Повесть о медвежьей любви

Елена Бирюкова
         Рассказ Виктора Гусарова

   В тот год, я чувствовал  большую  усталость от европейской цивилизации, от вечных житейских проблем. Захотелось отключиться от этого мира,удрать куда-либо, где не ступала нога человека и хотя бы на короткое время окунуться в первобытную дикую природу. В конце лета я улетел далеко за Урал к своему армейскому другу, с которым не виделся более десяти лет.
Встреча прошла с жаркими объятиями, с русской водочкой и долгими беседами в тёплой домашней обстановке.
  Мой друг жил в городе, в нескольких сотнях вёрст от сплошной не проходимой тайги. Через его город протекала одна из сибирских рек, берущая начало в Саянах и убегавшая в бескрайние таёжные дебри. И узнав, что я хочу полазить по тайге с ружьём, поохотится на кого придётся, лучше на медведя, он с радостью отозвался на такой мой сибирский азарт. Друг был отставным офицером милиции и за долгую безупречную службу был награждён именным боевым пистолетом.
Этот пистолет он и сунул мне за ремень перед тем, как посадить в моторную лодку,в которую положил канистры с горючим и мешок с нехитрой едой и бутылками водки. Сам он ехать со мной не мог. Будучи на пенсии, он подрабатывал, так как на достойную жизнь постоянно не хватало денег.
-Часа через три доберёшься до той деревеньки. Слева увидишь домики на холме, самодельную пристань для лодок. Лодку пристегни на замок, не пропадёт. О пистолете — ни звука никому. И хотя у таёжников доверие в крови, но мало ли чем чёрт пошутит...Ну, а ружьё тебе дадут, полазить по тайге, я знаю тех людей, нет среди них скупердяев. 
   Обнялись мы, и отправился я вниз по сибирской реке. Осень набирала силу. И в эту пору сибирская природа сказочна. Солнце не жгло, но и прохлады не ощущалось. Я выключил мотор и меня окружила тишина, воздух был наполнен ароматом сухих трав, успокаивающим запахом хвои. Душа очищалась от чего-то наносного, не естественного, наполнялась каким то блаженством идущим от самой природы, от невидимых ободряющих сил. Мотор я долго не включал и несколько часов плыл по течению, отрешенный от человеческого мира. Наконец я  добрался до хутора.. Пристегнул лодку и пошёл навстречу нескольким одиноким домикам с небольшими огородами возле них.
  Тайга виднелась сплошной полосой где-то у горизонта. А здесь были участки смешанного леса, небольшие луга и поляны.
   Мне навстречу вышли несколько человек одетых по деревенски ,с открытыми добродушными лицами. И лишь острые, проницательные глаза выдавали в них городских современных жителей. 
   Я поклонился им, представился, сказал кто рекомендовал меня, спросил у кого могу снять комнату для ночлега.
  Приняли меня радушно, определили на ночлег. Потом собрались в самой просторной избе, накрыли стол. И надо отметить, что удивился я тому изобилию таёжной пищи. Мёд в кувшине, икра в кастрюле, ломти вяленой рыбы, мясо, хлеб домашней выпечки, грибы солёные и маринованные, дары огорода, козье молоко, кедровые орехи и большая бутыль прозрачного и ароматного самогона. Водку и провизию, что я купил в городе, сразу отставили в сторону. Не вписывалась она своим содержанием в то богатство, которое стояло на столе.
  Перед застольем меня загнали в баньку. Пропарили в ароматном пару,окунули в бочку с холодной водой, и как принца посадили на почётное место. «Балом» правил Арсений- бывший соратник моего друга по службе в милиции. Он был справедлив, рассудителен, его уважали и его мнение высоко ценили.
 -За встречу!- стукнулся он со мной и залпом выпил стакан самогона. Я поперхнулся, - настолько крепким был напиток, но в то же время с поразительным вкусом и ароматом, был он настоян на меду с добавкой трав.
  - Ты не стесняйся, закусывай, что природа послала. Вот цена отречения от цивилизации,         
  да только мало кто ищет её..
