Обыкновенное скотство

Эдуард Качан
Поводом для написания этой статьи послужил разговор на уроке анатомии. Точнее даже не разговор, а часть разговора, всего лишь несколько минут.
Итак, в техникуме, где учится мой сын, учительница заговорила об абортах. Сказала, что аборт является обычным убийством, и он не допустим. Полностью согласен с её словами. Молодец учительница – пытается учить наших детей хорошему. Плохому их и без нас научат…
Чуть позже она коснулась ультразвуковой диагностики (всем известного метода УЗИ). Сказала, что с помощью этого метода можно увидеть, есть ли у ребёнка генетические патологии – например, синдром Дауна. И дальше эта, в целом добродушная, женщина выдала: «Если генетические патологии установлены, то врачи рекомендуют родителям сделать аборт. В этом случае он оправдан. Это милосердно. Чтобы ребёнок потом не мучился, живя инвалидом».
Ребятня, сидевшая на уроке, с этим тезисом спорить не стала. Более того – даже многие взрослые не стали бы. Слишком уж этот тезис привычный, удобный. А что? Убили младенца во чреве матери – и это не подлость, а чуть ли не подвиг! Мы ведь как лучше хотим, чтобы он не мучился. Никакого эгоизма – сплошное милосердие!
Но я хотел бы предложить вам присмотреться к этому «милосердию» повнимательнее. Вдруг при вдумчивом рассмотрении оно покажется не таким уж и милосердным?
Представим такую ситуацию. Вот вы, да, лично вы, читатель, идёте по городу. И тут в тёмном переулке к вам подходит Некто, говорит: «Стоять!», и приставляет к горлу длинный нож. А потом, как персонаж из очень популярного в прошлом фильма, добавляет: «Ты не бойся, я тебя не больно зарежу. Чик! И ты уже на небесах!»
Вопрос – как вы на это отреагируете (разумеется, если от страха язык не отнимется)?
Велика вероятность, что вы прошепчете: «За что?! Что я тебя сделал?!»
И услышите в ответ. «Я просто хочу как лучше. Чтобы ты не мучился. Не страдал».
На ваше возмущённое: «Что вы имеете в виду?», Некто с ножом ответит так:
«Но ведь в жизни много страданий, верно? Если ты останешься жить, ты будешь болеть. Будешь много и тяжело работать. Ты будешь терпеть несправедливые нагоняи от начальников. Твои дети вырастут неблагодарными, твои соседи станут тебя поносить в глаза и за глаза. В жизни постоянно что-то будет не так. То премию не дали, то инфляция достала, то пенсии маленькие. Твои мечты будут рассыпаться как карточный домик, твои планы будут рушиться один за другим. Придёт время, и ты будешь долго и мучительно стареть. Страдать от гипертонии. Ходить с палочкой, а то и вообще передвигаться в инвалидной коляске! Бояться инфаркта, инсульта, рака. Да мало ли в жизни страданий - согласись! А я тебя сейчас разом от всех их избавлю!»
И вот что интересно – если поразмыслить, то в чём-то этот Некто с ножом прав – в жизни каждого человека страданий хватает! Но, несмотря на это, неужели вы согласитесь с тем, чтобы он перерезал вам горло?
Да нет, конечно! Вы возразите, вы скажете что-то вроде: «Да, в жизни страданий хватает. Но и радостей в ней много!  Я вижу солнце, люблю весну, у меня замечательные дети, друзья. И планы мои рушатся не все, кое-что сбывается! Да, в жизни есть страдания, тут ты прав. Но радостей в этой жизни тоже много и радости превышают страдания!»
А потом, осмелев, вы, возможно, скажете этому Некто самое главное: «Да кто ты вообще такой, чтобы решать, жить мне или не жить!»
 Вот это и есть самый главный аргумент против тех, кто ратует за «милосердное» убийство малышей с генетическими патологиями.
Дорогие сторонники этого «милосердия»! Кто вы такие, чтобы решать за другого, жить ему или не жить?!
Вы были в шкуре больного синдромом Дауна? Нет. Так откуда вы знаете, как он себя чувствует?!
