Предисловие к роману Реновация

Владимир Бойко Дель Боске
Роман, трилогия Реновация, написан на производственную тему. Цель, с которой он был создан автором, прежде всего, заключается в передаче атмосферы девяностых, двухтысячных, и десятых годов. По сути все его три части соответствуют примерно этим отрезкам времени. «Застой», «разбой», «смута».
Это сделано не случайно, а с целью показать, как постепенно уничтожалась профессия проектировщик.
Роман, прежде всего автобиографичный, с множеством реальных героев, с изменёнными именами и фамилиями. Цель его, показать тот сложный период перехода от такого родного, спокойного, всеми любимого старого, к новому, стремительному, но, при этом разрушительному, и беспощадному. Для этого выбран промежуток времени, равный примерно двадцати годам. Начиная с конца девяностых годов двадцатого века, и заканчивая десятыми годами двадцатого, всесокрушающего, ломающего устои, холодного века.
Автор показывает своего главного героя на гране двух веков. Родившийся и получивший образование ещё в СССР, он вынужден начинать свой трудовой путь уже в другом мире, пока ещё продолжающем быть благосклонным к нему. Казалось бы, что несмотря ни на что, творчесство в проффессии архитектор, хоть и останется главенствующим прицнипом, но навалившийся на страну капитализм, показывает себя с неожиданной стороны, оборачиваясь полным провалом всех надежд, мечтаний, главного героя, выжигая амбиции, воспитывая отвращения к тому делу, которое ранее было его смыслом жизни.
Первая часть книги рассказывает о тех временах, когда архитектор ещё являлся не только автором концепции, но и главным в той веренице наисложнейших взаимоотношений, которые возникают на пути воплощения идеи в жизнь. Несколько нервные, но всё же весёлые времена, отдающие некоторой беззаботностью, названы автором словом «Застой».
Для Саши, это не тот застой, которым он может показаться непосвящённому читателю. Здесь имеется в виду, прежде всего застой, определяемый ограниченностью направлений в архитектуре, навязываемых самим временем, ситуацией в стране, которая только что освободилась от тоталитаризма, навязанного ей социалистичесского строя, и пустилась во все тяжкие. Какофония форм, фьюжен, эклектика - это направления, а точнее гремучие смеси существовавших ранее стилей, в которых зарождался опыт главного героя.
Пожилой директор Игорь Артамонович, имеющий архитектурное образование, несмотря на то, что он прежде всего функционер, всё же грамотный, опытный руководитель, имеющий огромный градостроительный опыт. Он на своём месте, как, впрочем, и многие, вошедшие в новый век руководители, но тесно ограничен теми рамками, поставленными правительством Москвы, с которым находится в хороших отношениях, что помогает снабжать институт заказами.
Главный герой, Саша, проходит через все три части книги, преобретая знания, опыт, связывая воедино все времена, развиваясь вместе с ними, теряясь в них, как специалист, всё ближе подходя к тому моменту, когда, постепенно вынужден будет уступить место другим. Пожилой директор видит в нём перспективы, но придерживает его, дав окончательно созреть.
Единственное, чего ему не хватает в это время, это возможности проектирования современной архитектуры. Она негласно запрещена в городе. И только единицам удаётся, то тут, то там, где-то в тёмных уголках городских кварталов, рискуя своими нервами и здоровьем – строить что-то логичное, современное. В ходе своего профессионального роста, жизнь сталкивает его с интересными людьми, архитекторами, оставившими след в его памяти и мировоззрении.
Но, эти времена кончаются, и на смену Игорю Артамоновичу, приходит Райкин, пусть и такой же, как и он чиновник, но, более жёсткий, человек, не понимающий процесса проектирования, но хорошо знающий законы современного, Московского чиновничьего мира. С его прихода и начинается вторая часть трилогии – «Разбой».
Райкин уже не молод, но задор ещё есть в его крови. Он пытается браться за любые объекты, не боясь никаких последствий. Он решителен, но не способен мыслить так, как мог бы профессионал, но имеет чутьё бизнесмена, которое помогало ему в жизни ранее.
Именно он, с руки Игоря Артамоновича и даёт Саше свободу творчества, выдвигая его на должность руководителя проектной мастерской, намучавшись перед этим с полными амбиций, но ничем не примечательными варягами, приводимыми им со стороны, по совету знакомых, видя в людях, прежде всего, то внешнее, наносное, под чем они скрывают правду.
Саша удовлетворяет его, как руководитель, и как талантливый архитектор, в одном лице, справляясь со всеми, даже невыполнимыми задачами, которые ставит ему директор. При этом Саша не получает того привилигированного положения, которое имеется у всех, кого вместе с собой привёл в институт Райкин.
Но, что мешает Саше, заполучить его?
Сеть интриг, суета, и сокращение сроков проектирования приходят в проектный институт, вместе с Райкиным. Но это всё не омрачает той радости, что привносит в мир архитектуры сменившееся правительство Москвы, которое, наконец-таки даёт возможность проектировать по-новому, отказавшись от архитектурных стилей прошлых веков. Райкин заигрывает с главным архитектором города, пытаясь получить его благосклонность.
Казалось бы, теперь у всех архитекторов появляется надежда на самовоплощение в том направление, которое и есть единственно верное, так, как соответствует времени.
Саша, теперь может работать в своё удовольствие, получив для этих целей всё. У него есть мастерская с замечательным коллективом. Он знаком лично с главным архитектором Москвы. Казалось бы, о чём ещё можно мечтать? Но, не тут-то было.

