Ч. 19. Патриаршее Подворье в Бари - уголок Родины

Ирина Христюк
                Патриаршее Подворье в Бари –
             православный оазис и уголок Родины

            Из греческого порта Игуменица на пароме отправляемся в итальянский город Бари, чтобы помолиться святым мощам Николая Чудотворца. Но в этом городе есть еще одна святыня, близкая всем православным. Это – Патриаршее подворье святого Николая Чудотворца. Когда идёшь по шумному городу с обилием иностранной речи и заходишь сюда, то словно переносишься в Россию или вдруг оказываешься на своей Родине. Здесь чувствуешь себя, как дома. На небольшой прилегающей территории Подворья очень тихо, уютно и ухожено. Всё такое родное и близкое душе. Работают лавки, где можно купить освещённые иконы, свечи, книги и др. религизные предметы. Священнослужители и смотрители приветливы и доброжелательны, и выслушают и подскажут. Оно и понятно: люди, которые постоянно проводят время в святых местах, не могут не излучать атмосферу тепла и доброжелательности. Приятно слышать звучащую тут славянскую речь. Для нас, православных паломников, это просто оазис в пустыне. Во внутреннем дворике радует глаз нереально красивый церковный сад со столетними кипарисами и оливами. Есть дом паломника, где можно остановиться.

            Русское подворье Святителя Николая в Бари – это кусочек русской земли. Попробую передать словами красоту, размах и царящее здесь спокойствие.

            В подворье есть два храма, на двух этажах. Верхний храм все ещё восстанавливается, а Нижний – это почти Афонская традиция церковного устройства, начиная от иконостаса и Царских врат и кончая алтарём. Почти все иконы здесь принесены в дар известными людьми.

            Служба в храме – бесподобна! Она оказывает благотворное влияние на душу и сердце каждого, а молебен у мощей Святого Николая – сильное душевное событие, которое не забывается. После вечерней и акафиста Николаю Чудотворцу каждый из нас исповедался: излил и душу, и сердце своё, открылся и освободился от грехов.

            Подворье в Бари имеет почти 100-летнюю историю, но в полную силу оно функционирует лишь последние десять лет. Очень интересна история возврата святыни Русской Православной Церкви.

            Строилось подворье в своё время на общественные пожертвования. 12 мая (ст. ст.) 1911 года в рамках Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) был учреждён Барградский комитет под высочайшим покровительством святого императора Николая II, внёсшего личных 10 тысяч рублей. Комитет, возглавляемый знатоком древнерусского искусства, князем А.А. Ширинским-Шихматовым, разместился в Петербурге. Задачей комитета стало сооружение итальянского подворья со странноприимницей для русских паломников и церковью, достойно выражающей православное искусство.

            Средства для подворья собирала вся Россия: помимо всех доходов Николо-Александровского храма на Песках (решением Синода от 29 ноября 1911 года ему было присвоено наименование «Барградский»), по высочайшему повелению дважды в год, на Николу вешнего и Николу зимнего, во всех российских церквях устраивался тарелочный сбор на строительство в Барграде.

            Заказ на проект получил молодой тогда зодчий, наш знаменитый земляк, наша гордость – Александр Викторович Щусев – по протекции святой Елисаветы Феодоровны, для которой зодчий строил в 1908-1912 годах Марфо-Мариинскую обитель под Москвой.

            В октябре 1911 года ИППО испросило у итальянского правительства официальное разрешение на приобретение в Бари земельного участка, уже купленного на имя частного лица. Разрешение было получено Королевским декретом от 4 января 1912 года. Законченный Щусевым общий проект подворья был одобрен лично святым царём Николаем II 30 мая 1912 года со сметой в 414 068 рублей. Помимо двухэтажного храма, вместимостью 200 человек, в составе подворья был спроектирован странноприимный дом с тремя комнатами первого разряда, четырнадцатью – второго, трапезной, умывальней, палатой для больных паломников, прачечной, баней.

            Светские власти Барграда приветствовали русскую инициативу: 22 мая (день перенесения мощей) 1913 года состоялась торжественная закладка подворья. Летом 1914 года подворье открыло временный приют для паломников на 20–30 человек. Все архитектурные работы в Бари шли под авторским надзором А.В. Щусева, начавшего свою карьеру в области церковного строительства.

            Революция и гражданская война в России поставили подворье в тяжёлые условия. После разных перипетий вся гигантская русская постройка попала в собственность барийского муниципалитета.

