О благородном цензоре, падшем поэте и не только-15

Ион Жани
О благородном цензоре, падшем поэте и не только, или о русофобии некоего Колкера, его  «Тризне по России», ГУЛАГ-е СоЛЖЕницина, экономике Сталина и историческом предвидении советского цензора-15

(Из воспоминаний моего благородного товарища из Карабаха).
 
Примечательна история появления Кунсткамеры. В 1917 году  Петр  приобрёл всю коллекцию известного голландского анатома Рюйша, что насчитывало более 2 тысяч экспонатов. В довесок к покупке Рюйш раскрыл русскому царю секрет бальзамирования трупов с помощью особого состава — liquor balsamicum. Наряду с коллекцией анатомического кабинета Петр приобрел собрание препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых у голландского аптекаря Альберта Себы. Впоследствии обе эти коллекции составили основу российской Кунсткамеры. В 1747 году здание Кунсткамеры случился пожар. Среди затронутых пламенем предметов — немалое число книг и вся этнографическая коллекция — пострадали и анатомические препараты. И только к 1766 году после продолжительно ремонта и восстановления уничтоженных коллекций Кунсткамера вновь открыла свои двери посетителям. А в 1903 — в год 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга — Кунсткамере дали новое имя, которое она носит и по сей день — «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого». К тому времени, почти 250 лет в Кунсткамере хранилась одна из величайших коллекций, которая насчитывала порядка 900 предметов. Экспонаты здесь хранились под двойной «броней» — колбы с заспиртованными «образцами» защищали толстые стекла огромных шкафов, в которых тесными рядами были и выставлены диковины. Помимо коллекций раковин и морских моллюсков моё юношеское любопытство заставила остановиться у склянок с аномальными младенцами или их частями. И как ни ужасно это звучит, но это действительно это было интересно! Здесь есть и зародыши, и уже родившиеся умерщвленные детки с различными пороками — сращенными глазами (циклопия); отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия); с хвостом, как у русалки (сиреномелия) и другими.  Противоречивые чувства вызывало и «кладбище монстров» — и отвращение и любознательность одновременно. Но если вы все же сможете перебороть первое, то, поверьте мне, второе окупиться вдвойне. После такого «незабываемого» экскурса в «практику» аномалий приходит опустошение, а все мысли куда-то разом исчезают — да и о чем могут быть эти мысли? Словом, это было, что-то мерзкое, что каждый человек один раз должен непременно видеть. Признаюсь, что в дальнейшей моей жизни, никогда не возникало желания лицезреть эти картины ещё раз.                А вот в музей Михаил Фёдоровича Достоевского можно ходить сколько угодно. Кстати, в этом музее я был в сопровождении дяди Володи. Если после посещения Пушкинских мест Ленинграда я просто «заболел» Пушкиным, то после посещения музея Достоевского, я открыл для себя совершенного гения и провидца Достоевского. Во многом из рассказов дяди Володи, я узнал, что музей Ф. М. Достоевского был создан в квартире в Кузнечном переулке, где писатель завершил роман «Братья Карамазовы» и провел последние годы жизни. Идея принадлежала вдове Федора Михайловича: покидая Петербург в 1917 г., Анна Григорьевна передала на склад все личные вещи покойного мужа, которые впоследствии и составили основу экспозиции музея. Экспозиция разделена на две части: мемориальную и литературную. В мемориальной части квартиры (передняя, гостиная, кабинет, столовая, комната жены писателя Анны Григорьевны Сниткиной), представлены личные вещи Достоевского и предметы обстановки. Каждый угол комнаты символизирует один из этапов жизни писателя. Обстановка дома была воссоздана по многочисленным имеющимся описаниям квартиры Федора Михайловича. Литературная экспозиция включала прижизненные издания произведений Достоевского, истории создания произведений и иллюстрации к ним, книги, а также фотографии с автографами писателя и его знаменитых современников, рукописи и портреты прототипов героев романов. Один из самых любопытных экспонатов — карта «Петербурга Достоевского». Это работа художника Бориса Костыгова, на карте города отмечены все адреса, где жили герои произведений Достоевского, их дома в увеличенном виде и описание. Библиотека Великого писателя насчитывает более 24 000 книг, и эта коллекция продолжала пополняться, благодаря дарам друзей музея и ученых-исследователей творчества Достоевского. Помимо экспозиции, в музее был театральный зал, где проходили театральные постановки по произведениям Достоевского, а ежегодно в ноябре проводились международные научные конференции «Достоевский и мировая культура», а также литературные вечера и выставки                К памятнику Екатерине II, на пл. Островского, перед Александринским театром, который был открыт в 1873 году, я пошёл один. Однако, мне сильно повезло. В тот день мне удалось примкнуть к туристической группе с девушкой-гидом. От неё я узнал, что подножие постамента с величественной фигурой Екатерины Великой окружают изображения ее знаменитых приближенных: А. В. Суворова, П. А. Румянцева, Г. Р. Державина, И. И. Бецкого, Е. Р. Дашковой, А. Г. Орлова, А. А. Безбородко, Г. А. Потёмкина, В. Я. Чичагова. Гранит разных пород для пьедестала памятника привезли водным путём с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада, а оттуда — по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли, доставили на место. Одновременно с сооружением памятника шли работы по созданию сквера. Открытие сопровождалось военным парадом и салютом. После церемонии открытия в Публичной библиотеке накрыли столы для чествования авторов памятника….