Каково быть Дураком?

Оксана Курова
Каково быть «Дураком»?
Каков будет твой выбор? Осмелишься?

  Конечно, каждый с лёгкостью сможет представить небольшой район в обычном городе. В городе «N», как написал бы Н.Гоголь. