Ч. 35 Средиземное море и Балтика в 1941 году

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/02/18/1174

На Средиземном море шли ожесточённые морские бои англичан  с итальянцами. На суше англичане воевали с Африканским корпусом Роммеля, положение которого стало угрожающим из-за перерывов снабжения.

Чтобы спасти немецкие войска в Северной Африке и помочь итальянцам, немцы послали в Средиземное море 10 подводных лодок из Атлантики. Результаты не замедлили сказаться.

13 ноября 1941 года подводная лодка U-81 под командованием лейтенанта Фридриха Гугенбергера потопила авианосец «Ark Royal».

25 ноября подводная лодка U-331 под командованием капитан-лейтенанта Ханса-Дидриха фон Тизенгаузена потопила линкор «Barham», а 14 декабря 1941 года подводная лодка U-557 под командованием корветтен-капитана Отто Паульсена потопила крейсер «Galatea».

На следующий день после потопления крейсера U-557 попала под «дружественный огонь», её потопил итальянский торпедный катер «Orione». Погиб весь экипаж.
15 подводных лодок немцы держали у Гибралтара.

Но англичане быстро учились и реагировали. Вот, что писал Дёниц: «После того как англичане укрепили свою противолодочную оборону, три наши лодки были уничтожены,
а пять получили настолько серьезные повреждения, что нам пришлось отказаться от мысли доставить их на базу в Бискайский залив. Таким образом, третья часть подлодок из числа участвовавших в операции была потеряна».

У немцев была ещё одна проблема, о которой писал командующий их подводными силами: «Поскольку противолодочные заграждения были быстро усилены, вошедшим в Средиземное море немецким подводным лодкам было не так просто выйти обратно.
 
Следует отметить, что из Атлантики в Средиземное море через Гибралтарский пролив проходит сильное течение (это помимо встречных течений вблизи берега).

Поэтому войти в Средиземное море подлодкам было легче — ведь, если их обнаружит противник и загонит под воду, течение само пронесет их через пролив. А вот выйти в Атлантику было уже не так просто.

Переход по поверхности в условиях военного времени длился довольно долго и не укладывался в темное время только одних суток. Идти под водой (а этот путь был, скорее всего, единственно возможным, учитывая изобилие противолодочных патрулей противника) было практически невозможным по двум причинам: в середине пролива — из-за сильного встречного течения, а у берегов, где течения были попутными, — из-за навигационных опасностей.

Таким образом, войдя в Средиземное море, ... подводные лодки попадали в своего рода «мышеловку».

Следует отметить, что немцы не сокращали число учебных подводных лодок на Балтике, готовя экипажи для новых кораблей, даже когда создавалась критическая ситуация. В Балтийском море они чувствовали себя в безопасности, не опасаясь советского флота.

На суше гитлеровский план «молниеносной войны» в 1941 году с треском провалился. Несмотря на огромные потери, немцев остановили под Москвой, на сталинградском направлении и в предгорьях Кавказа.

Из личного состава советских кораблей сформировали бригады морской пехоты и морские стрелковые бригады, которых направляли на самые опасные участки фронтов.

В плане «Барбаросса» говорилось, что захват военно-морских баз с суши, включая Ленинград, лишит Балтийский флот опорных пунктов, и он перестанет быть боеспособным.

Немцы не собирались использовать большие корабли. Против советского Балтийского флота они направили отряд из минных заградителей, торпедных катеров и тральщиков. 8 подводных лодок немецкое командование вскоре отозвало.

Из крупных кораблей у противника были только два финских броненосца береговой обороны «Вяйнямёйнен», который наши моряки звали «Ваня-Маня», и «Ильмаринен». Всего у финнов насчитывалось 35 малых боевых кораблей.

Советский Балтийский флот располагал 2-мя линкорами, 2-мя крейсерами, 21 лидерами и эсминцами, 6 надводными минными заградителями, 7 сторожевыми кораблями, 33 тральщиками, 48 торпедными катерами и 65 подводными лодками. Военно-воздушные силы Краснознамённого Балтийского флота насчитывали 656 самолётов (172 бомбардировщика, 131 разведчика и 353 истребителя).

За несколько дней до начала войны немцы поставили на подходах к портам Мемель, Пиллау, Кольберг минные заграждения. Кроме того, они прикрыли минами свои морские сообщения.

Налёт немецких самолётов 22 июня 1941 года, пытавшихся поставить магнитные мины в Либаве, Виндаве и Кронштадте, противовоздушная оборона успешно отразила. А вот дальше….

Продолжение http://www.proza.ru/2019/02/20/1253