Огромное небо

Сибирская Хиджра
Ни современная теория эволюции ни космология не противоречит ведическим и отстаивающие обратное по моему мнению делают для дискредитации таковых больше, чем атеисты и верующие других конфессий. Ну про то, как веды подтверждают теорию эволюции я могу говорила отдельно, а вот про космологию скажу.
"Беременность Дити явилась причиной того, что планеты вселенной почти лишились солнечного и лунного света, и полубоги этих планет, встревоженные происходящим, спросили творца вселенной, Брахму: «Что это за тьма, которая окутала все стороны света?»."
(ШБП 3:15:2)
Указание здесь на лунный свет, явно противоречит  выводам Прабхупада из комментария к тому же тексту о том, что Солнце является единственным источником свете во "вселенной". Допускаю, что данное (как и многое другое) связанно с трудностью перевода оригинального текста с начало на английский, а потом уже с него на русский язык.

Вывод, о том, что звезды не являются солнцами других планетных систем является ошибкой связанной с несоответствием ведической и современной терминологий. Данная ошибка связанна с тем, что под вселенной понимается то, что понимается под этим словом сегодня, тогда как очевидно, что в оригинальном тексте речь шла исключительно об нашей планетной системе. При этом кроме астрономической, здесь совершается и грубейшая философская ошибка ставящая Землю в центр вселенной. Разве может вселенная имеющая множество планет как высшего, так и низшего уровня иметь в своём центре рядовую Землю? Хотя в ведических текстах и имеются упоминания об центральной Земле, но часто в том же контексте прямо указывается и на то, что в центре вселенной находится Солнце. То есть тогда когда говориться о центральной Земле, то там просто имеется ввиду центр системы отсчёта в которой находится читатель. Ровно к такому же приёму прибегает и современная космонавтика, но никто же не делает из этого вывода о том, что космонавты и в правду считают Землю находящейся в центре вселенной.
Так же странно имея очевидные доказательства существования других миров, прямо подтверждающих ведическое представление о множественности таковых выводить их при этом из наблюдаемого пространства объявляя его иллюзией в область принципиально не наблюдаемого и не доказуемого...
Эх воспользоваться бы переводом сделанным советскими авторами напрямую с оригинального текста, но увы как раз цитируемых здесь шлок в нем нет. Так что будем исходить из того, что есть;

Далее цитирую;
"Так эрудированные ученые, свободные от ошибок, иллюзий и склонности обманывать, описали планетные системы, указав признаки, размеры и местоположение каждой из них. Тщательно изучив этот вопрос, они установили, что расстояние между Сумеру и горой Локалокой равняется одной четверти диаметра вселенной, то есть 125 000 000 йоджан".
Йоджана равна 13 километрам. Однако такие расстояния лучше измерять в астрономических единицах (а. е.) а. е = 149 598 000 км. или 11 500 000 йоджан. То есть расстояние между Сумерой и Локалокой = 10.86 а.е., а диаметр вселенной = 43.4 а.е.
(ШБП 5: 20: 38)
"О царь, по другую сторону Локалоки находится земля, называемая Алока-варша. Ее ширина [125 000 000 йоджан, или 1 625 000 000 км] равна радиусу территории, расположенной с внутренней стороны горы. А еще дальше, за Алока-варшей, находится область, куда попадают те, кто ищет освобождения из плена материального мира. Эта область совершенно чиста и свободна от влияния гун природы. Через нее Господь Кришна провел Арджуну, когда они отправились в поход, чтобы вернуть сыновей брахмана".
 ''Если смотреть по вертикали, Солнце расположено в середине вселенной, в области между Бхурлокой и Бхуварлокой, которая называется антарикшей, космическим пространством. Расстояние от Солнца до края вселенной — двадцать пять коти йоджан" [3 250 000 000 км, 21.725 а.е.].
ШБ 5.20.44 — "Бога Солнца называют Вайраджей, совокупным материальным телом всех живых существ. Во время сотворения мира он вошел в безжизненное яйцо вселенной, поэтому его еще называют Мартандой. Кроме того, он известен под именем Хираньягарбха, так как получил свое материальное тело от Хираньягарбхи".
(ШБП 5:20: 42-44)
"Шукадева Госвами сказал: Итак, о царь, я назвал диаметр этой вселенной [пятьдесят коти йоджан] и в общих чертах описал ее устройство. Эти сведения исходят от великих мудрецов, знатоков Вед.
Пшеничное зерно состоит из двух половин, и, зная размеры нижней его части, можно без труда определить размеры верхней. Подобно этому, опытные астрономы говорят, что, если нам известны размеры нижней части вселенной, мы можем определить и размеры верхней ее части. Пространство между средними и райскими планетами называется антарикшей, космическим пространством. Там верхняя часть земного царства граничит с нижней частью райского.
В середине этого космического пространства (антарикши) сияет великое и могущественное Солнце — царь всех светил; оно дает тепло и свет всем небесным телам, начиная с Луны. Своими лучами оно согревает вселенную и поддерживает в ней жизнь"
(ШБП 5: 21: 1-3)

А теперь фрагмент из советского перевода. Понятно, что хотелось бы его сравнить с Прабхупадовским, но теперь уже рассматриваемых шлок нет в том;
"Хотя меньше, чем за мгновенье, Я могу пересчитать все атомы во вселенной, Я не смог бы перечислить всех Своих богатств, которые Я поддерживаю внутри бесчисленных вселенных."
(ШБП 11:16:39*)

Другие расстояния в лакхах и а. е.;
1 лакх - 100 000 йоджан.
1) 157,5 (15.17 а.е)- от горы Меру до горы Манасоттары;
2) 96 (8.35 а.е)- оттуда до внешней границы океана чистой воды;
3) 157,5 (13.7 а.е.) - ширина необитаемых земель;
4) 822 (71.5 а.е.)- ширина "Золотой земли", ограниченной горой Локалока и ширина Алокаварши, которая простирается за горой Локалокой.

