О благородном цензоре, падшем поэте и не только-11

Ион Жани
О благородном цензоре, падшем поэте и не только, или о русофобии некоего Колкера, его  «Тризне по России», ГУЛАГ-е СоЛЖЕницина, экономике Сталина и историческом предвидении советского цензора-11

(Из воспоминаний моего благородного товарища из Карабаха).

                С лёгкой руки любимого поэта все так и стали называть монумент — Александрийский столп, хотя, на самом деле, это — поэтический изыск, и памятник вот уже почти 200 лет носит название Александровская колонна. Александрийская колонна была воздвигнута на Дворцовой площади ещё при Николае I в 1834 г. архитектором Огюстом Монферраном. А напоминать монумент высотой в 47,5 м должен был о победе России над Францией в 1812 г. Меня особенно поразило то, что колонна  весит 600 тонн и держится на постаменте только за счет собственного веса.  Название Александровской колонны, с одной стороны, связано с Императором Александром I, победившим Наполеона, а с другой, с Фаросским (Александрийским) маяком, который является одним из семи чудес света, олицетворяющим предельный уровень достижений человечества. Александровская колонна должна была превзойти все существующие колонны в мире. Действительно, и по сей день Александровская колонна — это самая высокая колонна в мире, изготовленная из цельного камня. А для подъёма этого грандиозного монолита на пьедестал архитекторы Петербурга создали специальную подъёмную систему. На вершине памятника работа Б. Орловского — ангел, лицу которого скульптор придал черты Александра I. Попирающий змею ангел на вершине колонны символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над Наполеоном. Барельефы на пьедестале Александровской колонны в аллегорической форме представляют славу русского оружия и символизируют отвагу российской армии: на них изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, Мир и Правосудие, Мудрость и Процветание. Вот именно, Мир и Правосудие, Мудрость и Процветание.   
Из всего бесконечного списка достопримечательностей Ленинграда, все же можно выделить несколько наиболее знаковых. Как правило, символами города признаны Исаакиевский собор,Казанский собор, храм Спаса-на-Крови, Петропавловская крепость. Но панорама города была бы неполной без его знаменитых инженерных сооружений — разводных мостов. Наиболее живописным считается Дворцовый мост. Мост изначально должен был стать самым красивым в городе, но на протяжении всего времени своего существования судьба играла с ним в жестокую игру. И все-таки, практически лишенный архитектурных изысков Дворцовый мост, словно магнит, притягивает к себе тысячи людей, совершающих прогулку от Эрмитажа до стрелки Васильевского острова.
Разве мог дядя Володя оставить меня без близкого знакомства с Исаакиевским собором? Посетив это величавое сооружение, я узнал, что его история началась в 1710 году, со времени строительства деревянной церкви в честь Исаакия Далматского — византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого. В ней в 1712 году Петр и обвенчался с Екатериной Алексеевной, своей второй супругой. Позже деревянную церковь заменили каменной. Третий храм был возведен во второй половине 18 века, однако, сразу по окончании работ его объявили несоответствующим парадной застройке центра города. Император Александр I объявил конкурс на лучший проект по его перестройке. Через 9 лет получил одобрение проект молодого французского архитектора Огюста Монферрана, и началась работа. Сооружение собора длилось 40 лет и потребовало приложения огромное количества усилий. При строительстве было использовано 43 породы минералов. Цоколь облицован гранитом, а стены — серыми мраморными блоками толщиной  40-50 см. С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Над громадой собора высится грандиозных размеров золоченый купол на барабане, окруженном гранитными колоннами. Сам купол сделан из металла, а на его позолоту ушло около 100 кг червонного золота. Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. Внутренние стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри расписывал Карл Брюллов, также над внутренним убранство храма работали Василий Шебуев, Федора Бруни, Иван Витали, многие другие известные художники и скульпторы.   Высота собора 101,5 м, в храме могут одновременно находиться 12 000 человек. В годы Великой Отечественной войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства, которые везли сюда со всех дворцов и музеев. Для маскировки купол перекрасили в серый цвет, но избежать бомбежек все же не удалось — по сей день на стенах и колоннах храма видны следы артобстрела. По самому куполу не стреляли, согласно легенде, немцы использовали его как ориентир на местности. Колоннада Исаакиевского собора стоит отдельного внимания. Это была самая известная смотровая площадка Ленинграда. С высоты 43 м открываются виды на Неву и центральные районы города. Особенно красиво здесь было, когда во второй раз мы пришли летной белой ночью. Хорошо помню, как мы на колоннаду поднимались пешком по винтовой лестнице…