Да, такой человек выглядит непривычно, и мы сами такими быть не хотели бы. Но почему вы думаете, что он не любит солнце, воздух, папу с мамой? Почему вы думаете, что радостей в его жизни меньше, чем горестей? Не исключено, что он вас счастливее будет!
Он просил вас его убивать? Разумеется, нет! Так почему вы считаете, что осчастливите его, если убьёте?! Вам так кажется? Просто потому, что вам не хотелось бы оказаться в шкуре этого человека?
А если вам кажется не правильно?!
Быть может вы не в курсе, но в мире наверняка есть люди, которым не нравитесь лично вы. Наверняка есть люди, которые считают вас недостаточно умным, недостаточно красивым, недостаточно хорошим. Они ни в коем случае не захотели бы быть вами! Является ли это основанием для того, чтобы они, эти люди, вас убили? Чтобы вы не мучились от собственного несовершенства, а?
Да, конечно, кто-то может сказать, что малыш, зачатый 10 недель назад, не понимает, что он умирает. Это, вообще-то спорный вопрос, но мы на нём останавливаться не будем. Заметим лишь, что есть ситуации, когда и вы, дорогой читатель, не воспринимаете происходящего. Например, когда спите. Если человек, которому вы глубоко не симпатичны, удавит вас подушкой во сне, то как нужно будет оценивать его поступок? Может, орденом его наградить за то, что вы умерли, так и не успев до конца проснуться? Или всё-таки это преступление, и убийце место за решёткой? Как вам кажется?
Можно дискутировать о том, допустимо или нет убивать того, кто сам просит, чтобы его убили. Но убивать того, кто об этом не просил, да ещё и говорить, что это сделано милосердия ради – просто скотство. Думайте обо мне что хотите, но я своего мнения не изменю. Это скотство, обыкновенное скотство.
Да, это скотство разрешено законом. Но, во-первых, закон не обязывает родителей убивать своих малышей. Окончательной решение (а значит и главная ответственность) всё-таки на родителях. На нас с вами, читатели! А во-вторых - разве в мире было мало отвратительных законов?!
Например, лет 150 назад на рабовладельческом юге Америки можно было продать ребёнка-раба, оторвав его от матери. Кто не верит – перечитайте «Хижину дяди Тома», автор – Гарриет Бичер-Стоу. Может, кто-то возразит – Бичер-Стоу предвзята, рабовладельческий юг она явно терпеть не могла. Да, с этим не поспоришь. Но есть и другой американский автор, Маргарет Митчелл. Её роман «Унесённые ветром» читали многие и согласятся - к рабовладельческому югу Митчелл относится более чем тепло. И в её книге есть подтверждение того, о чём говорит и Бичер-Стоу – в продаже ребёнка без матери и матери без ребёнка в то время не было ничего из ряда вон выходящего.
Но – обратите внимание. Всё ведь было по закону! Но много ли сейчас найдётся людей, которые будут оправдывать такую жестокость? Не более ли симпатичны те, кто так не делал, хотя и мог?
Другой пример – в гитлеровской Германии массово уничтожали евреев (да и не только). И тоже – всё нормально, всё по закону. Вот только теперь тех, кто действовал по этому закону во всём мире считают подонками, а тех, кто его нарушал – героями.
Так что людские законы – это ещё не всё в жизни.
Идём дальше. Знаете, что самое интересное в этой проблеме? То, что такая «забота о ребёнке» - просто прикрытие. На самом деле всё проще и циничнее. Это родителям не хочется возиться с инвалидом. И они просто пытаются найти слова покрасившее, чтобы оправдать убийство своего малыша.
Собственно, некоторые этого и не скрывают. В Википедии есть статья, посвящённая  синдрому Дауна. И там есть мнение сторонника того, чтобы таких малышей убивали абортами. Этого человека зовут Клэр Райнер, и вот, что она пишет:
«К сожалению, заботиться о людях с такими отклонениями слишком дорого в отношении человеческих усилий, сострадания, энергии и прочих ресурсов, в том числе денег…»
Такие дела!
Честные слова, хотя и страшные.
Обратим внимание – нет ни слова о том, что если мы убьём ребёнка в чреве матери, то этим его осчастливим. Ни слова!