В результате этого пересмотра диаметра "Золотой земли" по всем сторонам обнаруживается зазор величиною 17 лакхов йоджан между ней и оболочкой вселенной.
В джьотиша-шастре приводится и величина (4967 йоджан) для окружности земного шара. В действительности это число дано стихе 3.25 «Сиддханта-широмани» Бхаскары, вместе с числом 1581 /24 йоджан для диаметра Земли ([СБШ1(Сиддханта-широмани Бхаскарачарьи, под. ред. Б. Д. Шастрина), стр. 122).
Это согласуется с современным размером окружности Земли (40 080 км.) при 5 милях на йоджану.
Йоджана измеряется на примере тела человека. Так, одна йоджана равна 32 000 хаст (или локтей), а 1 хаста = 24 на толщину пальца. Также хаста определяется как рост человека, стоящего с вытянутыми вверх руками. Так как тела младенцев, детей и взрослых сильно разнятся по росту, йоджана также колеблется, чем и объясняется некоторая погрешность в величинах расстояний.

Теперь разберем сказанное выше с точки зрения современной науки
Как бы то небыло, но если пересчитать приведенные расстояния в километры, то разница между таковыми приведённый в ведах и полученными путём современных измерений совпадет до порядка, а это уже не просто так.

Сумера и Локалока это астероиды ясень пень. Слово "Лока" так же часто употребляется в значении "Мир", или "космическое тело", а что ещё может представлять из себя космическая гора как не астероид?
 Границей "бху-голасйа", что правильнее переводить как планетную систему, а именно Солнечную - Бхуголоку (по мимо огромного количества других) можно назвать и расстояние до последней ее планеты (Нептуна).
Другими словами в центре Солнечной системы находится Солнце в относительной близости от которого относительно светло, далее идёт пояс астероидов, за которым относительно темно, а кончаются планеты Солнечной системы на Нептуне, после которого она ограничивается ледяным архипелагом.

Чтобы такая интерпретация не показалась притянута за уши, приведу отрывок из другого текста;
"Горы Локалока находятся на границе земного пространства. За этим находится огромная пространственная яма, заполненная полной темнотой, хоть что-то и существует в ней здесь и там. Т.к. звездная сфера находится на значительном расстоянии, кажется, что где-то существует некоторый свет и тьма во всех остальных местах. Это – звезды, находящиеся на огромном расстоянии от гор Локалока <...>
Я сказал тебе о покрышках вселенной. За ними вся вселенная окружена водой, которая имеет десятикратную продолжительность. За этим все это окружено огнем, и этот огонь имеет десятикратную продолжительность по сравнению с предыдущей сферой. За этим есть оболочка ветра, и затем оболочка пространства, и каждый слой имеет десятикратную продолжительность по сравнению с предыдущим.
За всем этим есть бесконечное пространство, и оно не освещено и не темно. Оно полно чистого сознания. Оно не имеет начала, середины и конца. В нем бесчисленные миллионы вселенных возникают в разных местах снова и снова, и снова и снова они пропадают в нем. В этом бесконечном пространстве нет существа, в котором возникают понятия об этих вселенных, но они существуют в какой бы форме и каким бы образом они не существовали".
Йога Васиштхи.

Если помнить, что под "вселенными" следует понимать планетные системы, то от сюда совершенно понятно, что на Нептуне собственно Солнечная система не заканчивается и имеет несколько оболочек различной плотности.
Так что все по науке.
Якоже нужно обратить внимание, на то, что наиболее важной частью Бхуголоки по понятным причинам является именно "освещённая" область малых планет, которую в ведические времена (как в прочем и до сих пор) на других звёздах непосредственно наблюдать не могли. От сюда и утверждение о том, что собственно другие "бху-голасйа" (в отличии от их солнц) мы не видим.
Из за того, что на межзвездных расстояниях видимый линейный размер объектов наблюдаемый нами как звезда, гораздо меньше длинны световой волны, даже в телескоп сколь, угодно большой мощности вся планетная система, включая ее солнце будет видна как однородная точка, так что строго говоря мы и солнца то их не видим и именно благодаря тому, что его свет смешивается с фоном окружающих планетную систему и входящих в неё объектов происходят те изменения видимой нами светимости звёзд, а так же их спектрального состава, по которым в настоящее время и регистрируются находящиеся в них планеты-гиганты. Самих же этих планет по выше названным причинам в оптические телескопы мы никогда и не увидим.
Само собой разумеется, что такая "невидимость" вполне себе вытекает из самых обыкновенных законов описанных в школьном учебнике физики (раздел "Оптика") и не нуждается в дополнительных объяснениях сверхъестественного плана.

Из тех же законов следует, что поскольку свет имеет определённую скорость распространения, то мы видим далёкие объекты не такими которыми они являются на настоящий момент, а такими которыми они были на момент испускания/поглощения дошедшего до нас света. Так Солнце мы видим таким, каким оно было 8 минут назад, Марс 15 минут, Альфу Центавра 4.5 лет назад, Туманность Андромеды более 2.5 миллионов лет назад, квазары 600 миллионов лет и более. Кстати сие так же говорит в пользу Вед с их многомиллиарднолетней историей вселенной (на этот раз термин совпадает с его научным значением). А вот тех объектов которые находятся от нас в световых годах дальше времени появления вселенной мы видеть не можем ибо тогда их небыло. Опять ограниченность наблюдаемой нами вселенной объясняется вполне естественными причинами.
Якоже эффект Доплера бывает, то есть свет от движущихся от нас объектов смещается в красную область спектра, а от движущихся к нам в фиолетовую. Именно эффектом Доплера объясняется то, что несмотря на то, что вселенная полна звёзд и гораздо более ярких объектов [таких как квазары, наблюдаемые нами как точечные источники света, интенсивность которого превосходит интенсивность излучения солнца в сотни и тысячи триллионов (10^12-13) раз], ночное небо все же не светит ярче чем Солнце (что по мимо прочего было бы и не совместимо с жизнью на Земле). Вселенная расширяется и при том с ускорением и в следствии эффекта Доплера чем дальше от нас объект, тем в более длинноволновую область смещается исходящий от него свет и для очень далёких объектов, то что вблизи бы излучало в видимом диапазоне на вселенских расстояниях наблюдается нами вплоть до радиодиапазона (более длинные волны исходящие от космических объектов на сегодняшний день наблюдать довольно проблемно). Если же верна изложенная в ведах гипотеза пульсирующей вселенной и ее расширение когда нибудь сменится сжатием, то вместе с таковым по мере его нарастания будет нарастать и светимость ночного неба, до тех пор пока все живое на Земле (если оно к тому времени сохраниться) не будет выжженно рентгеновским и гамма излучением.
Из приведенного выше так же следует, что по мере приближения скорости удаляющегося от нас объекта к световой, его свет будет смещаться во все более низкочастотный диапазон и при достижении им скорости света (что  для объектов имеющих действительную массу невозможно), такой объект перестанет быть видимым излучай он хоть как 10 тысяч, хоть как 10 миллионов Солнц.

