Римские мадонны Рафаэля

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

ЛИШЬ ВЕЧНЫЙ ГОРОД, РИМ, положил начало  большому стилю Рафаэля и универсальному значению его творчества.
Средневековое изречение гласило: «ROMA C;PUT MUNDI» («РИМ - ГЛАВА МИРА») Но к концу XIII века Рим стал падать, безумные вакханалии первосвященников, занимавших папский престол в XV веке, их своеволие, роскошь, безнравственность, давно уже поколебали обаяние римского престола, особенно после горячих проповедей Савонаролы.

СЧИТАЕТСЯ, ЧТО РАФАЭЛЬ ПРИБЫЛ В РИМ НЕ ПОЗДНЕЕ КОНЦА 1508 ГОДА.
Прибыл он, как и ранее во Флоренцию, с рекомендациями из боготворившего его Урбино. Это тем более вероятно, что новый герцог Урбинский, Франческо Мария делла Ровере, был племянником папы Юлия II. Приглашению Рафаэля мог содействовать и его земляк всесильный папский архитектор Браманте, работавший над перестройкой и украшением Ватикана.
Так или иначе, Рафаэль очутился на арене великих событий и не менее грандиозных замыслов в сфере искусства.
В Риме встретились и шли рядом (можно сказать параллельно и почти не пересекаясь) два гения, столь различные между собой, как Микеланджело и Рафаэль. Они отдавали друг другу дань восторга, что касалось их творчества, но не смогли сойтись в дружеских отношениях. Они были самыми честными судьями друг для друга в вопросах их произведений.