Всё проще! Мы не хотим никого осчастливливать. Мы просто боимся лишних хлопот, забот, затрат. Дорого заботиться о тебе, малыш! Да, ты маленький, ты беспомощный, ты ни в чём не виноват, ты просто болен, и всё… Но мы так любим свои деньги, так не хотим тратить свои силы на инвалида! Мы лучше лишний раз на море съездим или лишний час на диване за телевизором посидим. Согласись, малыш – ты болен, ты не выбьешься в большие спортсмены или видные политики, мы не сможем хвастаться тобой перед соседями. Поэтому мы просто тебя убьём. Нет человека – нет проблемы…
Такие дела. Но пойдём дальше и попытаемся разобраться – а в чём корень проблемы-то? Почему она вообще появилась?
Моё глубокое убеждение – корень проблемы в безбожии. В атеизме.
Кстати – а кто такой атеист? Это тот, кто считает, что Бога нет?
На мой взгляд - не совсем так. Можно признавать, что Бог есть, и всё же оставаться фактическим безбожником. Что имеется в виду? Понять это нам поможет Святое Писание.
Открываем «Книгу деяний святых апостолов», глава 9. Там описан пример настоящей веры – обращение юноши Савла.
Напомню – после Воскресения Христа и сошествия на апостолов Духа Божьего, началась первая проповедь апостолов. Некоторые из слушающих обратились ко Христу, и стали христианами. Другие христианства не приняли. Началась первая волна гонений.
Юный Савл был вместе с гонителями. Более того – он был одним из самых ревностных гонителей Церкви Христовой. Юные ведь часто бывают очень жестоки! Савл отправился в Дамаск, чтобы и там отыскивать христиан, пленять их, приводить в Иерусалим, чтобы противники христианства их судили.
Но на пути в Дамаск случилось следующее:
«Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?
Он сказал: Кто Ты, Господи?
Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
Он в трепете и ужасе сказал: Господи, что повелишь мне делать?» (Деян. 9:3-6).
Господь ответил. Савл выполнил то, что сказал ему Господь. Он стал одним из самых ревностных проповедников христианства и вошёл в историю как апостол Павел.
Вот так, друзья! Для того чтобы стать по-настоящему верующим человеком мало признать, что Бог есть! Нужен и второй шаг, нужно задать важнейший вопрос в нашей жизни – Господи, что повелишь мне делать?
С этого вопроса «Господи, что повелишь мне делать?» начинается духовная жизнь верующего человека. Господи, скажи, как мне жить? Как жить, чтобы идти к Тебе, чтобы найти Тебя, чтобы найдя, не потерять? И Господь отвечает: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди!» (Мф. 19:17).
Такие дела. Кто хочет быть со Христом, тот должен изо всех сил стараться жить по Божьим заповедям. Настоящая вера начинается не с признания того, что Бог есть. И даже не с согласия с тем, что Этот Бог ради нас Стал Человеком и известен под человеческим именем Иисус Христос. Вера начинается с первых шагов навстречу к Богу, и жизнь по заповедям и является этими шагами!
Вера без жизни по заповедям – не вера, а самообман. Она – фактическое безбожие. Она ничего не стоит и плодов не принесёт.
Есть ли в Писании заповедь о деторождении? Есть (Быт. 1:28). Есть ли в Писании слова о том, что детей инвалидов нужно убивать во чреве матерей? Нет.
Собственно, одного этого уже достаточно. Бог сотворил мир, и Он знает, что в нём хорошо, и что плохо, что полезно нам, людям, и что не полезно. Если бы убийство детей шло нам на пользу, Он бы нам так и сказал. Но – не говорит. Наоборот, говорит о деторождении. Значит именно деторождение нам на пользу, а детоубийство – нет.
Было бы наше общество христианским, у подавляющего большинства людей и сомнений не было бы – убивать детей в чреве матери нельзя. Ни здоровых, ни больных. Потому, что нет такой заповеди. Точка.
Но мне хотелось бы обратить внимание на еще одно фундаментальное отличие верующего человека от неверующего.
Верующий человек (во всяком случае – верующий воцерковлённый православный христианин) «чает воскресения мертвых и жизни будущего века». Именно этими словами заканчивается наш Символ Веры.