Теперь пришьём сюда слона и вепря
В различных вариантах мифов коренных народов Сибири так же можно встретить похожую историю о поднятии суши различными водоплавающими птицами. И при ближайшем рассмотрении вепрь поднял не собственно Землю, ибо поднимание планеты из воды абсурд, а сушу. Данное хорошо согласуется и с хронологиями, по которым как по ведам, так и по науке суша образовалась около 2 миллиардов лет назад. Ровно в то же время произошло и гуронское обледенение, во время которого полярные шапки сомкнулись на экваторе. Остаётся только решить вопрос было ли таковое поднятие суши вызванно убылью уровня воды в результате ее расхода на лед, или же произошло уже после. Я более склоняюсь, что оно произошло после и именно в результате геологических процессов сопровождающих поднятие материковой коры и пополнился запас парниковых газов, которые были израсходованы в результате "кислородной катастрофы". А на том месте где "вепрь" стоял значит образовалась кора океаническая.
Гораздо менее вероятной мне кажется гипотеза о том, что вепрь поднял (в смысле сдвинул) земную орбиту. Хотя вполне возможно, что суша могла подняться и вследствие изменения орбиты.
Теперь про слона. По мнению современной науки галактики образовывались не кабы где, а на месте конденсации "тёмной материи" и которой по массе было (и есть до сих пор) гораздо больше, чем видимой нами барионной материи. Таким образом вселенную в ее понимании как планетной системы действительно держит в галактическом рукаве "хобот" из тёмной материи вокруг которого конденсируется материя барионная из которой и образовались все планетные системы  включая Солнце. А сам "Слон" получается что находится в районе галактического ядра. Что же либо говорить о природе того слона является бессмысленным ибо все попытки зарегистрировать темную материю до сих пор не увенчались успехом и вряд ли удадутся вообще ибо она не участвует ни в электромагнитных, не в сильных, ни в слабых взаимодействиях по которым ее можно было бы обнаружить, а так с равным успехом можно говорить что она и впрямь образует самого обычного слона, только больших размеров, или же (что более логично) что либо не представляемое нами на сегодняшний день так же, как не представляемыми были например комплексные числа древним.
При том где смотря на фантастичность на грани фэнтези подобного предположение, оно является вполне фальсифицируемой научной гипотезой ибо что бы не представлял из себя слон, то что он вообще состоит из тёмной материи может быть опровергнуто собственно регистрацией таковой, ведь уже в силу того, что данное удаться можно будет сделать вывод, что тёмная материя все же взаимодействует с барионной взаимодействиями отличными от чисто гравитационного.

Пояс Койпера (ледяной пояс) — область Солнечной системы от орбиты Нептуна (30 а. е./345 лакх от Солнца) до расстояния около 55 а. е./632.5 лакх от Солнца. Большинство известных объектов пояса Койпера имеют большую полуось в диапазоне примерно между 35 и 48 а. е./402.5-552 лакх. Считается, что кентавры и объекты рассеянного диска ранее тоже располагались в поясе Койпера, но были рассеяны Нептуном внутрь и наружу.
 Ранее считалось, что пояс Койпера — главный источник короткопериодических комет с орбитальными периодами менее 200 лет. Однако наблюдения, проводимые с середины 1990-х годов, показали, что пояс Койпера динамически стабилен и что настоящий источник этих комет — рассеянный диск, динамически активная область, созданная направленным вовне движением Нептуна 4,5 миллиарда лет назад; объекты рассеянного диска, такие как Эрида, похожи на объекты пояса Койпера, но уходят по своим орбитам очень далеко от Солнца (до 100 а. е./1 150 лакх).
Пояс Койпера не следует путать с гипотетическим облаком Оорта, которое расположено в тысячи раз дальше. Объекты пояса Койпера, как и объекты рассеянного диска и облака Оорта, относят к транснептуновым объектам.
Давно было известно, что кометы обладают конечным временем жизни. Когда они приближаются к Солнцу, его высокая температура испаряет летучие вещества с их поверхности в открытый космос, постепенно уничтожая их. Поскольку кометы не исчезли задолго до нашего времени, эта популяция небесных тел должна постоянно пополняться. Предполагают, что одна из областей, из которой идёт такое пополнения — это «облако Оорта», сферический рой комет, простирающийся более чем на 50 000 а. е./575 000 лакх от Солнца, гипотеза о существовании которого была впервые выдвинута Яном Оортом в 1950 году.
 В 1980 году, Хулио Фернандес подсчитал, что на каждую комету, которая движется из облака Оорта во внутренние области Солнечной системы, приходится 600 комет, которые выбрасываются в межзвёздное пространство. Он предположил, что кометный пояс между 35 и 50 а. е. мог бы объяснить наблюдаемое количество комет.
Рассеянные объекты: имеют большой эксцентриситет орбиты и могут в афелии удаляться от Солнца на несколько сотен астрономических единиц. Их известно около 100, общее число считается примерно равным 10 000.
Признавая заслуги Кеннета Эджворта, астрономы иногда называют пояс Койпера «поясом Эджворта — Койпера». Однако Брайан Марсден считает, что ни один из этих учёных не заслуживает такой чести: «Ни Эджворт, ни Койпер не писали ни о чём похожем на то, что мы сейчас наблюдаем — это сделал Фред Уиппл». Есть и ещё одно мнение — Дэвид Джуитт сказал по поводу этой проблемы следующее: «Если говорить о чьём-то имени… то Фернандез более всех заслуживает чести считаться человеком, предсказавшим пояс Койпера». Некоторые группы учёных предлагают использовать для объектов этого пояса термин транснептуновый объект (ТНО) как наименее спорный. Однако это не синонимы, так как к ТНО относят все объекты, обращающиеся за орбитой Нептуна, а не только объекты пояса Койпера.

