Первоцветы -3 Сцилла

Юрий Ник
Сцилла

 

Необычно ранние вёсны становятся нормой для Кубани. Цветение начинается уже в первой декаде февраля. Нынешнее спровоцировало меня на эту затею. Но тепло наше коварно. Доверишься, а тут - ап! - и похолодание набежало. Поутру морозец, и по нашим меркам приличный. Больно смотреть на моих пионеров. Крокусы сомкнули лепестки и вжались в луковку, а подснежники на заре лежат бездыханными. Казалось бы всё, кирдык пришёл...
А днём, как солнышко пригреет, смотришь: стоят. Да и выросли-то как.

 Всё-таки весна. Замедлила ход, но уступать место не намерена.
 Вот так потихоньку подошли мы с ней к третьему очерку о цветах.

Сцилла - такое обращение к простушке может и удивить.

Мы-то знаем её как Пролеску.

А всё тут просто. Опять же старик Линней намудрил. Тянуло сильно учёного мужа в древнегреческое.

В истории с цветком много путанного, и имя изначально принадлежало некоему морскому луку. Да и с классификацией до сих пор тёрки у ботаников.

То лилейное это, то гиацинтовое, а то вдруг и вовсе к спаржевым приписали.

Но нам-то это по барабану, главное, что красавица.

Первый цветок в моей жизни, который собирал в букет. Боже, как давно это было. Уже нет брата, сопровождавшего в той прогулке, давно уже бабушка сестра, что тоже была тогда рядом. На берегу маленькой деревенской речки, с берегами усеяными голубыми соцветиями…
Такие же вот вот расцветут у могил тёти и бабушек на тихом и очень уютном Закатальском погосте. Именно им, ещё живым и полным сил, пол века назад, мы собирали голубые весенние фонарики...

По нынешним временам срывание пролесок в природе - административное нарушение и преступление.

Но греха за собой не чувствую. Мы честно жили на той земле, старались брать с неё в меру. Только насущное или для души.

А уж душевности цветку не занимать.

На зуб только пробовать не стоит. Плеваться будете долго. Как говорилось в финале замечательной комедии:

у каждого свои недостатки.

О пролеске много не пишут в силу обычности и неприхотливости. Данность, которая всегда жила рядом. Но это не умаляет востребованности. Она, как берёзка, символ нашего бытия и родины.

Рассеяна она широко. Из восьмидесяти видов семнадцать произрастали в СССР.

Ту, что встречаем чаще, зовут сибирской. Но это на взгляд тех, кто Россию Европой не считает. По их мысли Сибирь начинается под Воронежем.

Есть в роду пролесок и испанские, и армянские корешки. А одну из красавиц обозвали Перуанской. А всё потому, что  привезли её как-то на испанском пароходе с названием "Перу". Бывает в ботанике и так.

Чем хороша пролеска: не боится ни тени, ни мороза. Не требовательна к земле и уходу. Размножается самосевом, но хлопот в саду не прибавляет. Всем хороша девица.

Что до пользы осязаемой, не попадающей в разделы административного кодекса, - в настойках прелесть используют от простуды и гриппа.

Не брезгуют ею и гомеопаты.

Цветы обычно ярко-синие. Что само по себе редко в природе. Но есть и белые, розовые, фиолетовые.

В детстве, мы называли их колокольчиками, несмотря на распахнутость цветка. Однако, встречаются виды, наряженные в юбки без разрезов, под которые излишне упитанный шмель, пожалуй, не залезет.

Но пчёлки пролеску обожают. Треплют по весне неистово. И случись даже какая замухрыжка, и ту зацелуют и измочалят ситец до дыр. Славный первый медонос.

Ну и несколько слов об имени. С нашим всё понятно, а вот заморское:

Сцилла - нежная нимфа, дочь богини Гекаты. Влюбилась несчастно в красавца пастуха, на которого положила глаз богиня Цирцея. Ревнивая небовладелица сварила колдовское зелье и вылила его в речку, в которой купалась Сцилла. И…

Прекрасная нимфа превратилась чудище, питающееся моряками.

Нет слов. Жуть.

Пургу гонят древние греки. Не про Пролеску это всё.