То есть мы ориентированы именно на жизнь будущего века. Да, конечно, и в этой, временной жизни бывают утешения, и очень весомые. Я убеждён, что мы, верующие, и в этой, временной жизни, гораздо счастливее неверов. Подтверждение этому я многократно видел собственными глазами, и никто в обратном меня не убедит. И всё же главная награда (или главное наказание) – там, за гранью этого временного существования.
Очень хорошо сказал об этом Святитель Николай Сербский, и я приведу его слова полностью, без изменений:
«Когда будем счастливы? Счастьем наградит Бог верных Своих (то есть подобных Себе), причём не счастьем животного, а счастьем Бога.
Бог не опоздает с наградой, но и не поспешит.
Ожидает ли крестьянин урожая от пшеницы сразу, как только посеет её? И наездник на бегах ожидает ли приз на середине дистанции? И мореплаватель ожидает ли увидеть порт посреди океана? И хозяин нивы платит ли работающим на ниве во время работы?
Почему тогда ты ожидаешь награду на середине дистанции, посреди океана, во время работы?
В эту жизнь ты послан не для того, чтобы иметь счастье, а чтобы его заслужить».
Так говорил великий Святитель. Повторим медленно последнюю фразу, вдумаемся в неё.
В эту жизнь ты послан не для того, чтобы иметь счастье, а чтобы его заслужить!
А теперь представим – воцерковлённая семья узнала, что у них родится ребёнок с синдромом Дауна. Да, конечно, с таким ребёнком тяжелее, чем с обычным, и все это понимают. Но это их ребёнок! Такой, какого Бог дал! Решится ли такая семья на убийство посредством аборта? Вряд ли, очень вряд ли. Потому что, убивая своих детей, жизнь вечную заслужить более чем проблематично!
Думаете, это лишь моё мнение? Нет, конечно. Вот что писал по поводу абортов Блаженный Иероним: «Другие, когда почувствуют себя зачавшими… принимают лекарство для вытравливания плода. При этом нередко и сами умирают и отправляются в ад, виновные в самоубийстве…и детоубийстве ещё не рождённого чада».
Такие дела. Воцерковлённая семья малыша не убьёт, чтобы не лишиться благой вечности с Богом и не коротать вечность в аду. Лучше больше потрудиться в этой жизни, да в вечности наслаждаться, чем здесь получить блага ценой греха, а после этого гореть в аду.
Я лично знаю воцерковлённые семьи, где в случае беременности супруги отказываются от первого скрининга. Вы не в курсе, что такое первый скрининг? Это ультразвуковое исследование, и главная его цель – определить, нет ли у малыша признаков хромосомных патологий – синдрома Дауна, синдрома Эдвардса и т.п. Вылечить эти патологии нельзя, и многие после этого скрининга отправляются на аборт. Но если мы решили своего ребёнка (данного Богом!) не убивать, то первый скрининг нам просто ни к чему.
Кстати, может, кто не в курсе, но в мире не существует исследований, которые позволяют определять генетические патологии с вероятностью 100%. Я лично знаю один случай, когда врачи ставили у плода диагноз Синдром Дауна, но родители от аборта отказались, и в результате родился вполне здоровый малыш. Один Господь знает, сколько вполне здоровых детей убили из-за этого самого первого скрининга!
Такие дела. Повторюсь, друзья – чтобы не коротать вечность в аду, своих детей лучше не убивать. И здоровых, и не совсем здоровых.
Но вот в чём дело – атеист-то о Боге, о рае и аде не думает! Для него есть лишь эта жизнь, и никакой другой! Мерками лишь этой жизни он меряет, только ею и хочет насладиться. А потому он ненавидит всё, что мешает ему быть успешным и довольным в нынешней временной жизни. Ребёнок инвалид, конечно, наслаждаться жизнью может ему помешать. А потому – под нож его!
Вот только атеист обманывает сам себя. Убив ребёнка нельзя облегчить себе существование. Сбросив со своих плеч крест, ты просто получишь второй, и он будет тяжелее первого.
