учительская часть пятая

Константин Миленный
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я
        (ч а с ть   п я т а я)



    Но вернемся к нашей школьной англичанке. Отношения у нас
с ней  были самые добрые и симпатизировала она мне, в первую очередь,
всё из-за того же произношения.

Однажды мы с ней столкнулись в коридоре первого этажа,
где она остановила меня вопросом: 

-Духновский, я давно хотела у вас спросить, как часто вы чистите
зубы?

Вот тебе на. Во-первых, какой угодно вопрос я мог ожидать от
учительницы английского языка, но только не этот.

А во-вторых, я вообще не чистил зубы. Так уж повелось, что
в моей семье никто не чистил зубы.

У Ларисы еще с довоенных времен они были преимущественно
золотые, а золото, как известно, в чистке не нуждается.

У Федора после челюстного ранения во время войны зубов
совсем не осталось.

Были протезы, которые он каждый раз после еды вынимал и
мыл в ванной под краном.

Не знаю, очень может быть, что в прежние времена у них и была
в обычае  эта гигиеническая процедура.

Но война, эвакуация, полуголодное существование, мобилизация
Федора, его ранение заставили думать о других насущных заботах и забыть
о многих хороших привычках мирного времени.

В ванной комнате на нашей полке, если память мне не изменяет,
я никогда не видел никаких зубных щеток, зубных порошков, а пасту тогда
еще и вовсе не успели придумать.

У меня зубы были совершенно здоровые, болели редко, если
только от сосулек, которыми мы в детстве увлекались.

Теперь-то я, грешным делом,  думаю, может потому они у меня
и оставались долго целыми, что до семнадцати лет я их не чистил.

Я уже рассказывал о том, что моя бабушка Парфена умерла
в 75 лет с полным ртом нормальных зубов, правда, были они темного
цвета, может быть, потому что за все эти годы их не коснулись ни
зубная щетка, ни порошок.

Она, наверняка, и не видела их никогда, а если и видела, то
не подозревала о назначении этих непонятных предметов.

Я даже не рискнул соврать  Марине, потому что не знал как часто
их надо чистить.

Видя мое замешательство она пришла на помощь:

-Вы же знаете, что делать это надо дважды в день, утром после
сна и вечером перед сном.

-Тем более, что вы курите и, как я убедилась, довольно давно.
От курения зубы желтеют, в чем вы можете теперь убедиться на
собственном примере. А после хорошего ухода они снова станут белыми.

Потом вздохнула, хмыкнула и добавила:

-Правда, не всегда. Так что отнеситесь к этому серьезно.

-Yes, of course, madame. Certainly, madame,- повторял я на бегу.

Я мчался домой к зеркалу во весь рост домашнего платяного
шкафа, но по дороге вспомнил, что в общественном туалете нашего сквера,
где мы частенько выпивали, особенно в морозную или дождливую погоду,
над каждой раковиной на стене висит зеркало.

Раскрыл от уха до уха рот, впился глазами. Зубы как зубы,
нормального цвета.

Но потом взгляд упал на фаянсовую раковину и я прозрел.

В сравнении с добросовестно начищенной раковиной цвет
моих зубов напоминал желток в окружении синеватого белка надкушенного
пасхального яйца.

С этого дня я чистил зубы до появления крови из десен и по
многу раз в день.

Я заглядывал в рот своим товарищам, знакомым и чужим людям.
Я восхищался белозубыми ртами всех встречных и, конечно, улыбающейся
Дины Дурбин из моей коллекции ее фото.

Но порошок не действовал, мои зубы не меняли цвета.

Я решил, что я безнадежно запущенный пациент. Нет, конечно,
желтизна стала  чуть бледнее, но с фаянсовой раковиной в общественном
туалете мои зубы, как говорится, рядом не лежали.

Я стал ближе к сердцу принимать нравственные муки темнокожего
населения США времен расовой дискриминации и сегрегации. (Тоже, кстати,
очень звучное слово, так незаслуженно забытое нынче политиками).

Когда их останавливали таблички на входных дверях кафе,
ресторанов и кинотеатров "Только для белых". Деньги-то у них, очевидно,
были, но они не имели права потратить их там, где им хотелось.

Сейчас, говорят, им разрешили тратиться везде, но у них
        появилось много других претензий материального и  нравственного
        характера к бледнолицым двоюродным братьям своим.

Судя по всему, они нацелены на бОльшие политические дивиденды,
ведь срок их коллективного вклада превышает двести лет.