Для того чтобы сравнить погрешности перевода сделанного с английского и с санскрита на русский сравним переводы Шримад-бхагаватами пураны, выполненный Ш. Прабхупадой, и уже после этого переведенной на русский и выполненный советскими авторами перевод напрямую с санскрита;

Перевод Ш. Прабхупады;
Вместе с ними появился позолоченный лук, два колчана с разящими без промаха стрелами и небесные доспехи. Дед царя Бали, Махараджа Прахлада, одарил его гирляндой из неувядающих цветов, а Шукрачарья пожаловал ему раковину.
Советский перевод;
Появился также и позолоченный лук, два колчана с меткими, без промаха бьющими стрелами и небесные доспехи. Дед Бали Mахараджи, Прахлада Mахараджа одарил Бали гирляндой из цветов, которые никогда не увядают, а Шукрачарья пожаловал ему раковину.

Совершив по совету брахманов этот ритуал и получив по их милости все необходимое для сражения, Махараджа Бали обошел вокруг брахманов и поклонился им. Потом он выразил почтение Махарадже Прахладе и тоже поклонился ему.
Совершив по наущению брахманов особый ритуал и получив по их же милости воинские доспехи, он обошел вокруг них и склонился перед ними в поклоне. Он также оказал почтение Прахладе Mахарадже, поклонившись ему.

Затем, взойдя на колесницу, полученную благодаря Шукрачарье, Махараджа Бали, украшенный гирляндой, облачился в доспехи, вооружился луком, взял меч и колчан со стрелами. С золотыми браслетами на руках и сапфировыми серьгами в ушах, он, восседавший на колеснице, сиянием походил на священный огонь.
Затем взойдя на колесницу, подаренную ему Шукрачарьей, Бали Mахараджа, украшенный чудесной гирляндой, облачился в доспехи, вооружился луком, взял меч и колчан со стрелами. Золотые браслеты на его руках и сапфировые серьги в ушах сверкали, а сам он, восседавший на колеснице, сиянием был подобен жертвенному огню.

Он, все его войско и предводители этого войска, которые не уступали ему в силе, богатстве и красоте, вместе выглядели так, будто готовы были поглотить небо и испепелить взором все вокруг. Собрав армию демонов, Махараджа Бали направился к роскошной столице Индры. От поступи его войска как будто сотрясался весь мир.
 Когда он созвал своих воинов и предводителей демонов, не уступавших ему в силе, богатстве и красоте, и они предстали перед ним, то казалось, что они поглотят небо и испепелят все вокруг своим взглядом. Собрав свою рать, в числе которой были и воины-демоны, Бали Mахараджа отправился в богатую столицу Индры, при этом казалось будто весь мир дрожит у него под ногами.

В городе Индры было множество фруктовых садов и увеселительных парков, главными из которых были сады Нандана. Ветви вечных деревьев в нем склонялись к земле под тяжестью цветов, листьев и плодов. В нем парами кружились щебечущие птицы и жужжали пчелы. Все вокруг было наполнено райским блаженством.
Город царя Индры был полон фруктовых садов и тенистых парков таких, как парк Нандана. Ветви вечных деревьев клонились там под тяжестью цветов, листьев и плодов. Tуда парами слетались щебечущие птицы и жужжащие пчелы. Повсюду царила атмосфера райского блаженства.Все вокруг дышало райским блаженством.

Красавицы, оберегаемые полубогами, резвились в садах, где было много поросших лотосами прудов с лебедями, журавлями, чакраваками и утками.
Красавицы, охраняемые полубогами, резвились в парках, где в прудах, поросших лотосами, плавали лебеди, журавли, птицы чакравака и утки.

Город был окружен рвами, наполненными водой из Ганги (Акаша-ганги), и высокой крепостной стеной огненного цвета. Крепостная стена была оснащена площадками для воинов
Город был окружен рвами, наполненными водой из Ганги, известной как Акаша-ганга, и высоким крепостным валом огненного цвета. На этом валу находились площадки для битвы.

Ворота были отлиты из золота, а порталы сделаны из отборного мрамора. От них начинались городские улицы и дороги. Весь город был творением Вишвакармы.
Двери были сделаны из цельных золотых пластин, а ворота - из превосходного мрамора. Сюда сходилось множество больших дорог (Отсюда брали начало). Город был творением Вишвакармы.

В городе было великое множество площадей, широких улиц, залов для собраний и не меньше ста миллионов воздушных кораблей. На перекрестках дорог, вымощенных жемчугом, стояли беседки из бриллиантов и кораллов.
В городе было великое множество дворов, широких дорог, домов собраний и не меньше ста миллионов воздушных кораблей. На перепутьях дорог, сделанных из жемчуга, были установлены (располагались) сидения из бриллиантов и кораллов.

Вечно юные девы, облаченные в свежие одежды и блиставшие неувядающей красотой, украшали собой улицы города, как праздничные огни. Все они обладали качеством шьяма.
Вечно юные и прекрасные девы, облаченные в свежие одежды, появляясь на улицах города, блистали своей красой, как искры, вспыхивавшие в пламени. Все они обладали качеством шйамы.

Ветер разносил по улицам города аромат цветов, падавших с волос небожительниц.
Легкий ветерок разносил по улицам города аромат цветов, падавших из волос небожительниц.

Апсары гуляли по улицам, над которыми плавал белесый, ароматный дым благовония агуру, струившийся из окон, забранных золотыми решетками.
Апсары проходили по улицам, которые были окутаны белоснежным, пахучим дымом благовония агуру, струившимся из ажурных золотых оконцев.

