Послание Уильяма Блейка

Валерий Стрельцов
       Культурное пространство христианского мира едино и пронизано Импульсом Христа. Необозримы сокровища духовной культуры, накопленные христианским миром (поразила недавно красота и огромность одной из крупнейших монастырских библиотек - библиотеки аббатства в австрийском Адмонте, построенная в 1776 году Йозефом Хубером).  Особый вклад в эту сокровищницу внесли духовидцы, которых на Западе называют также визионерами. Многие из них были не только мистиками, но и выдающимися учёными-естествоиспытателями. Здесь и Э. Сведенборг (1688-1772), и У. Блейк (!757-1827), и Р. Штайнер (1861-1925), и Д. Андреев (1906-1969), и многие другие. Они в меру своих сверхчувственных способностей пытались приоткрыть завесу над потусторонним миром, показать  единство и связь материального и духовных миров, приблизить нас к пониманию устройства мироздания и божественных законов истины и добра.  Швед Э. Сведенборг описал свой духовный опыт  в книге «О небесах, о мире духов и об аде», У. Блейк - в своих поэтических и графических работах, Р. Штайнер - в книгах «Как достигнуть познания высших миров», «Очерк тайноведения» и многих других работах и лекциях, Д. Андреев - в книге всей его жизни «Роза мира». Рудольф Штайнер в этом ряду - самая огромная по своей значимости фигура, но здесь будем говорить о затронувших меня откровениях британца У. Блейка.
 
Просмотрел недавно видеоматериалы  прошедшей в марте 2013 года в ГМИИ им Пушкина выставке «Уильям Блейк и британские визионеры»  и ещё раз убедился сколько духовных мостов  соединяют западное и восточное христианство, прошлое с настоящим, поэтов прошлых веков  с современными поэтами, и какие духовные основы у одного из главнейших искусств - искусства поэзии. Видео  предельно содержательно и выразительно, и дает толчок к самостоятельному размышлению об истории и подвижниках христианства на Западе и Востоке и  взаимном влиянии этих культур.
 
Уильям Блейк - человек со сложным непримиримым характером, всю жизнь прожил в Лондоне, по профессии - гравёр, по призванию - философ и поэт,   занимался теологией, с детства обладал уникальными экстрасенсорными способностями (видел ангелов, мог общаться с умершими), писал стихи, изготавливал гравюры, рисовал акварели, но не писал пейзажей, портретов и жанровых композиций,  называл свои произведения видениями вечности.  Для создания своего мира и утверждения своих идей  на основе книг Ветхого и Нового Заветов создал  собственную мифологию. Осуждал всё, что ограничивает личную свободу человека: материализм, экономический прогресс, научное мышление, нормы поведения. Считал главным в жизни творческого человека  воображение, вдохновение, поэтический дар и веру. Вера духовно правильно ориентирует художника и дает направление и силу его творчеству, остальное - лишь инструменты  самовыражения. Неслучайно первой графической работой глубоко верующего молодого У. Блейка стала гравюра «Иосиф Аримафейский», который снял распятого Иисуса с креста и, завернув в плащаницу, похоронил его в своем склепе. Иосиф был первым держателем величайших святынь христианства - чаши Святого Грааля с кровью Христа и копья Лонгина.

Вот несколько главных тезисов эстетики У. Блейка, которые дают возможность выделить из массы стихотворцев гениальных поэтов, понять  сущность поэзии и проникнуть в её глубины. Они показались мне чрезвычайно  актуальными и в наше время после моего погружения в творчество Игоря-Северянина и недавнего многомесячного чтения стихов талантливого современного поэта Сергея Таратуты:

искусство должно основываться на вере в Христа;

Божественное видение есть единственное качество, рождающее Поэта;

искусство и поэзия должны быть подобны Божественному откровению.