Потом я начал успокаивать себя тем, что вот есть на свете 
брюнеты, а есть и блондины, но ведь они же сортом не ниже, а просто
        имеют другого цвета волосы.

Как я заметил, уж на что рыжеволосые, так и те не грустят по
этому поводу и совсем не чувствуют себя обиженными судьбой.

Вот Сталин, он по его собственным признаниям, тоже был рыжим.
Вы же читали о том, как он в пылу гнева часто топал на соратников ногами
в мягких кавказских сапожках и кричал на них:

-Что, рыжего нашли, чтобы он за вас за всех один пахал в
Политбюро?

Так же и оттенок зубов. Ведь если на то пошло, самые роскошные,
так называемые жемчужные зубки, никак не могут быть белого цвета.

Кстати, по поводу этих последних открою один секрет.

Я ожидаю очередного витка моды.

До сих пор модно было красить волосы, ресницы, губы,
напомаживать щеки, обсыпать лицо косметическими блестками, красить
или, хуже того, татуировать кожу во всех видимых и укромных, включая
непотребные, местах.

Так вот, я предвижу, более того я беру на себя смелость и
предрекаю, грядет фантастической силы взлет моды на окрашивание
зубов.

Тем более, что прецедент уже создан. Где-то в Африке или 
Южной Америке местное население уже приступило к реализации моего
предсказания, оно жует листья бетеля, что окрашивает зубы в интенсивно
красный цвет и, как выяснилось, попутно способствует их укреплению.

Шахтеры Донецкого угольного бассейна откликнулись
коллективным письмом, рефреном которого является совершенно
неожиданный для всех  лозунг: "Наши зубы самые черные". 

Охотно представляю телевизионную передачу-конкурс на
тему "Какого цвета зубы сегодня в моде?".

А что, цветные зубы это здорово, люди чаще будут друг другу
улыбаться, хотя бы для того, чтобы похвастаться своим удачно найденным
колером.

Вообще, законодателям моды еще предстоит попахать на этой
ниве.

А ведь правда, появятся специалисты по мини граффити на
зубах, войдут в моду накладные зубы для вечернего выхода, для
официальных встреч, к свадебному наряду. 

В предупреждение моим критикам открою, что согласно 
последним исследованиям ученых, в Юго-Восточной Азии, совсем еще
недавно, было зазорно иметь белые зубы, более того, считалось, что это
обстоятельство приносило человеку несчастье.   


И еще одна история из моей школьной жизни. У родителей моего
одноклассника Сашки Рапопорта была великолепная библиотека. Стены их
двух смежных комнатушек в общей четырехкомнатной  квартире были
увешаны книжными полками.

А полки забиты преимущественно полными собраниями
сочинений русских и зарубежных классиков.

Отец работал простым инженером, мать, как это было принято
в ту пору, занималась детьми, домом и хозяйством.

Старший сын Муля, студент финансового института, младший,
Сашка, мой приятель и дед с мизерной, даже по тем временам, пенсией.

Таким образом, отец являлся фактически единственным
кормильцем семьи.

Это  по долгу своему, а по духу он был истовый собиратель книг,
на которые уходила половина его зарплаты.

Как они могли жить впятером на эти гроши знала только Ася
Давидовна, их мать.

Потому что они таки жили. Как сказал бы одессит.

Когда в девятом классе нас начали мучить сочинениями Сашка
предложил пользоваться при подготовке к ним домашней библиотекой
отца, но только у них в квартире, не вынося книги за ее пределы.

Тогда книга ценилась высоко и такое условие никого не могло
удивить или обидеть. На этой почве мы с ним и сдружились.

В том же девятом уроки английского вела Марина Ивановна и
еще какой-то предмет ее подружка, но какой предмет, как звали учительницу
вспомнить не могу.

Врезалось только в память, что была она  пухленькая, со
слегка пушистыми и всегда пунцовыми, как от мороза, щеками.

Сашка, блондин, с невысоким, но обещающего рисунка лбом,
был здорово начитан, и почти  всегда замкнут.

Если у него было свое личное мнение по обсуждаемому вопросу,
то было оно серьезно обосновано и отстаивал он его горячо и убедительно.

А вот спортом не занимался никаким и никогда, поэтому, может
быть, и подрос к семнадцати годам не очень высоко, к тому же узкоплечим
и узкогрудым.

Одет чрезвычайно бедно и мало сказать, что не стеснялся этого,
он  вообще не придавал этому никакого значения и просто не замечал во
что одет.

