграждения. Стоит вспомнить, что в Первую мировую войну командующий Балтийским флотом Николай Оттович фон Эссен, имея данные флотской разведки, что война может начаться с минуты на минуту, приказал поставить минные заграждения, сбив этим планы боевых действий противника.

На русских минах в Первую мировую войну подорвались несколько крупных кораблей немцев. Но странно было бы ожидать, что на такое окажется способен командующий КБФ вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц. Страх перед высоким начальством глушил всякую инициативу.

Достаточно вспомнить, как крутился, стараясь переложить ответственность за приказ открыть огонь по фашистским самолётам, в ночь на 22 июня командующий Черноморским флотом вице-адмирал Филипп Сергеевич Октябрьский. И, в конце концов, переложил её на капитана 2 ранга Н.Т. Рыбалко, флагманского химика, который был тогда оперативным дежурным по штабу.

Эти командующие боялись не немцев, они боялись Сталина, чтобы их не обвинили в нарушении его директивы и не поступили с ними так, как с их предшественниками. Да и сам нарком Кузнецов гордился тем, что приказал привести в боевую готовность флоты. Другой бы на его месте на такое не решился. Его тоже никто не ставил в известность, как развиваются события с Германией.

Флотская разведка, как на Балтике, так и на Чёрном море оказалась несостоятельной. О планах немцев и финнов командующие флотами могли только гадать. КБФ в первые дни войны занялся постановкой оборонительного минного заграждения в устье Финского залива.

В документах оно значилось как Центральная минно-артиллерийская позиция. Следует отметить, что на флоте не было ни одной неконтактной мины, а имелись лишь ударно-механические и гальваноударные мины. Не имел флот и средств борьбы с донными неконтактными минами, мог бороться только с якорными минами.

Мины ставил 23 июня 1941 года отряд кораблей под прикрытием с воздуха авиацией и с моря отрядом лёгких сил в составе крейсера «Максим Горький» и 1-го дивизиона эсминцев. Никакого противодействия противника они не встретили.

Флотское командование знало о постановке  мин  в устье Финского залива противником из доклада старшего лейтенанта Д.Г. Степанова, командира тральщика "Т-216".

Тем не менее, отряд лёгких сил вышел в море без противоминного охранения. Корабли маневрировали переменными курсами в ордере противолодочной обороны.

Головным шёл эсминец «Гневный».  Он подорвался на мине. Взрывом оторвало носовую часть корабля до мостика. 20 человек погибли и 23 были ранены. Командира эсминца капитана 2 ранга Максима Тимофеевича Устинова тяжело контузило.

Командир отряда капитан 2 ранга Иван Георгиевич Святов приказал экипажу «Гневного» перейти на эсминец «Гордый», а повреждённый эсминец потопить артиллерийским огнём. Эсминец расстреляли, на нём взорвался один из артиллерийских погребов, но он так и не затонул. Хорошо построили корабль!

Но скоро стало не до эсминца. Подорвался на мине крейсер «Максим Горький». Кораблю взрывом оторвало носовую часть по 60-й шпангоут. Получили повреждения от взрыва мин на параван-охранителях эсминцы «Стерегущий» и «Гордый».
 
Крейсер позже привели в Таллин, а эсминцы вернулись в базу своим ходом. «Гневный», который после расстрела из 130-мм орудия и взрыва погреба оставался на плаву, потопили через несколько дней немецкие самолёты.

Затем флот занимался другими минными постановками, во время которых был атакован торпедными катерами противника и подорван торпедой эсминец «Сторожевой». Взрывом оторвало нос корабля. Эсминец удалось отвести в базу. Позже его отремонтировали в Ленинграде.

Отвлекаясь от темы, напомню, что в 1975 году на большом противолодочном корабле с таким же названием произошло чрезвычайное происшествие: замполит корабля капитан 3 ранга Валерий Михайлович Саблин поднял восстание. Его потом расстреляли. Корабль перевели на ТОФ, название не меняли.

Продолжение следует