Украшенные жемчугом балдахины затеняли улицы города, а на куполах дворцов развевались флаги, расшитые жемчугом и золотой нитью. Воздух оглашался криками павлинов, повсюду слышалось воркование голубей и жужжание пчел, а в вышине над городом парили воздушные корабли с небожительницами, которые пели священные песни, ласкавшие слух.
Балдахины, украшенные жемчугом, затеняли улицы города. На куполах дворцов развевались флаги, расшитые жемчугом и золотом. Город постоянно оглашался криками павлинов, повсюду слышалось воркование голубей и жужжание пчел, а в вышине над городом кружили парили воздушные корабли, заполненные красавицами, которые неумолчно пели благоприятные песни, ласкающие слух.

Город был наполнен звуками мриданг, раковин, литавр, флейт и струнных инструментов. Эти звуки гармонично сливались вместе. В них вплетали свое пение гандхарвы, и под них танцевали жители Индрапури. Красота этого города затмила блеск самой олицетворенной красоты.
Город был наполнен звуками мриданг, раковин, флейт и хорошо настроенных струнных инструментов, сливавшихся в единую мелодию. Повсюду можно было видеть танцующих и слышать несмолкающее пение Гандхарвов. Красота Индрапури затмевала собой блеск олицетворенной красоты.

В тот город не могли вступить грешные, завистливые, жестокие, лживые, тщеславные, похотливые и жадные. Все, кто там жил, были свободны от этих пороков.
Tе, кто грешны, завистливы, жестоки по отношению к другим живым существам, коварны, тщеславны, похотливы или жадны не могли даже вступить в пределы этого города. Жившие там, были свободны от подобных грехов.

Несметное войско Махараджи Бали осадило столицу Индры и со всех сторон атаковало Индрапури. Махараджа Бали затрубил в раковину, пожалованную ему духовным учителем, Шукрачарьей, и ее звук вселил страх в сердца женщин, находившихся под защитой Индры.
Несметное воинство, возглавляемое Бали Mахараджей, осадило столицу Индры и со всех сторон бросилось на штурм Индрапури. Бали Mахараджа затрубил в раковину, пожалованную ему его духовным учителем, Шукрачарьей, вселяя ужас в сердца дев, находившихся под покровительством Индры.

Видя неутомимое рвение Махараджи Бали и понимая его намерения, царь Индра вместе с другими полубогами отправился к своему духовному учителю, Брихаспати, и сказал ему такие слова.
Видя неутолимое рвение Бали Mахараджи и понимая что движет им, царь Индра вместе с другими полубогами обратился к своему духовному учителю, Брихаспати, и изрек следующее.

О мой господин, наш давний враг, Махараджа Бали, вновь полон желания вступить в бой. Сейчас он обрел такую удивительную силу, что нас одолевают сомнения, сможем ли мы устоять перед ним.
Mой господин, наш давний враг Бали Mахараджа вновь преисполнен желания вступить в бой. Он - доблестный воин, и к тому же, обрел столь удивительную силу, что нас одолевают сомнения, сможем ли мы устоять перед ним.

Во всем мире нет никого, кто был бы способен противостоять военной силе Бали. Кажется, будто он намерен выпить всю вселенную своими устами, языком слизать все десять сторон света, а очами предать всю вселенную огню. Воистину, он похож на всепожирающий огонь самвартака.
Никто в целом свете не способен противостоять ратным талантам Бали. Кажется, будто он пытается выпить всю вселенную своим устами и слизать своим языком все в десяти направлениях, а очами своими возжечь повсюду пламя. Воистину, он подобен всепожирающему огню, известному как самвартака.

Милостиво поведай мне, в чем источник силы, могущества и непобедимости Махараджи Бали? Благодаря чему он вдруг преисполнился такой решимости?
Mилостиво поведай мне, в чем источник силы, могущества и непобедимости Бали Mахараджи? В чем причина того, что он вдруг преисполнился такого рвения?

Брихаспати, духовный учитель полубогов, сказал: О Индра, мне известна причина могущества твоего врага. Это брахманы, потомки Бхригу Муни, довольные своим учеником, Махараджей Бали, наделили его необычайной силой.
Брихаспати, духовный учитель полубогов, изрек: О, Индра, мне известна причина могущества твоего врага. Брахманы, потомки Бхригу Mуни, довольные своим учеником, Бали Mахараджей, наделили его столь необычайной силой.
(8:15: 6-28)
При всем уважении к Прабхупаде, все же я более доверяю советскому переводу, ибо если и не он, то переводчики его английского перевода на русский могли пусть и не сознательно внести в него искажения. Учёным же индологам делать это небыло никакого смысла.
Хари Кришна.

Предлагается сравнить;
"6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй."
Далее Яхве впотьмах творит растения, в том числе (и сие отмечается особо) "приносящие плод" (которые появились после динозавров).
"14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо."
(Бытие).
Расстояния понятно не указываются.

И кто из нас Варвар?