            Подворье располагалось на большом участке общей площадью 7200 кв. м, являющемся собственностью муниципалитета. В 1937 году территория подворья была разделена высокой стеной на две неравные части: одна, площадью 2900 кв. м, была предоставлена в пользование православной общине; другая, с садом, площадью 4300 кв.м – городским учреждениям, занявшим странноприимницу.

            Иконостас был водружён к освящению в 1955 году. Его иконы были безвозмездно созданы в пятидесятых годах прошлого века парижскими художниками А.А. Бенуа и его женой М.А. Бенуа, урождённой Новинской.   

            В 1967 году на стене храма была выложена мозаичная икона Святителя Николая. На ней святой изображен держащим Евангелие, с надписью: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».

            В 1971 году в «церковной» части, в саду, была возведена и освящена маленькая Никольская часовня с небольшой маковичной главкой и «русским» крестом. Она посвящена памяти Николая II.

            В середине 1990-х годов мэр Бари, видя увеличивающийся поток паломников из России, сам обратился в Московский Патриархат с предложением поучаствовать в приёме этих паломников. Последовали длительные переговоры. Наконец, в мае 1998 года был подписан протокол о намерениях мэром Бари и митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

            В 2007 году в Италию с официальным визитом прибыл президент Российской Федерации В.В. Путин. По договорённости местом встречи в верхах было выбрано Бари. Город был выбран не случайно: президент В.В. Путин хотел поклониться мощам почитаемого в России Святителя Николая. Это был первый визит главы нового Российского государства к мощам Святителя Николая. Тогда же, в марте 2007 года, был положительно решён вопрос о русской церковной собственности в Бари. Два года ушло на согласование всех позиций, и вот в 2008 году православный мир облетела радостная весть: решением итальянского правительства храм и подворье вернули России.

            Официальная церемония должна была состояться 6 декабря 2008 года, но смерть патриарха Алексия II в Москве задержала церемонию. Торжества по случаю передачи символических ключей от подворья состоялись 1 марта 2009 года в присутствии президента Италии Джорджо Наполитано и президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. 23 января 2012 года подворье было официально передано в вечное пользование Русской Православной Церкви.

            Перед храмом и странноприимным домом находится статуя Святителя Николая работы В. М. Клыкова, установленная в 2001 году. На территории комплекса, кроме храма, расположены:
странноприимный дом (Странноприимница) – двух и трехэтажное здание;
хозяйственные помещения;
сад;
дом для священника, построенный в конце 1960-х годов;
часовня во имя Царя-Мученика, возведённая в 1971 году.

            К святыням храма также относятся:

чтимый храмовый образ святого Николая Чудотворца,
ковчег с частицами мощей Киево-Печерских отцов,
икона святого Серафима Саровского с частицей его мощей,
икона святого праведного Феодора Ушакова с частицей его мощей (дарение моряков Российского флота).

            Задаюсь вопросом, почему православные из России и других стран бывшего Советского союза избрали своим самым почитаемым святым, своим покровителем того, кто ни разу при земной жизни не был в России? И нет другого такого святого, к которому было бы обращено столько горячих молитв, к которому стремилось бы столько людей. Может быть, это сам Святитель избрал нас, покровительствуя, как наиболее страждущему в мировой истории народу. За это молимся и благодарим Чудотворца. Он для нас является духовным ориентиром.

             И просьбы, которые мы возносим ко Святому, разные. Это – и моление о здравии, и о устройстве бытовой стороны жизни, и о работе, и многие другие. И чудеса тут происходят нередко. Но главное чудо Святителя Николая – исправление нашей грешной жизни. Даже такое, казалось бы, незаметное обстоятельство, как появление осмысленности в повседневной жизни и воцерковление – это маленький, но твёрдый, шаг к истине и вере. И это – главное. "Каждый из нас, – писал Александр Владимирович Мень, священник Русской православной церкви, – своей молитвой, любовью, верой вносит свой маленький вклад в построение единого Храма – Церкви Христовой, храма, веры, который нельзя разрушить."

                Молитва Николаю Чудотворцу о любви:

            О всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех, верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих, скоро потщися и избави Христово стадо от волков, губящих его, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от глада, мора, огня, меча и напрасныя смерти. Якоже помиловал еси триех мужей, в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суща, и избави мя гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

19. 02. 2019.

Начало:
http://www.proza.ru/2018/06/21/33