Канавская сторона или воспоминания из детства

Александр Попов 68
Вступительная часть книги "КАНАВСКАЯ СТОРОНА ИЛИ ВОСПОМИНАНИЯ ИЗ ДЕТСТВА!!

Лето в понизовье Волги, где она расщепляется на множество своих дочерей прежде чем впасть в Каспийское море, хоть и очень жаркое, но по своему великолепное. Практически весь Камызякский район, тот что в Астраханской области, изрезан реками и речушками, а также многочисленными ереками и лиманами.
    Одной из таких дочерей Великой реки, матушки Волги, можно с гордостью назвать реку Кизань (Кизаньку), или как назвали картографы -Камызяк, где на её левом берегу, если спускаться к морю со стороны Астрахани, расположилось само поселение Камызяк, что в переводе с тюрского означает" Камышовый корень". В летнюю пору красавицы ивы вдоль её берегов раскидывают свои пышные кроны с ярко -зелёными удлиненными листочками. Между ними, как бы стесняясь, возвышаются тополя- великаны. Ещё невысохшим  зелёным ковром стелется у самых берегов репей в перемешку с иван- чаем и мать -и -мачехой. Рядом с проселочной дорогой, там же у реки, виднеются небольшие листья лопуха и подорожника. И, наконец, все это прибрежное зелёное царство усыпано яркими желтыми,веселыми огоньками одуванчиков. То и дело стайки воробьев, перелетая с дерева на дерево, радостно о чем- то щебечут, либо черно- серая ворона, нарушив тишину глади реки, начнёт призывать своих сородичей гортанным криком на пир у воды,возле тушки выброшенной на берег рыбы. На берег реки Кизань выходят дворы с незатейливыми домиками, практически похожими друг на друга, как солдатики в строю. Правый берег засажен лесополосой смешанных сортов дикорастущих деревьев, там можно встретить ясень,  дуб, иву, тополь и конечно всеми любимый, особенно в августе месяце, когда на нем созревают и наливаются соком, ягоды тутового дерева , или тутник, как его прозвали мы в простонародье.
    Тогда  мне как и моим товарищам детства Сережке Резцову, Саньке Безьязычнову и Андрюшке Захарову было всего по шесть лет. На нашей улице все постоянно кипело. Взрослые то копали, прокладывая хозпитьевой водопровод,что у нас ребятни, вызывало особенный восторг, то насыпали весной грунтом валы, защищаясь таким образом от паводков. А паводки, я вам скажу, тогда были очень сильными. Вода поднималась до критического уровня, из- за чего, со слов старожилов, даже запрещалось прогонять речные суда по реке и на церквях звонить в колокола. То меняли трос на пароме, который в аккурат находился напротив дома моего детства. И для нас это было получше любого атракциона.Мы как воробьи облепляли вал и лежащие кверху дном шлюпки и лодки у берега. И как завороженные смотрели, как большой гусеничный трактор Т 100 пытается вытянуть на берег старый паромный трос, который как назло то и дело рвался!
      Улица Красная набережная, на которой я тогда проживал, пролегала именно вдоль вала с великолепным видом на реку. Атмосфера того далекого 1974 года была пропитана духом труда. Каждое утро, днем и даже ночью через паром переправлялось множество машин с различными грузами. Особенно мне запомнились всегда весёлые и озорные девчата доярки. В те года, как не прискорбно будет сейчас звучать, был самый рассвет сельского хозяйства по стране,только по нашему району тогда функционировало порядка 18 рыболовецких колхозов,и был красавец совхоз- миллионер "Коммунар ", чьи молочно -товарные фермы и находились на той стороне реки. Доярок возили на утреннюю и вечернюю дойку коров. Девчата всегда весело и шумно общались с паромщиками и капитаном баркаса. И постоянно, когда они переправлялись, звучал их звонкий смех над тихой гладью реки.
   Моё , я думаю уютное, детство  проходило именно здесь, в этом живописном месте берега реки Кизань. Наш двор, двор Семена Григорьевича Попова,моего отца, перешедший по наследству от моего деда и маминого отца Тренина Дмитрия Ивановича,как я уже писал выше, находился прямо напротив парома. Мы с моим братом и соседскими ребятами все лето ловили огромными ракосетками раков,прямо с причала парома . Обычно ракосетки изготавливали из обода велосипеда, перекрывая его отверстие куском сетки, на которую обязательно прикрепляли пропавшую рыбу ; это деликатес для раков. Мы вставали в 5 утра и до начала работы парома, до 6 часов, ставили ракосетки. За час мы вылавливали порядка двух пятилитровых ведра, с горкой!
       Это, наверное, единственное, что мне нравилось, кроме купания, общаясь с рекой моего детства. В отличие от моего старшего брата Алексея и моего папы Семена Григорьевича, заядлых рыбаков, я рыбалку просто ненавидел!  Сидеть под солнцем на лодке посреди реки, монотонно дергая удочку под судака, для меня было просто каторгой! Зато каждый год  в августе месяце мы с ребятами переправлялись на пароме в лесополосу и до вечера обьедались сочными ягодами шелковицы или тутового дерева. Набирали ягоду в бидончики, и наши родители готовили вкусные вареники . Про то детство можно ещё много говорить: и как мы с ребятами разоряли гнезда ворон, и потом на костре пекли картошку и вороньи яйца. Переплывали реку на куласике ** выкапывали корни чакана или по научному рагоза узколистного **,вылавливали чилим **,и это было природное лакомство для всех нас, детей 70х.
      Все собранные здесь, в этой книге, рассказы из моего детства,не вымысел. Хочу сразу предупредить дорогого мне читателя, что, возможно, кому -то покажется более резким стиль написания рассказов, но это не так!  Я хочу передать прежде всего все те ощущения, которые испытывал в детстве, когда случалась та или иная история со мной! А как это получилось, судить Вам.