  Хмелея, я ел чистейшие продукты, вкусные и калорийные, а через час другой ощутил себя каким-то богатырём, способным на великие подвиги. Голова сохраняла ясность, язык не заплетался. Беседа протекала мирно, без дурных эмоций и словесных глупостей.
   -Зимой, конечно, в городе, ну а с весною сюда, к началу заготовок. Еды на весь год хватает с одного сезона. Природа, она матушка щедрая, только любить её надо и не пакостить ей.
  -И как проявляется она в этом плане? - спросил я.
 -А вот пример из местной жизни. Бывало, прискакивали сюда этакие весельчаки с наглыми рожами, да чуть ли не с пулемётами и сразу требовали: где у вас лоси, медведи, да соболя?
 -В тайге- отвечали мы, а тайга недалече, вёрст за пятнадцать, идите, охотьтесь, если повезёт.
 -Как это, если повезёт?-
 -Всё просто — звери нынче какие-то умные стали, так прятаться научились, что бывало за три дня не одного не увидишь.
 -А может их нет?- удивлялись пришельцы.
 -Есть, следов много всяческих, да признаков присутствия. Но дело портят сороки. Такой гвалт поднимают, что всё зверьё разбегается. Так что не обессудьте, помогать вам не пойдём, ибо охота дело совсем не простое.
 -Ну и чёрт с вами- злились на нас и уходили сами.
  Те, что шли группами, возвращались с пустыми руками, ободранные и злые. А кто в одиночку отправлялся, тот зачастую и пропадал навсегда. И никто их не искал, да и бесполезно. Тайга мстит нечистым и крепко хранит свои тайны.
 -Ну, а с вами как? Вы ведь охотитесь? И всё сходит?      
 -С нами другое дело. Мы избрали преданность природе. Мы не вредим ей ни в чём, дерева зря не срубим и точно знаем, сколько и чего нам надо. И перед каждой охотой идём поклонится тайге, просим её защиты и умоляем дать необходимое для проживания. И  она отзывается, бывает зверь сам бежит к нам, а сороки не бунтуют, будто и не замечают нас. И выстрелы наши становятся поразительно точны, зверь не ранится, умирает мгновенно, не мучаясь...
  Помолчали. На улице темнело. На стол поставили керосинки, да только залит в них был всё тот же самогон. И горел он без копоти, выделяя необычный приятный  аромат.      
 -Чудно у вас- вздохнул я, блаженно. Аура необычная, всё о гармонии говорит и на созидательный лад настраивает.
-А ты не уезжай, поживи до зимы. К зиме вернешься домой, по тоскуешь до весны, а весной примчишься сюда и такое ликование переживёшь, что навряд ли тайгу бросить захочешь!
-Спасибо! Но дела, дела...
-Ну да, понимаем. А приехал то ради охоты? - спросили меня в лоб.- И разумеется, не менее, как на медведя?
-Ох братцы, в точку попали. Каюсь, были такие мысли. Но теперь не помышляю о том, что то перевернулось во мне от этого вечера. Видимо, правда на вашей стороне. Моя рука сама полезла во внутренний карман, туда где паспорт с документами, достала удостоверение охотника.
-Вот, смотрите, - сказал я. - Это право на убийство зверей. И раскрыл корочки и положил перед собой на стол. - Покупаем это право за деньги и всё в рамках закона. Потом стреляем невиновных животных и гордимся и хвалимся среди знакомых. Но сейчас тошно стало от этого. Наливайте, выпьем за рождение антиохотника! С этими словами я обмакнул корочки в стакане с самогоном, достал зажигалку и поджёг их с какой то лёгкостью на сердце и с ощущением чего то таинственного и важного.
Выпили, закусили. Голова по прежнему была ясная, душа купалась в каком то блаженстве.
Переговорили о многом. Курили. Но моих импортных сигарет никто не взял. Наоборот, мне предложили выращенный самими табак и он оказался намного «вкусней» импортного.
  Взошла Луна., полная, яркая и окружающий мир преобразился во что то фантастическое. Мы вышли наружу, уселись на скамейку и стали слушать шум леса и звуки ночных птиц. В траве кое где светились голубоватые светлячки, редкие для этих мест насекомые. Мир ликовал в своей гармонии, и странной дикостью показалось мне моё желание врываться в него с оружием и мыслями об охоте.
