О благородном цензоре, падшем поэте и не только-10

Ион Жани
О благородном цензоре, падшем поэте и не только, или о русофобии некоего Колкера, его  «Тризне по России», ГУЛАГ-е СоЛЖЕницина, экономике Сталина и историческом предвидении советского цензора-10

(Из воспоминаний моего благородного товарища из Карабаха).

Я стал с академичной последовательностью приобщаться к истории города, которая имела непосредственное отношение к самому Пушкину. Именно сюда маленького Сашу Пушкина впервые привезли в возрасте двух лет. Именно здесь в 1811 году Саша поступил в Царcкосельский лицей где и провел свои шесть лет. Именно сюда после окончания учебы юный поэт окончательно поселился, где и прожил  15 лет, исключая годы, проведенные в ссылке. Именно здесь  состоялась  роковая дуэль, в январе 1837-го, оборвавшая жизнь Великого русского поэта. Именно к образу этого города обращался в своем творчестве Пушкин. Теперь я не только знал, что Петербург это место действия поэмы «Домик в Коломне», романа в стихах «Евгений Онегин», повести «Пиковая дама» и поэмы «Медный всадник», но и мог воочию лицезреть всю эту материальную действительность. Потом я узнал подробности о самом Васильевском острове. Узнал, что изначально Васильевский остров проектировался как центр Санкт-Петербурга, в пределах которого должны были размещаться все наиболее важные государственные объекты. Однако довольно быстро стало ясно, что для подобных целей было выбрано не самое удачное место — хотя это и не помешало многим известным архитекторам и скульпторам превратить остров в одно из красивейших мест Петербурга. Впрочем, по своему изначальному назначению Васильевский остров все же частично использовался. На Васильевском острове расположено здание Двенадцати коллегий, где в начале XVIII века были размещены Сенат и, собственно, коллегии. Здание Двенадцати коллегий обращено торцом к Университетской набережной, в то время как все соседние строения расположены к ней лицом. Причиной тому была, согласно легенде, жадность Александра Меншикова, которому была поручена постройка здания. Петр I необдуманно пообещал отдать своему фавориту оставшуюся свободной часть участка для возведения собственного особняка. И тот, разумеется, распорядился расположить здание Двенадцати коллегий так, чтобы оно занимало как можно меньше места. Правда, корыстные планы Меншикова были довольно быстро раскрыты, и получил он значительно меньше, чем рассчитывал. На острове расположена Кунсткамера — музей, у многих вызывающий чуть ли не больший интерес, чем Эрмитаж. На самом деле, она была построена там совершенно случайно. Прогуливаясь по, еще не до конца, застроенному Васильевскому острову, Петр I, уже вынашивающий планы постройки «музея диковин», вдруг заметил сосну крайне причудливой формы. Император тут же окрестил ее деревом-монстром и решил, что лучшего места для Кунсткамеры в городе не найти. Расположенный на Васильевском острове Большой проспект должен был стать сквозной магистралью, по которой ходили бы корабли от Стрелки до Финского залива, а в итоге оказался просто одной из самых широких улиц города — целых 85 метров. Самая узкая улица Санкт-Петербурга расположена здесь же — это улица Репина и ее ширина составляет всего 6 метров. Почитав роман Лескова «Островитяне» по рекомендации дяди Володи, я познакомился с  каждодневной жизнью васильево-островчан того времени, в том числе, русских немцев, завезенных сюда Петром, и проживавших на острове несколько столетий.                Оказалось, что для детального изучения достопримечательностей только Васильевского Острова нужно было много времени, что там говорить о всём Ленинграде. Конечно же, тут и нескольких лет было бы мало. Скорее всего, не всем Ленинградцам удавалось до конца в совершенстве познать всё о своём Великом городе. И это было одним из очевидных свидетельств величия наследий, оставленных славными предками «большого народа» в течение прошлых столетий только в одном городе Великой страны. Как выяснилось, перечень достопримечательностей и график наших совместных экскурсий предусмотрительно был составлен ещё до моего приезда. Некоторую корректировку приходилось вводить лишь с учётом погодных условий. В отличии от благосклонной летней погоды в Карабахе, отличающейся ясными солнечными днями, в Ленинграде за всё время моего пребывания по большей части преобладали пасмурные дни. Однако, это обстоятельство никоим образом не могло быть помехой в моём ненасытном желании воочию лицезреть великие исторические места Ленинграда. Мой друг дядя Володя знакомил меня с Дворцовой площадью, со строениями, которые, собственно, образовывали эту площадь. Отныне я знал, что Дворцовая площадь — главная площадь Ленинграда, архитектурный ансамбль которой сформировался во второй половине XVIII — первой половине XIX века. А название площади дал величественный Зимний дворец, главный фасад которого как раз и выходит на площадь. В ансамбль площади включены также Малый Эрмитаж, трехэтажный корпус которого выходит на Миллионную улицу, и Новый Эрмитаж с портиком, украшенным гигантскими статуями атлантов. Вдоль южной границы площади в 1819—1829 гг. было воздвигнуто дугообразное здание Главного штаба архитектора К. И. Росси, корпуса которого протянулись на без малого 600 метров. Два крыла Главного штаба связаны между собой Триумфальной аркой, состоящей из трех связанных между собой арок, декорированных барельефами. Арки расположены не строго одна за другой, поэтому если выходить сквозь них на Дворцовую площадь, величие и простор ее предстают пред взором постепенно. На вершине арки застыла колесница, запряженная шестеркой коней, которыми правят двое воинов в римских доспехах. В повозке стоит величественная богиня Слава с лавровым венком в одной руке и штандартом в другой. В центре площади возвышается,  один из известнейших памятников Петербурга, Александровская колонна, которая была знакома каждому из нас буквально со школьной скамьи.               
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.»   
Как то по особенному мною были восприняты эти строки из уст дяди Володи, когда он произносил их у подножья того самого Александрийского столпа…