Райкина снимают так же внезапно, как он и появился в своё время в институте. В один день в его коридорах появляется новая команда управленцев, людей безжалостных, холодных, не способных мыслить даже как бизнесмены, ограниченных во власти нитями, уходящими вверх, туда, где спрятаны те, кто незаметно управляет и ими.
Состав института опять наводняется бесполезными, но высокооплачиваемыми должностями. Но, происходит нечто страшное. Те, кто был лучшими, ещё буквально вчера, теперь оказываются самыми плохими и невостребованными. И это, в первую очередь, прежде всего, творческие люди. Процесс проектирования, не изменив своей архитектурной концептуальной направленности, заданной главным архитектором города, превращается в некий конвейер, у которого теперь может стоять кто угодно. А управляют им те, кто никогда не имел никакого отношения к профессии проектировщик. Молодые, безжалостные, но, к сожалению, не имеющие амбиций архитектора – управленцы, доводящие любую идею до абсурда.
Они длинной чередою проходят мимо Саши, меняясь примерно каждые полгода, с каждым своим уходом унося с собой и самых лучших специалистов, выживая их искусственно созданной атмосферой нервозности и безпорядка.
Именно поэтому название третьей части трилогии – «смута».

Сашу снимают с должности по причине того, что он не справляется с руководящей работой, но оставляют, как архитектора в институте, не увольняя, затыкая им все дыры, которые постоянно возникают от неумелого руководства. Постепенно он начинает напоминать себе микроскоп, которым забивают гвозди.
Саша предпринимает попытки бежать, которые не приводят ни к чему хорошему. Везде произошло примерно то же самое, что и в институте. который постепенно становится для читателя микромоделью самой страны. Огромные массы уволенных специалистов, блуждают по ней, в надежде хоть как-то пристроится, первое время хватаясь за большие зарплаты, но со временем понимая, что за ними стоит беспросветное рабство, лишённое творчества.
Наряду с этим Саша догадывается, что все те заоблачные выси, что обещал главный архитектор Москвы, оказываются всего лишь сказками, за которыми стоят жадные и глупые инвесторы, готовые пилить под собой сук ради достижения максимальной прибыли.
Город застраивается так называемыми кластерами, навязанными ему вопреки логики застройки, сначала от всей души верящему в чистоту своих идей, а затем полностью сломленному правящим бизнесом - главным архитектором города, постепенно превратившимся в марионетку в его руках.
Саша понимает, что остаётся без профессии, но, всё равно сидит в институте до последнего, держась за него, как за старый пень, во время всемирного потопа.
Новый, третий директор, Развалов, который приходит в институт, таковым уже и не считается. Его должность непонятна сотрудникам, и они называют его лишь по старой памяти – директор. Но, это уже скорее по инерции, чем из уважения к занимаемой им должности.
В итоге и он уходит на повышение, так, как страна начинает нуждаться именно в таких «специалистах», как он.
На его место приходет совсем невнятная личность.
Института больше нет. Вместо него идёт какая-то лихорадочная возня.
Саша видит, что если раньше он мог ещё сменить профессию, то теперь, в городе, как и в стране, повсеместно, в любой отрасли, произошло всё то же самое, что и в их институте. И у него не остаётся ничего, кроме, как сидеть тихо, и делать то, что ему говорят, так, как до пенсии, которую продлевает правительство на пять лет, ему теперь ещё дольше.

Прощание с профессией у Саши происходит в три стадии, и это число не случайно, как и всё в жизни, развал также имеет три стадии. Все они описаны в романе на конкретных примерах, взятых из реальной жизни. Развал неизбежен, и его первые признаки, словно щупальца раковой опухоли, прокрадывются в институт, в начале второй части, приобретая всё большую силу, по мере появления в профессии случайных людей.
Не замечая этого, главный герой романа продолжает «ехать» дальше в поезде уже обречённом в движение под откос. Пройдя все три условные стадии, выраженные в книге в виде частей романа, Саша постепенно приобретает те знания, которые помогают ему принять окончательное решение и уйти из профессии, которая умерла практичесски у него на руках.

Реновация, название романа, и это не простой звук.
И дело вовсе не в том, что, как раз в это время начинается вторая волна реновации ветхого жилья. Создаётся комитет по реновации, и в него уходят те последние специалисты, которые ещё оставались в институте на тот момент. Они идут туда не проектировать, а проверять чужие проекты. Потому, что так теперь проще выжить. Саша пытается бежать с ними, но на него и там не остаётся места.

Реновация в профессии!
Реновация в городе!
Реновация, в стране!
Реновация человечесских душ!

Вот основопологающая тема романа


18.02.2019 г.