Приложения
1) Давайте сравним вычисления профессора Линн Конвей (сделанные для США) с распространённостью транссексуальности в других странах и культурах, где транссексуалам доступна возможность так или иначе сменить пол. В этих сравнениях мы неминуемо столкнёмся с трудностями, которые обусловлены существенными различиями в терминологии, классификации, технологиях смены пола и культурных особенностях. Тем не менее, даже в этом случае мы можем произвести сопоставления и сделать некоторые выводы.
К примеру, количество индийских хиджра оценивается приблизительно в 1 000 000 человек в стране с одним миллиардом населения. Поскольку в Индии проживает около 375 миллионов мужчин в возрасте старше 13 лет, то по грубым подсчётам распространённость хиджра составляет 1:375. Благодаря установившимся с недавних пор контактам между главами семейств хиджра и западными транссексуальными женщинами удалось установить, что большинство из тех, кто в раннем возрасте подвергается примитивной смене пола в стиле хиджра, на самом деле являются интенсивными транссексуалами. Превращение в хиджра сопряжено с катастрофической потерей социального статуса, а это подсказывает нам, что в Индии есть множество транссексуалов, которые не решаются на смену пола. Следовательно, расчётная распространённость хиджра (1:375) скорее всего представляет собой "наблюдаемую", заниженную оценку.
Эта оценка подтверждается обзором о положении транссексуалов в Малайзии, где в городах, как и в США, существуют кварталы - гетто, населённые "транни". В обзоре сказано, что в Малайзии с её населением в 21,8 миллиона человек проживает до 50 000 "транссексуалов, открыто живущих как женщины" (обзор включает в себя и трансгендерные, и транссексуальные ситуации). Разделив 50 000 на 8 200 000 (то есть на количество мужчин в возрасте старше 13 лет), мы получим приблизительную оценку распространённости - 1:170. В этой группе населения каждый третий или каждый пятый человек, вероятно, является интенсивным транссексуалом, и сделал бы операцию при первой возможности. Кроме того, наверняка среди малайзийцев есть трансгендеристы и транссексуалы, которые не решаются на "переход", опасаясь дискриминации. Поэтому, скорее всего, полученные нами данные (1:170) характеризуют "скрытую", истинную распространённость. (Обратите внимание:  прежние исследования показывали, что в Малайзии живут по меньшей мере 10 000 транссексуальных женщин. Даже с учётом этих старых данных распространённость MtF транссексуализма в Малайзии составляет 10 000/8 200 000 = 1:820. Эти числа также находятся в пределах диапазона, определённого Линн).
В 2001 году Донна Патрисия Келли, используя методику Линн, вычислила распространённость транссексуализма в Великобритании. Подсчитав количество послеоперационных TS женщин, Донна сначала получила оценку распространённости транссексуальных операций (1:3750), а затем определила распространённость MtF транссексуализма - 1:750. И снова расчёты, сделанные в другой стране, совпали с диапазоном Линн.
Схожий результат мы наблюдаем и в работе сотрудника Гонконгского Университета Сэма Винтера. - "Число катойя". Винтер сообщает, что на каждую 1000 населения Таиланда приходится примерно 6 человек (TG+TS), совершающих социальный "переход" (если точнее - то 1:167). Работа Сэма Винтера интересна тем, что в ней описан очень своеобразный метод вычисления распространённости трансгендеризма и транссексуализма: количество катойя среди случайных прохожих на улице определяли другие катойя, специально нанятые в качестве "экспертов". Кажется вероятным, что из числа катойя, подсчитанных Сэмом, каждая третья или каждая пятая является интенсивной транссексуальной женщиной, которая уже сделала операцию или сделала бы её при первой возможности. Если это так, то нижняя граница распространённости транссексуализма в Таиланде находится в диапазоне от 1:500 до 1:800. [Было бы полезно продолжить эти исследования, и определить во-первых количество транссексуальных женщин среди катойя, уже сделавших операцию, а во-вторых - узнать, насколько желания таиландских TS катойя ограничиваются стоимостью операций).
Сравнив результаты исследований из разных стран, мы получаем усреднённый показатель распространённости MtF транссексуализма -  1:500. Почти в 100 раз больше, чем указано в DSM-IV-TR! На два порядка больше!

Выводы о распространённости транссексуализма в сравнении с другими трансгендерными явлениями
  Есть ещё один способ проверки наших вычислений. Мы попытаемся определить, как наши числа перекликаются с приблизительным процентным соотношением разнообразных гендерных явлений, и с распространённостью этих явлений.
В Соединённых Штатах делались попытки оценить распространённость так называемого кросдрессинга (систематического переодевания мужчин в женскую одежду). Большинство исследователей солидарно в том, что кросдрессингом занимается от 2 до 5 процентов взрослых американцев (то есть от 1:50 до 1:20). В это число включены все люди, получающие от переодевания большое удовольствие, независимо от того, носят ли они женскую одежду на людях, или в одиночестве, или в закрытых клубах для кросдрессеров. В большинстве случаев главным мотивом кросдрессинга является фетишистское возбуждение. Однако у части кросдрессеров (по некоторым сведениям - у трети) причиной переодевания кроме этого являются слабые, умеренные или сильные трансгендерные чувства.

2) Плазменный электролиз позволяет получать аммиак из азота и воды без катализатора
Американские химики получили аммиак из азота и воды, не используя ни жестких условий реакций, ни катализаторов. Для активации азота они использовали плазменный электрод. Аммиак — важнейший продукт химической промышленности, именно в него связывают атмосферный азот для производства других азотсодержащих соединений. Ежегодно производится 180 млн тонн аммиака по разработанному больше века назад процессу Габера — Боша, на что тратится 1% от всей энергии, вырабатываемой человечеством. Новый способ, если его получится масштабировать и внедрить в промышленность, должен будет облегчить это бремя без потери производительности.

Азот — один из самых распространенных элементов на Земле, только в атмосфере общее количество азота оценивается в 3,87;1015 тонн.
 Несмотря на это, связывание атмосферного азота представляет чрезвычайно сложную задачу — прочная тройная связь между атомами в молекуле N2 делает эту молекулу крайне инертной.

[Станут ли доступны азотные удобрения голодающим Африки?
А что толку.
Если люди живут как животные, трахаясь и рожая - у них и численность регулируется как в природе, естественным отбором, лишние помирают с голоду. И хоть какие технологии им дай, они через поколение размножатся так, что еды снова не хватит. А. Д.]