РИМСКИЕ МАДОННЫ РАФАЭЛЯ : «МАДОННА В КРЕСЛЕ», «МАДОННА С РЫБОЙ», «МАДОННА ДИ ФОЛИНЬО», «МАДОННА АЛЬБА», «МАДОННА ДЕЛЬ ИМПОННАТА».  Исполняя колоссальные фресковые работы, Рафаэль продолжал писать по заказам Папы и римской аристократии всевозможных Мадонн, постепенно переходя от прежнего прозрачного нежного колорита к более сильному и более блестящему.
Если флорентийские Мадонны Рафаэля – это прекрасные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери, то Мадонны, созданные им в Риме в период полной художественной зрелости, приобретают иные черты. Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные в своей женственности, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца.
Парящие в славе над прочими фигурами в больших алтарных композициях и вписанные в круг римские Мадонны Рафаэля знаменуют его новые искания, его путь к совершенству в воплощении идеального образа Богоматери.
«МАДОННА АЛЬБА» (1511Г., НАЦ.ГАЛ., ВАШИНГТОН). Знаменитая картина Рафаэля из Вашингтона, бывшая когда-то украшением Эрмитажа. Работа выполнена в форме тондо. Богоматерь изображена сидящей в поле, окруженная цветами, в платке и голубой мантии. Она обнимает младенцев Иисуса и Иоанна. Иоанн протягивает Иосифу сделанный из тростника крест. Мадонна с задумчивым грустным выражением смотрит на крест. Фигуры выполнены в полный рост. Рафаэль виртуозно владеет техникой передачи движения тел, что придает картине динамичность. Здесь поза Мадонны значительно смелее и жизненнее, чем в его флорентийских работах. В XVIII веке эта картина из неаполитанского монастыря попадает в коллекцию герцогов Альба. Отсюда её название. Потом началось её путешествие: Лондон, С.-Петербург, Вашингтон.
 «МАДОННА ДИ ФОЛИНЬО»(1511-12Г., ПИНАКОТЕКА ВАТИКАНА, РИМ). Постепенно от интимных изображений Мадонны, т.н. «умилений», Рафаэль переходит к её изображениям в «полной славе», восседающей на небесах. Данная картина рассматривается как прообраз будущей великой композиции Сикстинской Мадонны. Это алтарная картина выполнена Рафаэлем и его учениками по заказу секретаря Папы, некоего Конти. Он также изображен на картине в красной мантии, и на него смотрит Богоматерь. Слева Св. Франциск и Предтеча, справа Св. Иероним и Конти, посередине картины полное изображение ангела.
«МАДОННА ДИ ФОЛИНЬО» имеет вверху форму полукруга, повторяющего очертания золотого диска – символа славы Марии. Мария парит в облаках, нежно прижимая к себе ребёнка. Фон картины представлен вверху образами ангелов, а внизу- пейзаж и небольшая панорама города Фолиньо.
 «МАДОННА ДЕЛЛА СЕДИА» ИЛИ «МАДОННА В КРЕСЛЕ» (1514Г., ГАЛЕРЕЯ ПИТТИ, ФЛОРЕНЦИЯ). Одна из немногих работ римского периода, выполненных полностью Рафаэлем без участия учеников и помощников.
 На крыльце Ватикана Рафаэль увидел молодую простую римлянку, кормившую ребенка. Эта пара так поразила его, что он тут же, вернувшись в Ватикан, написал  этюд Мадонны.
Нигде больше образ Мадонны не наделён такой жизненной полнотой и земной пленительностью. На тёмном фоне, придвинувшись почти вплотную к зрителю и заполняя всё композиционное пространство круга, перед нами предстает крепко прижимающая  к себе сына красавица в традиционном крестьянском наряде и маленький Креститель. Картина вызывает ощущение покоя и умиротворения.
Единственным недостатком композиции называют большую фигуру младенца по отношению к матери: он кажется по размерам 4-х летним мальчиком, тогда как опуклость рук и ног говорит о самом нежном возрасте ребёнка.
 «МАДОННА ДЕЛЬ ИМПОННАТА»(1512Г., ГАЛЕРЕЯ ПИТТИ, ФЛОРЕНЦИЯ). Названия картины происходит от занавеса (итал.: panno), который закрывает стену на заднем плане. Среди тех, кто окружает Марию и Младенца – святая Елизавета (сидит), святая Екатерина в оригинальном головном уборе и Св. Иоанн Креститель. Все изображены тесной группой. Женщины пытаются быть поближе к Младенцу, даже поддержать его или хотя бы дотронуться рукой. Иоанн с крестом в руке традиционным жестом как бы предсказывает судьбу Иисуса. Считается, что в этой работе кисти Рафаэля принадлежат только лица изображенных.
 «МАДОННА С РЫБОЙ»(1512-13Г., ПРАДО, МАДРИД). Это большое полотно, высотой более двух метров, было в своё время подарено испанскому королю Филиппу IV. Во времена нашествия Наполеона французы вывозят картину в качестве трофея в Париж и планируют разместить её в Лувре. В 1818г. удалось вернуть её в Испанию, где она находится  поныне.
Иконография, подобная изображению в «Мадонне с рыбой» встречается крайне редко. Помимо Марии с младенцем на полотне присутствуют ещё три персонажа: юный Товий в сопровождении архангела Рафаила и Св. Иероним.
Архангел Рафаил ( дословно «лекарство Бога) – его основная задача опекать и оберегать род людской.
Товий – персонаж из «Книги Товита». История о том, как сын слепого Товита с помощью Рафаила и волшебной рыбы исцеляет всех страждущих, в т.ч. и своего отца.
Св. Иероним – жил отшельником около Вифлеема, именно он перевел на латынь книгу «Ветхий завет» («Вульгата»). Он включил в свои труды неканоническую «Книгу Товита». Черты римского периода творчества Рафаэля проявились в этой картине наиболее полно: монументальность, торжественность, четкая уравновешенность изображения. Свойственный ранним работам пейзаж почти отсутствует, его заменяет тяжелая тёмно-зеленая драпировка. «Мадонна с рыбой» считается одной из самых красивых работ Рафаэля, он сумел соединить в ней прекрасную живописную технику, гармонию изображения и высокие духовные чувства.

Картины можно посмотреть на сайте  https://gallerix.ru/album/Rafael