  Докурив, мужики разбрелись. Хозяин постелил мне нехитрую постель, а сам удалился. Улёгшись, я провалился в небытие.
  Очухался, когда утро во всю сияло ярким солнцем, пело осенними птицами, порхало бабочками и пчёлами,ликовало пышными цветами вдоль оград и пьянило мятой, полынью и запахом утренней хвои.
  В доме было прибрано и по новому накрыт стол. У печи хозяйничала старушка, маленькая, энергичная, с румянцем на щеках и по детски игривыми глазками.                Увидев меня, она радостно улыбнулась.
-Привет, милок! Садись, позавтракай, а мужики чуть позже явятся. Как спалось?    Как в пропасть провалился?
Мы пили ароматный чай настоянный на травах, закусывали сыром из козьего молока и большими деревянными ложками черпали из банки мёд.
Говорили ни о чём, легко и беспечно. Ко мне возвращалась сила после хмельной ночи. И я попытался угадать про себя, сколько старушке лет. Она представилась Марией.
-А сколько тебе лет, Мария?
-Угадай,- лукаво улыбнулась она.
-Восемьдесят пять, - выдал я цифру, сложившуюся у меня в голове.
-Не угадал. Восемьдесят пять лет назад я отплясывала на балах в молодёжном возрасте. За сотенку мне перевалило около десятка лет назад. Древняя я, да молода ещё. Чудо, не правда ли?
Наверное, я удивлялся бы долго, но дверь отворилась и вошли хозяева, с которыми я так прекрасно провёл вчерашний день.
 Мария оставила нас и все расселись за столом. Кушали без выпивки, просто ни у кого не было желания , хотя напитки со стола не убирались.
-Чем хочешь заняться сегодня? - спросил меня старшой. За грибами, за ягодами, на охоту или рыбалку?
-На охоту, - ответил  за меня мой внутренний голос.- Конечно, если это возможно.
-Ну, так мы и знали, -хитро переглянулись мужики. - Охотничья зараза крепко в нас сидит, не выбить её в один приём. Раз ты охотник, дадим тебе ружьё, добротное, отменное. Но только проверим, как хорошо ты стреляешь.
 Хозяин вышел в чулан и вынес оттуда ружьё в чехле. Вытащил его и я обомлел. По одному виду можно было судить о необычайно высоком классе ружья. Это как в девятнадцатом веке увидеть современный «Феррари». Сталь отливала необычным блеском, цевьё и приклад были инкрустированы блестящими камнями, магазин был подобен автоматическому, а два ствола друг над другом позволяли охотится на крупного зверя и мелкую дичь, подобную белке.
-Это наша гордость! - восхищённо произнёс хозяин. - класс высочайший, шестнадцать патронов двенадцатого калибра в карабине. Семнадцатый можно держать в стволе. Перезарядка автоматическая. В Европе таких не делают, дорогая штуковина, половину хорошего автомобиля стоит. Эксклюзивный вариант. Небольшая партия, привезённая из Америки. За несколько лет не дало ни единой осечки. Ну как, нравится?
-Н..-да!-только и протянул я, с волнением беря в руки необычное изделие.
-А теперь к реке, посмотрим на твоё мастерство. Ванюш, прихвати бутылки.                Маленький мужчинка из компании вытащил три пустых бутылки и мы пошли к реке.
Подошли к пирсу, где стояли приколотые лодки. Ванюша поставил бутылки и стал ждать распоряжений.
-Условие такое, -сказал старшой.
-Получишь на охоту наше ружьё, если стоя в неподвижной лодке из трёх брошенных бутылок поразишь дробью две.
-Подходит?
-Годится! - согласился я.
-Выбирай любую лодку, становись лицом к реке, на нас не смотри, ремень на плечо, ствол вниз, руку на приклад. Патрон в патроннике, предохранитель снят, тебе только вскинуть и нажать курок. Готов?
 И тут же из-за моей головы к середине реки полетела бутылка. Я легко её поразил, как вторую и третью. Ружьё действительно стреляло прицельно и кучно и без большой отдачи. Ощущение было приятным.
-Ну, что ж , испытание принято. Идём за стол, поговорим об охоте.
Расселись. Предчувствуя что то необычное, я слегка разволновался, и чтоб унять непонятную дрожь, плеснул полстакана самогона и выпил.
-Теперь о деле. В тайгу одного тебя мы не пустим. По одному туда только смертники ходят. Сопровождать тебя некогда, да и цели такой не видно сейчас. А  в лесной зоне поброди, может кого и встретишь, хотя вряд ли.
-То есть как?- не понял я. -В лесу рядом с тайгой и нет никого?
-Ты думаешь звери сидят и ждут охотника? Они тебя за версту учуют, да сороки помогут им. Волки сейчас на людей осенью не нападают, рыси тоже. Лося ты стрелять не будешь, не тот ракурс в данном случае. Косули очень чуткие и быстроногие.
-Стой, стой! -возразил я. А о каких двух медведях говорил мой друг, когда сюда направлял?Что живёт здесь парочка одна, территорию свою охраняет и всех других прочь гонит?.
-Ах ты! Вот оно что! Ну, ну...-неопределённо протянул собеседник и многозначительно переглянулся с остальными.
Те так же неопределённо закивали головами и руки их потянулись к стаканам.
  Я понял, что влез в какую то запретную тему. И потому, как отвернулись от меня головы компаньонов решил, что нечаянно перешагнул какую то незримую грань, после которой отступать назад не имело смысла.
-Ладно, ребята, - вскинул я голову.- Что есть, то есть, прошу начистоту- что это за медведи? Буду поступать, как вы скажите.
-Ладушки, мотай на ус.
Плеснули ещё полстакана, чокнулись за здоровье наше и здоровье медведей и я услышал необыкновенную историю.
 Живёт здесь одна парочка. Он, да она. Большую территорию себе отхватили, чужаков гонят, кое-кого задрали даже. Волки и те стороной их обходят. Ходят слухи, что любовь у них не звериная, на человечью похожая. А ещё поговаривают, будто самец этот умом обладает невероятным, будто поступки его порой на человечьи смахивают. В общем загадка окрестная. Но что интеллектом обладает, это факт, сами свидетелями были. В соседнем селении однажды овчарка в лес удрала, да на их территорию попала. Не повезло ей, на волков нарвалась. Было их штук шесть- восемь, все разом и кинулись на собаку. Хоть овчарка и сама волкодавом была, да со стаей ей не справится никак. В общем проиграла она, порвали её крепко, только до смерти загрызть не успели, так как медведь из кустов выскочил и разметал волков как цыплят. Правда, помогло ему то, что они были покусаны собакой и силу свою частично потеряли. Потом медведь ухитрился эту собаку к её дому принести, положил у калитки, проревел громогласно и в лес убежал. Люди с испугу к ружьям метнулись, да только поздно за них хвататься, зверя и след простыл. Но слухов и пересудов было потом много. Как он нёс собаку-никто представить не мог. За шкирку волочь, та сдохла бы от ран, на двух ногах нести-у медведя нет столько сил, далеко он не ходит вертикально. Пошли охотники по его следам, дошли до места боя и поняли, что случилось, расшифровали по увиденному. Один волк разорван явно не собакой, много крови и следов и шерсти драной полно. Тогда и поняли люди, что медведь, как и не медведь вовсе. Стали чаще туда наведываться, в бинокль издали рассматривать. Вычислили его лежбище и какого же было изумление, когда увидели они живущую с ним медведицу.
-Но, но! - попытался прервать рассказчика. - Медведи одиночные звери, парами не живут.