В настоящее время связывание атмосферного азота в промышленности проводят с помощью процесса Габера — Боша: аммиак синтезируется из атмосферного азота и водорода в присутствии железосодержащих катализаторов при высоких давлении (150–300 атмосфер) и температурах (400–500 °C). Несмотря на внешнюю простоту реакции, лежащей в основе процесса Габера — Боша (ее уравнение выглядит так: N2 + 3H2 = 2NH3), «за него» было присуждено уже две Нобелевских премии по химии. Первая — Фрицу Габеру (в 1918 году), одному из разработчиков промышленного получения аммиака из водорода и азота, вторая — Герхарду Эртлю (в 2007 году) за работы по изучению механизма процесса Габера — Боша, позволившие сделать его эффективнее.
Интерес к этой простой реакции легко объяснить: процесс Габера — Боша стал важным этапом в развитии химической технологии, благодаря которому появилась возможность производить азотные удобрения, взрывчатые вещества и химическое сырье, не завися от месторождений селитры. Появившиеся благодаря процессу Габера — Боша дешевые азотные удобрения позволили увеличить производительность сельского хозяйства и снизить угрозу голода в промышленно развитых государствах Европы и Америки.
По различным оценкам, на получение аммиака человечество тратит не менее 1% от всей вырабатываемой энергии: аммиака нужно много, а процесс Габера — Боша крайне энергозатратен. Во-первых, чтобы получить из азота и водорода аммиак, нужно затратить колоссальную энергию на сжатие и разогрев азото-водородной смеси. Во-вторых, реакция азота с водородом обратима и выход аммиака составляет всего 15% от возможного. Из-за этого необходимо выходящую из реактора азото-водородо-аммиачную смесь разделять и оставшиеся после отделения аммиака азот и водород заново направлять в реактор, увеличивая время нахождения исходных веществ при повышенных давлении и температуре. Еще одна проблема процесса Габера — Боша — водород, который получают с помощью многостадийной конверсии природного газа или каменного угля, что также приводит к затратам энергии и образованию парниковых газов. К сожалению, организация технологического цикла по получению аммиака с помощью процесса Габера — Боша (в особенности — циркуляция азото-водородной смеси) не позволяют интегрировать производство аммиака с технологиями получения водорода из возобновляемых источников, в первую очередь — электролизом воды.
В последнее время делаются попытки найти альтернативу процессу Габера — Боша, которую можно было бы использовать в тех же масштабах: ведутся разработки способов синтеза аммиака в более мягких условиях или/и применения возобновляемых источников (воды или водорода, полученного ее электролизом). В качестве перспективных вариантов рассматривают фотокаталитические и электрохимические процессы.
Если судить по количеству публикаций, то количество попыток разработать новые способы получения аммиака растет, но ни один из изученных способов пока нельзя рассматривать как альтернативу процессу Габера — Боша. Главный их недостаток — низкий (менее 1%) выход аммиака, в основном связанный с катализатором: молекулярный азот N2 плохо адсорбируется на поверхности катализатора, в результате чего тройная связь азот-азот недостаточно ослабляется для реакции с водородом. Кроме этого катализаторы фотохимических процессов — полупроводники — могут способствовать окислению образующегося аммиака, а катализаторы электрохимических процессов — металлы — адсорбируют частицы, содержащие водород (H2, H+, и т. д.), лучше, чем азот. Последнее обстоятельство приводит к тому, что в электрокаталитических процессах преимущественно происходит выделение молекулярного водорода, а не аммиака.

Мохан Санкаран и его коллеги из Кейсовского университета Западного резервного района (Кливленд, США) решили использовать не каталитическую, а плазменную активацию азота для реакции. Этот способ активации азота известен уже давно: еще до работ Габера был разработан процесс Биркеланда — Эйде  — получение оксидов азота при пропускании воздуха через электрическую дугу. Правда, он был гораздо менее эффективным, чем способ, разработанный Габером. В каком-то смысле эта идея была подсмотрена у самой природы: во время гроз молнии довольно эффективно разбивают молекулы N2, в результате чего образуются оксиды азота.
В прошлом году была опубликована работа, в которой плазменная активация позволила получить аммиак из азота и водорода на гетерогенном катализаторе при атмосферном давлении и относительно низкой температуре — 200 °С. Водород для этой реакции опять же был получен конверсией природного газа и, хотя результаты этого исследования бесспорно интересны, проблему селективного восстановления азота до аммиака с помощью возобновляемого сырья пока еще не удавалось решить никому.

Американские ученые решили использовать гибридный электролитический подход, чтобы попробовать получить аммиак в мягких условиях и при атмосферном давлении без катализаторов. В отличие от указанных выше процессов, в которых азот активируется плазмой, ключевыми частицами для новой реакции являются гидратированные электроны. Эти частицы — разновидность сольватированных электронов, то есть электронов, захваченных средой из-за поляризации ими окружающих молекул, — являются наиболее эффективными восстановителями. Гидратированные электроны возникают в растворе при взаимодействии воды и плазмы, образующейся в результате разрушения молекул N2 под действием электрического тока. То, что гидратированные электроны могут восстанавливать азот до аммиака было уже известно, однако в предыдущих работах сольватированные электроны получали с помощью облучения ультрафиолетом.
Опыты группы Санкарана показали, что можно получать гидратированные электроны на границе раздела газ/жидкость, которые восстанавливают атмосферный азот до аммиака с высокой избирательностью: практически 100% вступающих в реакцию молекул азота N2 превращается в аммиак NH3. Правда, столь высокая избирательность может объясняться и тем, что образовавшийся в результате реакции аммиак просто не мог вступать во вторичные реакции окисления — эксперименты проводили не с воздухом, а с чистым азотом или смесью азота и аргона, то есть аммиак и другие продукты реакции просто не могли окислиться.

Измерение скорости образования аммиака при разных параметрах (меняли силу тока электролиза, pH раствора, в котором протекало образование аммиака, добавляли и убирали катализатор и частицы-ловушки потенциальных интермедиатов реакции) показало, что ключевой стадией образования аммиака является восстановление гидратированными электронами протонов (H+) до радикалов водорода (H·). Также оказалось, что скорость образования аммиака зависит только от концентрации H+, но не от присутствия катализатора, не говоря уже про скорость адсорбции и десорбции активных частиц на катализаторе.
Фарадеевская эффективность электролиза (доля общего электрического заряда, прошедшего через электролизер, затраченная на образование целевого продукта, в данном случае — аммиака) в предложенном американскими учеными процессе максимальна первые десять минут, затем начинает быстро снижаться, а через десять минут перестает изменяться. Исследователи объясняют понижение выхода по току быстрым понижением концентрации ионов Н+ в начале реакции. Тем не менее, приводящаяся на этом же рисунке линейная скорость накопления аммиака противоречит падению эффективности электролиза со временем. Если же посмотреть на ошибку, с которой определена фарадеевская эффективность обнаруженного процесса при времени пять минут, можно предположить, что существенного снижения эффективности не происходит.
Эта попытка получения аммиака с помощью плазменного электролиза из возобновляемого сырья кажется достаточно перспективной: получать аммиак из воды и азота, как уже говорилось, весьма заманчиво, а предлагаемом способе достигается хороший выход аммиака. Конечно, энергия, необходимая для создания плазмы, тоже велика, однако, теоретически, это процесс должен поглощать меньше энергии — нет необходимости тратить энергию на сжатие азота до сотен атмосфер.

