О благородном цензоре, падшем поэте и не только -3

Ион Жани
О благородном цензоре, падшем поэте и не только, или о русофобии некоего Колкера, его  «Тризне по России», ГУЛАГ-е СоЛЖЕницина, экономике Сталина и историческом предвидении советского цензора-3

(Из воспоминаний моего благородного товарища из Карабаха).


В моей памяти запечатлелся небольшой эпизод, имеющий непосредственное отношение ко мне, который сопровождает меня всю жизнь. По ходу декламации, я хаотично бросал свой взгляд на присутствующих. Я осознавал, что скорее всего, не все в точности понимали в отдельности мои заученные слова, произнесённые                на, приятном слуху, русском языке. К тому времени, мне, ученику 5 класса русского сектора интернациональной школы в районном центре Мардакерте, проще становилось думать и воспринимать слова и мысли на русском языке нежели на армянском. Словом, выражение мыслей и чувств, мне уже тогда проще было осуществить на русском языке, что и учёл мой мудрый дед, когда писал текст моего выступления. Сегодня у меня нет никакого сомнения в том, что в независимости от степени понимания отдельных слов моего выступления, мои суть моих слов и текста были бесконечно близки и понятны сердцу всех присутствующих. Так вот, на самом кульминационном моменте, когда и так с большим трудом мне приходилось удерживать себя от эмоционального срыва, мой взор внезапно на доли секунды остановился на той матери семерых сыновей. Именно в этот момент случилось то, чего мне до этого удавалось сдерживать с большим трудом. Внезапно слёзы наполнили мои глаза, а горло наполнилось таким предательским комом, что из меня перестали выходить, какие-либо членораздельные звуки. Сложилась бесконечная пауза, которая запомнилась мне на всю жизнь. Только, благодаря неимоверным усилиям старших, через некоторое время мне удалось собраться, перебороть свои внутренние волнения и, ценой больших усилий, закончить декламацию. После последнего слова опять установилась пауза, которая запомнилась мне не только тем, что впервые в жизни я увидел слёзы на глазах у столь большого количества людей, включая и суровых мужчин. Признаться, много позже до меня дошло понимание того, что не многие, особенно среди женщин в возрасте, в точности понимали отдельные мои слова. Однако, благодаря мистической силе фонетики русского языка, всем без исключения слушателям был абсолютно понятен истинный смысловой посыл моего, точнее, дедушкиного слова. Эта сцена, подобно музейным картинам на вечные темы, отпечаталась у меня в памяти на вечно. С этого дня, наряду с сельским погостом, который находился на краю села, в его центре появилось второе сакральное место. В отличии от погоста, который находился на величественном плато, доступном для посещения только с одной стороны. Просматриваемый в ясный день из любого сельского дома, это сакральное плато с погостом, расположилось на примыкающем к северо-западному краю села, холме, косогоры которого, с трёх сторон, резко превращались в крутые вертикальные горные склоны. Открытый в тот день монумент в центре села стал вторым сакральным местом для жителей и гостей села. Если погост посещали по необходимости и в дни поминовения покоившихся, то памятник погибшим на ВОВ стал тем местом, куда могли приходить без всяких поводов и причин. Но больше, словно отчитываясь перед  павшими односельчанами, и, в знак оценки их ратного подвига во имя торжества жизни, отныне все значимые события в селе,  проходили на площади этого монумента и начинались с возложения цветов к его подножью. Здесь собирались на первомайские торжества, на празднование дня Победы, 23 февраля, здесь торжественно принимали в пионеры или ряды Комсомола, здесь принимали торжественные обещания и клятвы. В знак благодарности и сохранения памяти о всех погибших на войне, с клятвой верности друг другу и возложения цветов, отсюда начинали свою совместную жизнь молодожёны, прежде чем начинать свадебные торжества. Каждый гость посетивший село в не зависимости от времени года, непременно считал своим долгом посетить монумент и засвидетельствовать о своей благодарности всем тем миллионам представителям «большого народа», кто ценой своей жизни обеспечил продолжение жизни.
Почти три года это событие оставалось самым ярким событием в моей жизни. Конечно же, были фильмы про войну. Прекрасные фильмы, которые были очень близки нам по форме и содержанию. Много лет просмотр таких фильмов в клубе   для меня и моих сверстников был одним из праздников жизни. В этих Фильмах о войне, было всё однозначно понятно и ясно. Кто, свои? А, кто враги? И, вообще, благодаря усилиям родителей, учителей, благодаря книгам и фильмам,  тогда всё было предельно понятно. Что есть хорошо? А, что есть плохо? И никакой «каши» в голове!...