Откровения английского поэта и художника раскрывают глубочайший мистический смысл Поэзии и её предназначение, как одного из важнейших видов искусств. Речь идёт о пресловутом шестом чувстве, которое пока открывается избранным в качестве каналов связи с высшими мирами. Таким был сам Блейк - именно это определяющее качество поэтов и художников он называл «божественным видением». Природу шестого чувства пытался разгадать И. Бунин  («Поэзия темна, в словах невыразима»...), несомненно обладал им, и писал об этом в «Шестом чувстве» Н. Гумилёв.
 
Истинно талантливые поэты обладают естественным ясновидением, проявляющем себя в форме творческой фантазии. Но проявляется оно у одарённых поэтов по-разному… Бунин был способен чувствовать и вдохновляться переживаниями очень далеких предков-пращуров, Гумилев  помнил себя в своих прошлых жизнях-воплощениях. Игорь-Северянин обладал экстрасенсорными способностями. Материалистически мыслящие искусcтвоведы называют эту особенность гениальных художников творческим воображением, не пытаясь проникнуть в природу шестого чувства, т.к. оно находится за границами научного познания. Р. Штайнер в лекции «Скрытые глубины душевной жизни», прочитанной в Берлине 23 ноября 1911 года, приоткрывает завесу над этой стороной духовного мира творческих людей, связующих нас  с высшими мирами. Постараюсь потом вернуться к этой теме...

Представления У. Блейка об искусстве и особой миссии поэзии проясняют сильно взволновавшую  меня несколько лет назад мысль И. Бродского о том, что поэзия и поэтический язык являются видовой целью человечества и могут стать целью и средством его духовной эволюции. С этого волнения и начались мои путешествия по поэтическим мирам. Поэзия - мощный стимул и средство развития сознания как пишущего, так и читающего стихи. Она может быть  одним из внецерковных путей человека к Богу, к пониманию Мистерии Христа и талантливый Поэт может быть проводником на этом пути.
 
Уверен, что появившийся в последнее время в нашей стране огромный интерес к поэтической речи и  заполненные стихами самодеятельных поэтов литературные порталы и издания говорят о том, что многие и многие люди в России сегодня пытаются вступить  на этот путь.  Меня это несказанно радует. Можно, конечно,  это явление объяснить какой-то странной эпидемией и страстью к графоманству,  но это было бы ошибочной и очень поверхностной оценкой. Только на портале Стихи.ру сегодня представлено 44 млн. стихов и более 800 тыс авторов.  Если раньше СССР был самой читающей страной в мире, то современная Россия  скоро станет - самой пишущей.

Что очень важно как для специалистов-литературоведов, так и для вдумчивых любителей поэзии, эти не надуманные утверждения английского поэта  дают  довольно ясные критерии для оценки степени талантливости людей, занимающихся поэтическим творчеством, указывают на признаки гениальных поэтов. Используя эти откровения Блейка в своих литературоведческих работа, убеждаюсь, что эта планка довольно высока и для русских поэтов Серебряного века и трудно преодолима для современных российских поэтов и многочисленных сочинителей стихов. Широкие обобщения делать ещё рано, цели этого краткого эссе совсем другие, но в наследии поэтов, в творчество которых мне в последние годы удалось погрузиться, открылись  следы духовных откровений английского поэта и художника. Было очень радостно увидеть эти духовные мосты, связывающие прошлое с настоящим.

Почитайте вместе со мной стихотворения Игоря-Северянина, Сергея Таратуты, постарайтесь оценить пророческий и поэтический дар этих поэтов, увидеть божественное начало в их Поэзии, понять и принять в душу обращенные к нам  поэтические послания. Всё, что почувствовал автор этого эссе, всё что открылось в поэзии этих талантливых стихотворцев - поэта Серебряного века и нашего современника - изложено в очерках «Мир Игоря-Северянина», «Поэт Сергей Таратута», «Анатомия поэзии Сергея Таратуты». Очерки содержат  полтора десятка статей, с разных сторон освещающих творческое и духовное наследие этих выдающихся поэтов.