Тем не менее, отказываться от процесса Габера — Боша преждевременно: есть много моментов, над которыми исследователям еще предстоит поработать. Желательно модифицировать технологию, чтобы в качестве сырья годился воздух, а не очищенный или разбавленный инертным газом азот. Необходимо масштабировать процесс — ведь в экспериментах изучалась только принципиальная возможность применения плазменного электролиза для синтеза аммиака из воды и азота, и аммиак получали в миллиграммовых количествах. Но нужно помнить и о том, что технологический регламент процесса Габера — Боша до пуска первого завода по производству аммиака подбирался около десяти лет, а его модификация для увеличения производительности проводится до сих пор.
24. 01. 2019.

3) Зачем вам целых три?

– Мы бы хотели, – сказал Синхрофазий, слегка покачиваясь то вправо, то влево, – чтобы одна рассказывала истории замысловатые, но утешные, другая
– хитроумные и лукавые, а третья – бездонные и берущие за душу.
– То есть одна для упражненья ума, другая для развлеченья, а третья для назидания? – подхватил Трурль. – Понятно. О плате сразу уговоримся или потом?

– Когда построишь машины, потри этот перстень, – отвечал пришелец, – и перед тобою появится мой паланкин; ты сядешь в него вместе с машинами и мигом примчишься в пещеру Гениалона,
 а там уже выскажешь все желанья свои, которые король по мере возможности безусловно исполнит.

С этими словами он поклонился, подал Трурлю перстень, сверкнул ослепительно и закатился в паланкин; тотчас же паланкин овеяло светлое облако, что-то бесшумно сверкнуло, и Трурль остался один перед домом с перстнем в руке, не слишком довольный случившимся.

– «По мере возможности»! – бормотал он, переступая порог своей лаборатории. – Ох, и не люблю же я этого! Дело известное: едва наступает срок платежа, как всяким учтивостям, церемониям да экивокам приходит конец и начинаются хлопоты, которые часто не дают ничего, кроме шишек…

В ту же минуту сияющий перстень в руке у него дрогнул и отозвался:– «По мере возможности» объясняется тем, что король, отрекшись от королевства, стеснен в средствах; однако он обратился к тебе, о конструктор, как мудрец к мудрецу, и не ошибся, как вижу, коль скоро говорящий перстень тебя нимало не удивил; не удивляйся же и бедности королевской, ибо плату получишь щедрую, хотя, быть может, не золотом. Но золотом не всякий утоляется голод.

– Что ты мне тут плетешь, перстенек? – отвечает Трурль. – Мудрец, мудреца, мудрецом, а электричество, ионы, атомы и всякие драгоценности, употребляемые для постройки машин, влетают в копеечку. Я люблю договоры ясные, подписанные, с параграфами и печатями; я не падок на всякую мелочь, но золото я люблю, особенно в изрядных количествах, и не стыжусь в этом признаться! Его блеск, его желтый отлив, его милая сердцу тяжесть таковы, что стоит мне высыпать на пол один-другой мешочек дукатов и под приятный их звон по ним покататься, как вмиг светлее становится на душе, словно кто-то внес туда солнышко и зажег. Да, я люблю золото, черт побери! – закричал он, ибо собственные слова слегка его распалили.
– Но к чему тебе золото, получаемое от других? Разве ты не можешь сам его изготовить, сколько душа пожелает? – спросил, сверкнувши от изумления, перстень.
– Не знаю, насколько мудр твой король, – отвечает на это Трурль, – но ты, как я погляжу, совершенно необразованный перстень! Это что же, я сам себе должен золото делать? Да где это видано?! Разве сапожник живет тем, что себе сапоги тачает? Разве повар стряпает для себя, а солдат за себя воюет? А производственные издержки? Ты о них когда-нибудь слышал? Впрочем, золото золотом, но еще я люблю поворчать. А теперь помолчи, мне пора уже за работу браться.
Бросил он перстень в жестянку старую и взялся за дело. Построил три машины в три дня, не выходя из дому, а после задумался, какую бы им придать форму, ибо любил простоту и функциональность. Стал он пробовать всевозможные кожухи; поскольку же перстень то и дело подавал из жестянки голос, Трурль прикрыл ее, чтобы неуместные замечания не мешали работе.

Под конец он покрасил машины – первую в белый цвет, вторую в лазоревый, а третью в черный, затем потер перстень, погрузил машины в паланкин, который немедля явился, сам в нем уселся и стал ждать, что будет дальше. Засвистело, загудело, пыль взметнулась, осела, и Трурль, выглянув через окошко паланкина, увидел, что находится в просторной, посыпанной белым песочком пещере; сперва он заметил несколько деревянных лавок, прогибавшихся под старыми фолиантами, а потом ряд шаров, сияющих дивным блеском. В одном он узнал чужеземца, что заказывал ему машины; в центральном же шаре – тот был побольше и от старости покрыт сетью царапин.
С. Лем "Кибериада".

4) Единственный европейский эксплуатант самолета «Сухой суперджет» отказался от лайнера
Ирландская авиакомпания CityJet возвращает семь судов группе «ВЭБ.РФ», пишет газета «Ведомости». Пока что пять из них находятся в Ирландии, но последний раз они поднимались в воздух в начале января. CityJet получила SSJ100 два-три года назад. О возможном отказе от них ирландской компании в руководстве «Гражданских самолетов Сухого» говорили в конце прошлого года. По словам представителей российской стороны, это было связано с тем, что CityJet поменяла свою бизнес-модель.
18. 02. 2019.
https://echo.msk.ru/news/2373135-echo.html
Поэтому Арешкин предложил потратить нефтяные деньги на обустройство сервисных центров для эксплуатации этих суперсамолетов. Это верх блаженства - купить 80% комплектующих за нефтяные деньги, собрать их здесь в единое целое за нефтяные деньги, отправить из за границу в кредит за нефтяные деньги и организовать их обслуживание за нефтяные деньги. И конечно списать, как безнадёжно потерянные, часть этих денег, украденных по дороге. Бизнес по-путински