Говорил всегда громко, даже когда пробовал шопотом все равно
получалось на весь класс.

Во время спора Саня, доказывая что-то оппоненту, на него не
смотрел, зато он в это время непрерывно оглядывал каждого слушателя,
правильнее даже сказать зрителя этой сцены, будто проверяя впечатление,
которое производил на аудиторию, или отыскивая  новообращенного.

Музыкального слуха лишен был напрочь и танцы ему тоже не
давались, но это его нисколько не смущало, а в общении с партнершами он
чувствовал и вел себя совершенно раскованно.

И, хоть был он скрытен, я понимал, что главного рубежа в
общении с ними он еще не взял.

Началось все с того, что к следующему уроку русского языка
было предложено домашнее задание, придумать примеры,
иллюстрирующие близкие по звучанию пары, например, такие как
"рАвный" и "рОвный".

Мы с Сашкой решили блеснуть (вот сам собой подвернулся и
второй пример такой пары, блЕстеть и блИстать) эрудицией и, ничего
самим не придумывая, отыскать все десять пар у классиков.

И не просто у классиков, а у полузапрещенных Мопассана и Золя
с эротическими сценками предпочтительно.

Конечно, все это было в домашней библиотеке Рапопортов.

Мы обложились книгами, усердно листали их, отыскивая фразы,
в которых попадались нужные слова. Девять пар я нашел, а вот в десятой
споткнулся на этой самой "равной".

Чуствую Сашка меня вот-вот догонит, а я все толкусь на месте.

И вдруг в "Милом друге" мне попадается место, если я правильно
помню, где описано брачное путешествие Жоржа с Мадлен в деревню к
его родителям.

"Они ехали по степной части...".

А, думаю, степь это та же равнина, училка проверять не будет
и, слегка подредактировав любимого автора, закончил последнюю пару
фразой "Они ехали по равнине...".

Соавтором Мопассана я себя не почувствовал, хотя и уколов
совести по поводу совершенной фальсификации тоже.

Сашка, закончив с грамматикой собрал книги, аккуратно расставил
их по полкам, и  обернувшись ко мне, ни с того, ни с сего вдруг заявляет:

-А знаешь, давай пригласим нашу Марину в кино в зимние
каникулы.

Я не понял: Ты, что, серьезно, что ли, а зачем?

- Ну, понимаешь, с ней интересно, она красивая, умная, а главное
она взрослая женщина. 

-Тогда почему не Любовь Бенционовну, она тоже умная, потому и
математичка, да и лет на двадцать взрослее.

-Именно поэтому.

-Ты что тронулся, ты хочешь, чтобы нас с тобой выперли из школы
за аморальное поведение? Сначала "Милый друг", а потом и к училке
приставать стали? Нет, я хочу доучиться и получить аттестат зрелости.

Я бы с удовольствием говорил с ним на нашем, более
убедительном дворовом языке.

Но в отличие от большинства ребят он не интересовался жизнью
своего громадного двора, не владел свободной дворовой речью и я
ни разу не слышал от него ни единого матерного слова.

Поэтому и сам в разговоре с ним был вынужден обходится без
привычных убедительных оборотов.

Что называется, с волками жить  -  по-волчьи выть. В конце
концов сошлись на том, что приглашать будет он.

Сашка охотился за Мариной на третьем этаже недалеко от
учительской. Я спрятался в пустом классе, наблюдая за ними в едва
приоткрытую дверь.

Я был уверен, что она вот-вот станет звать на помощь директора
и тогда я выведу Сашку из-под огня.

Вопреки моим опасениям она согласилась сразу при условии,
что будет приглашена та самая ее коллега, про которую я все забыл, кроме
того, что у нее были всегда пунцовые щеки.

Про сам фильм я тоже ничего не помню. Не помню, в каком
порядке мы заняли места, удалось ли Сашке вклиниться между ними,
как после сеанса провожались, о чем говорили.

Только и застряло в памяти, что были в "Колизее", что мне ни
о чем не надо было думать, а наш Сашка трепался за всех.

Мы шли по бульвару вокруг Чистых прудов, с катка из
репродуктора раздавалось "Догони, догони...", и вместе со всеми кружился
под этот вальс падавший снег. 

На том всё и закончилось. В прежнем составе авантюра
продолжения не имела. 

А потом был последний, десятый класс. И обо всех учителях в этом
классе вы уже знаете.

Кроме новой учительницы русского языка и литературы Гудкевич
Елены Николаевны.



        продолжение:http://www.proza.ru/2019/02/21/536