-Не живут,говоришь? Это у учёных не живут. Да видимо плохо учёные этот вопрос изучили. А в жизни случается по иному совсем, и примером тому наша парочка. Стали и мы в то место наведываться. И случалось порой, что медведь нас видел. Но ни разу не проявил агрессию. И только завидев людей, становился на задние лапы и всегда так, чтобы его самочка за спиной у него оказывалась. И стоял так, пока люди в недоумении уходили. Стрелять в него никто никогда не решался. Привыкли мы, что он в нашей округе. Постепенно от нас волки исчезли. И дали ему прозвище Михееч. А её, Михайловной прозвали. Было у них лежбище в яме, а мы решили помочь этой парочке и берлогу на двоих построить.Нашли другую яму, не очень далеко от них. Собрались однажды с лопатами и вырыли подземный особнячок метра два на два и высотой около полутора. Небольшой пролаз сбоку разрыли, сверху крышу из жердин соорудили, ветками забросали, мхом обсыпали. Хорошая берлога получилась, самим из неё уходить не хотелось. Оставили. Нашли её таки медведи. Облюбовали. Перед зимой залезли туда вместе и до весны не вылазили. Что удивительно, потомства у них не было. Короче, сколько бы их не видели, они везде и всегда были вместе. А как он заигрывал с ней, как облизывал, да обнимал! Этого не расскажешь, это только видеть надо.
Чудеса да и только! На грани фантастики. Я верил и не верил услышанному.
-А что ж вы учёному миру об этой парочке не доложите? Пусть бы исследовали их настоящие зоологи.
-Да ты что! - возмутились чуть ли не хором ребята.
-Ты явно не подумал! Единичные явления исследованию не подлежат. Их можно только констатировать, настанет время и собранные нами факты узнают. А пока, ты даёшь нам твёрдое мужское слово о не разглашении этой тайны? И слово твоё должно быть слово чести.
-Клянусь!- с трудом проговорил я, опустив глаза.
-Вот и прекрасно! За  Михееча, За Михайловну!.Поднимайте тосты!
Выпили ещё немного. Мне захотелось услышать ещё какую-нибудь историю об этих медведях. И услышанное снова показалось невероятным. Рассказали два случая. У одной женщины весной дойная коза удрала в лес. Два дня хозяйка пыталась козу отыскать, на третий руки опустились и только сидела и плакала себе в подол. К концу третьего дня шум у двора услыхала, глянула в окно и остолбенела. Видит, как медведь хочет козу схватить, та с перепугу носится туда-сюда, почти из лап у него выскакивает, а калитка закрыта и коза не знает, куда ей метнуться. Медведь гонял козу вокруг городьбы и всё-таки ухитрился её сцапать. Прижал лапой к земле, та жалобно заблеяла и дух испустить собралась, глаза уже закатила. Хозяйка чуть в обморок не упала с испугу за жизнь козы. И словно женщину  парализовало, а глаз отвести не может. Но медведь повел себя странно. Он передними лапами поднял козу с земли, встал во весь рост и перенес козу через ограду. Затем громко заревел, повернулся и удрал в лес. Коза осталась жива. Соседи долго осматривали следы и признали рассказ женщины достоверным. Ещё один парадоксальный случай произошел у реки, в той стороне, где находилась берлога. Место весьма живописное. Утёс подступает к реке, в одном месте даже свешивается над ней. Базальт и гранит выступают из земли. Валуны образуют удивительное нагромождение с гротами и небольшими пещерами. И если люди сплавляются по реке, то это место завораживает глаза и манит полазить по этим фантастическим камням. Вот и соблазнилась одна молодая парочка. Они сплавлялись на лодке, по маршруту вниз по реке, там в неком городе посадка на местный самолёт и путь обратно на юг в цивилизацию. Всё было продумано, но как всегда в жизнь вмешался его величество случай. Остановились они под утёсом, пикник устроили, лодку прикололи, да по  крупным  валунам решили на утёс взобраться. Парень впереди, девушка за ним. Лезли по правилам альпинистов. Но и альпинисты погибают из-за непредвиденных случаев. Короче, снаряжение подвело и девушка упала в воду. Стала барахтаться и кричать, плавала она плохо и стала тонуть. А парень так растерялся, что застыл на скале, не зная что делать. Вдруг видит, на берег вышел огромный медведь и бросился в воду. Подгрёб к девушке, а та со страха уже ничего не соображает. Уцепилась она за медведя и так доплыли они до мелководья. Медведь отряхнулся и степенно скрылся в кустах. Парень пришёл в себя, слез со скалы и пришлось ему кучу нелицеприятных слов о себе услышать. А в ближайшем селении они рассказали свою историю. Подивился я этим случаям и пошёл спать.