Задумаемся вот над чем – для чего Всемогущий и Милосердный Бог даёт некоторым людям больных детей? Ответ православного христианства – Бог даёт всё по любви к нам. Всё, и больных детей тоже.
Так что же – это такая любовь? Да, такая любовь.
Чего хочет для нас Бог? Ответ Писания прост: «Бог хочет, чтобы все спаслись» (1 Тим. 2:4). Спаслись – значит унаследовали Царство Небесное, жили вечно с Богом и праведниками, там, где «ототрёт Бог всякую слезу, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни» (Откр. 21:4).
Но вот в чём дело. В это Царство «не войдёт ничто нечистое» (Откр. 21:27). В этом Царстве нет места тому, что святые отцы называли страстями. Нет места для зависти, жадности, жестокости, немилосердия, лжи и т.п. Всё это нам надлежит победить, потому, что «побеждаюший наследует всё» (Откр. 21:7). Наша задача выйти на бой с нашими страстями. А Бог поможет нам с ними сражаться.
Бог видит насквозь каждого из нас. И, желая нам добра,  ставит нас в такие обстоятельства, в которых мы могли бы изживать свои пороки!
Эти обстоятельства могут показаться нам горькими. Но ведь и мы не всегда кормим своих детей шоколадом! Бывает, что мы даём им лекарство. Лекарство горькое, но оно необходимо, так как без него будет хуже.
Войны и голод, тяжкий труд и рабство, смерть близких и рождение больных детей – всё это даёт нам не слепой случай. Всё это нам даёт любящий Бог, Который понимает – без этого горького лекарства нам со своими страстями не справиться. А значит, и в Царство Божье не войти.
А теперь представим такую ситуацию. У нас есть маленький ребёнок, он болеет. Мы принесли ему ложку с горьким лекарством, а он эту ложку у нас из рук выбил. Лекарство разлилось по полу. И что будет дальше? Неужели мы скажем – ладно, не будем его лечить? Дадим ему шоколадку, а потом пусть умирает?
Нет, мы так не скажем! Мы нальём в ложку новую порцию и заставим ребёнка выпить. Потому, что любим его.
Младенец с синдромом Дауна – это горькое, но нужное лекарство, данное нам Богом. Если мы убьём младенца, то не избежим горечи! Не обманывайтесь – Бог без лекарства вас не оставит. Не хотите этой горечи – будет другая. Потому, что знает Господь – нужна нам эта горечь, без неё мы погибнем.
Я лично знаю немало людей, делавших аборты. Они думали, что так облегчат себе жизнь. Но они не облегчили. Наоборот – после убийства детей болезни их души стали лишь сильнее (или вы думаете, что можно убивать, не вредя своей душе?!), и потребовали более мощного лекарства. И это лекарство было им дано. Никого из этих людей я не назвал бы счастливым. Никого! А родили бы ребёнка, может, были бы куда более счастливы. Потому, что так лечили бы свои души. И потому, что Бог помогал бы им нести их ношу. Бог всегда помогает исполнять Его заповеди тем, кто старается это сделать.
В общем, не обманывайтесь, люди – убивать младенцев в чреве матери (хоть здоровых, хоть больных) нельзя. Это скотство. И это глупость. Бог в этой временной жизни не перестанет давать вам всё, что нужно, лишь бы вы избежали ада. Он рад давать и давать нам сладости. Но они не всегда нам полезны. Если мы столь плохи, что нам может помочь только горечь, то горечь будет нам дана. Дана по любви. И наше дело – использовать эту горечь себе на пользу, ради исцеления. Потому, что любящим Бога всё содействует ко благу (Рим. 8:28). Всё! В том числе – и рождение больных детей. А не любящим Бога никакие внешние обстоятельства, даже самые распрекрасные, блага не принесут.
Поэтому – давайте научимся доверять Богу и принимать то, что Он нам дал. Так мы и в этой временной жизни будем счастливее (потому, что «блаженны слышащие слово Божье и соблюдающее его»), и в вечности получим уготованное нам Царство. Это – главное. Потому, что не ради временных благ нашей временной жизни мы появляемся на свет. А ради этого Царства, которое вечное, благое, настоящее. И ради Бога, Которого в этом Царстве уже невозможно будет потерять.