О благородном цензоре, падшем поэте и не только-12

Ион Жани
О благородном цензоре, падшем поэте и не только, или о русофобии некоего Колкера, его  «Тризне по России», ГУЛАГ-е СоЛЖЕницина, экономике Сталина и историческом предвидении советского цензора-12

(Из воспоминаний моего благородного товарища из Карабаха).

Не меньший интерес у меня вызвал поход в другой величественный собор Ленинграда – Казанский. Я узнал, что Казанский собор это один значимых памятников  русской воинской славы. Не менее величественной оказалась история его сооружения, имеющая непосредственное отношение к мировой истории. Оказалось, что путешествующий по Европе наследник престола Павел Петрович был так поражен красотой и гармоничностью собора Святого Петра в Риме и площади перед ним, окруженной колоннадами, что  в 1799 году, уже будучи императором Павел I, возжелал увидеть подобное сооружение у себя в столице. Он объявил конкурс на лучший проект собора, который должен был заменить обветшавшую церковь Рождества Богородицы (в народе известной, как Казанская церковь), построенной в 30-х годах XVIII века.  В той церкви хранилась одна из главных реликвий России — чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Главным условием конкурса стало то, что будущий храм должен был быть похож на пришедшуюся ему по душе святыню Вечного города. Из всех представленных работ утвердили проект молодого талантливого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. Уже после убийства Павла I, 27 августа 1801 года состоялась торжественная закладка Казанского собора в присутствии императора Александра I. Перед архитектором стояла непростая задача. Строительство нового храма предполагалось на участке у Невского проспекта, вытянутого с запада на восток. У православных церквей, алтарь всегда обращен на восток, а главный фасад с входом — на запад, таким образом, к Невскому проспекту оказывался обращен северный (боковой) фасад будущего храма. Архитектор Воронихин нашел изящное решение — боковой фасад он зрительно превратил в главный, пристроив к нему грандиозную полукруглую колоннаду, раскрывающуюся в сторону главной магистрали города. 96 поставленных в четыре ряда колонн стали также напоминаем о колоннах, замыкающих площадь перед собором Святого Петра в Риме. После войны 1812 года в храм перенесли 27 трофейных знамен разгромленной французской армии. А в последующие годы здесь хранили ключи от крепостей и городов Европы и знамена, добытые русской армией в результате походов 1813—1814 годов. У стены Казанского собора похоронен прославленный фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. А на парадной площади установлены бронзовые памятники великим полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.                Конечно же, особый интерес у меня вызывали сакральные места Ленинграда, связанные с именем Великого Петра. В первых рядах этого списка, которые мы посетили, была Александро-Невская Лавра. Это место называют сердцем Петербурга. Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру, тогда еще мужской монастырь, приказал строить Петр I на предполагаемом месте знаменитой Невской битвы. Официальной датой основания Александро-Невского монастыря считается день освящения первой деревянной Благовещенской церкви. Это произошло 25 марта 1713 года. И только спустя 2 года был разработан проект комплекса лавры архитектором Д. Трезини. В мае 1723 года Петр Великий посетил уже устроенный монастырь и повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. Останки Невского привезли в Петербург спустя год. По некоторым преданиям, Петр I собственноручно занес мощи в лавру. Теперь это главная святыня лавры. С тех пор в русском православном календаре есть праздник Пренесения мощей благоверного князя Александра. А статус лавры монастырю дал Павел I. Ла;вра (греч. ;;;;; — городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение. На территории лавры находятся сразу четыре исторических кладбища. Чтобы похоронить близкого на, считавшемся элитным, Лазаревском (некрополе 18 века), требовалось разрешение императора.  Тихвинское кладбище было почти полностью уничтожено, а на его месте уже в начале 20 века появился некрополь мастеров искусств — здесь покоятся скульпторы, композиторы, художники. Оба кладбища входят в музей городской скульптуры. Третий по времени основания некрополь Александро-Невской лавры — Никольское кладбище, называться так оно стало только после постройки церкви Николая Чудотворца в 1868—1871 годах, до этого момента именовалось Засоборным. В 19 веке оно было одним из самых дорогих. А в  1917 году появилось самое молодое кладбище, где хоронили казаков. Вход в лавру находился на площади Александра Невского, напротив огромного здания гостиницы «Москва». Всегда когда посещаешь столь сакральные места, создаётся осознание целостности истории Великой страны,  связывающей земную жизнь десятков поколений его сыновей и дочерей в единую историю «большого народа».  Для меня, как молодого человека, воспитанного в жизнеутверждающем духе коммунистических идей по борьбе за всеобщую справедливость, особое значение имело посещение знаменитой Петропавловской крепости. Петропавловская крепость  одна из главных достопримечательностей Ленинграда, и является уникальным военным, историческим и архитектурным памятником, который был заложен в 1703 году — в год основания города. Главное предназначение крепости было в том, чтобы защитить земли, с таким трудом отвоеванные у Швеции в Северную войну. Строили крепость очень поспешно, так как Петр I опасался нападения шведов. Царь лично руководил всеми строительными работами и для ускорения процесса приказал согнать на берега Невы всех крестьян, солдат и даже каторжных. ; Условия труда были ужасными, много людей погибло, не выдержав холода, голода и многочисленных болезней, но тем не менее, крепость была построена в рекордные сроки. Чтобы строительство Петропавловской крепости шло быстрее, царь Петр I согнал на работы всех солдат, крестьян и каторжников, отбывавших в этих краях наказание. Правда, свое основное назначение Петропавловская крепость так и не выполнила, и защищать город от вражеских нападений ей так за всю историю существования и не пришлось. Чужим кораблям было попросту не подобраться сюда, так как тыл города был надежно защищен крепостью в Крноштадте, построенной также по приказу Петра I.  Поскольку с «военной карьерой» у крепости не сложилось, 200 лет она была политической тюрьмой, а в начале 20 века при императоре Александре I впервые открылась для широкого круга посетителей, и сюда начали водить экскурсии. Главной доминантой архитектурного ансамбля крепости являлся Петропавловский собор и его знаменитый шпиль, на позолоту которого ушло около 8 кг червонного золота. Этот храм был заложен одним из первых из всех построек крепости и изначально был деревянным. Только в 1712-1733 годах он был перестроен заново из камня, и крепость получила название Петропавловской — по имени этого собора. С 1924 году в здании храма располагается музей. Кроме того, в состав архитектурного ансамбля входили оборонительные сооружения — крепостные стены, куртины, бастионы и равелины; парадные Петровские ворота, украшенные барельефом «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» работы Конрада Оснера; Ботный дом, где хранится точная копия ботика Петра I; здание Монетного двора; Инженерный дом, Комендантский дом, здание Тюрьмы Трубецкого Бастиона др. А чего стоят экспозиции музея истории Ленинграда-Петербурга, также расположенные на территории крепости. В частности, в бывшем Комендантском доме и в Инженерном доме. В помещении Иоанновского равелина расположился  музей Газодинамической лаборатории, посвященный развитию отечественного ракетостроения и космонавтики. Ежедневно с Нарышкина бастиона раздавался полуденный пушечный выстрел, а каждый год 27 мая на территории Петропавловской крепости проводились торжественные мероприятия в честь Дня Великого Города… .