   На следующее утро я отправился в ту сторону, где обитал Михееч. О личном знакомстве я не мечтал, а лишь надеялся посмотреть на него издали в бинокль. Мне следовало через две версты вниз по реке, как раз напротив знаменитого утёса  отыскать небольшой ручеёк и идти по нему вверх, пока не кончится лес.
   Мне разрешили взять дорогое ружьё, патронами меня снабдили убойными. В случае какого либо нападения следовало снять предохранитель и нажимать на курок семнадцать раз, так можно было отбиться от стаи волков. Кроме того у меня за поясом находился и пистолет Макарова.  А  ещё, мне на ремень привесили солидных размеров кинжал с двухсторонним лезвием. Так что, безопасность моя исчислялась очень высоким процентом. Шапку я заткнул за ремень рядом с пистолетом, куртку расстегнул, а ружьё повесил на правое плечо в горизонтальное положение стволом вперёд.  Когда дошёл до ручья и начал по склону входить в лес, то на всякий случай положил указательный палец на курок, а большой на предохранитель. До описанного места, где должна быть берлога, я напрямую не пошёл, а свернул в лес и решил сделать крюк, стараясь подойти с подветренной стороны. И где-то я всё-таки просчитался. Оказалось, я шёл прямо на берлогу с другой стороны от лаза. Я надеялся увидеть приметы ручья, но ложбина с ручьём  будто испарились, местность на какой то миг показалась совершенно иной и у меня мелькнула мысль, что я заблудился. Областью затылка ощутил тревогу, большим пальцем сдвинул предохранитель,  резко повернулся и сделал шаг назад. Под ногами хрустнули ветки, одна нога провалилась, я упал спиной на жердины, надломил их и с ними провалился в медвежью берлогу. Своё падение я оценил в доли секунды и не испугался. Только одна мысль захватила меня: пусть в берлоге не будет медведей. При ударе о дно раздался непроизвольный выстрел. Я успел заметить две вещи: одного медведя от выстрела шарахнуло к стене, другой со страшным рёвом встал на задние лапы. Но в это же мгновение я пулей вылетел через лаз наружу. Меня спасло вертикальное положение  медведя и узкий проход лаза, который нельзя было преодолеть прыжком. Но всё же когти царапнули мою спину. В лапах медведя осталась моя куртка, а сам я мчался неизвестно куда, ничего не соображая от страха и совершенно не ощущая своего тела. Почему-то медведь не стал меня преследовать, что и спасло мне жизнь. Причина, по которой он не стал за мной гнаться выяснилась позже. А пока, я благодарил всех Богов за то, что вышел невредимым из этой переделки. Вернулся я без шапки, без одного сапога, без кинжала, без куртки. Чудо, что уцелел пистолет.
  Сначала надо мной громко смеялись. Потом, поняв, что я потерял ружьё, все помрачнели, усадили меня за стол, налили самогону, и лишь когда я успокоился со мной заговорили. Они не расспрашивали подробности случившегося, а коротко и категорически предъявили ультиматум.
  -Вот что, мил человек. Мы тебе поверили, мы тебе доверились, а ты профукал наше ружьё. Оно для нас бесценно. Второго такого за деньги не купишь. Как хочешь, но ты должен его вернуть, иначе прощения от нас не жди, будем судить, а порядки у нас суровые, сам знаешь — закон тайги, медведь хозяин.
  Я выкурил подряд три сигареты, выпил с пол литра самогона и вышел посмотреть на солнце. Оно перевалило за зенит. «Успею» - план созрел быстро.
-Дайте мне только сапог, к вечеру ружьё будет на месте.
-Ну, удачи тебе, постарайся исправить ошибку, а за нами уж не станет. В тот лес я входил держа пистолет наготове. Берлогу нашёл быстро и стал крадучись подбираться к тому месту, где провалился. Ни единого звука не доносилось снизу. Я присел и минуты две не шевелился, прислушиваясь к мёртвой тишине. Она пугала и настораживала, тогда я выстрелил в воздух, в надежде испугать медведя. Но в ответ, не последовало ничего, кроме лесного эха, да нескольких пичуг, вспорхнувших с веток. «Ушёл» - подумал я и осторожно заглянул вниз в берлогу. И то, что я увидел, отразилось в моём теле какой-то судорогой и холодным потом. Слишком не естественным и неправдоподобным представилось увиденное. Оба медведя были мертвы. Самец лежал на боку  возле самки, положив голову на её грудь. Её шея  была пробита насквозь, морда и грудь  была в крови. Моя куртка  была обмотана вокруг шеи медведицы и вся пропитана кровью. Ружьё находилось между ними, причём было видно, что медведь выстрелил себе в шею. Одна лапа его покоилась на теле медведицы, другая прижимала к себе ружьё, а большой задний палец находился на курке. Пуля прошла навылет через шею и и сделала  второе глубокое отверстие в стене берлоги. Весь пол, ружьё и тело медведя были залиты кровью.
  Дрожа, я пролез внутрь, опустился коленями на пол, уронил голову на землю и впервые за несколько минувших десятилетий разрыдался с истерическим воем.
  Бледный и обессиленный вернулся обратно в деревню. Все заметили, что я много плакал, но никто ни о чём не расспрашивал, молча постелили мне постель и ушли, оставив меня одного.
 Я только сказал, что ружьё цело, только забрать его сегодня не удалось, завтра оно будет в доме. Перед тем как лёг, вылил в себя с пол литра самогона  и это отключило все мои чувства  почти на десять часов.
   А утром, снова пришла реальность, которую я не хотел видеть, ибо в ней уже не было удивительного медведя, ставшего всеобщим любимцем окрестных жителей.
   Разборок с утра не было. Всей гурьбой мы отправились к берлоге, а увидев трупы медведей, некоторые  мужики схватили меня за грудки:
-Ты убил Михееча!...
-Успокойтесь! - одёрнул их старшой,которому все подчинялись и которого побаивались.
-Сейчас разберёмся.
-Так, значит ветки подломились здесь, отсюда ты упал, ружьё выстрелило после падения, значит с нижнего положения. А ну-ка, залазим внутрь.

  Несколько человек влезли, молча сняли шапки и опустив головы, почтили молчанием трагическую кончину любимцев. Потом снова начали осмотр. Воткнули веточки в пулевые отверстия в стенках и те показали направление выстрелов. Оба выстрела шли от пола к середине стен. Обломанные жердины были придавлены медведицей. Пропитанная кровью куртка, обкрученная вокруг шеи, никак не могла занять этого положения после двойного убийства. Ружьё освободить не удалось. Лапы медведя были сведены судорогой и разжать их руками не получалось. Пришлось надрезать сухожилия ножом.
   Старший каждому объяснил имевшиеся факты и просил найти противоречия в его выводах. Мужики курили, рассуждали, перешёптывались, пытались нарочно изобрести план преднамеренного убийства, но из этой затеи ничего не получилось. Все факты говорили только об одном: медведица погибла от случайного выстрела, от ударившегося о пол ружья. Медведь не бросился за виновником, а оказавшейся в его лапах курткой пытался остановить кровотечение, обмотав ею сквозную рану на шее. И когда медведица умерла, он не перенёс её смерти, улёгся рядом, обнял её лапой, Другой направил ствол себе в шею, а пальцем задней ноги нажал на курок.
-Ну что, дорогие земляки, находите ли противоречия в этой версии? И прошу не уходить, пока не убедитесь, что это единственный вариант происшедшего.
Никто ни в чём меня более не упрекал. Только совесть моя терзала душу и сыпала один упрёк за другим. Я не находил оправданий содеянному. Навязчиво крутились мысли  о том, что я явился орудием исполнения чьей то воли, направленной на уничтожение этих медведей. Но чья это воля, откуда шла, и почему выбрала именно меня- это осталось загадкой и по сей день, когда много лет спустя решил я поведать западным людям эту историю.
    Мы похоронили медведей в их берлоге. Выложили им постель из хвойных веток, такими же прикрыли тела. Засыпали могилу землёй, соорудили холм и вкопали на неё большой крест из кедровых досок, а за ним установили второй поменьше размером. На большом вырезали крупную надпись « Вечная память медведю, отдавшему жизнь за любимую».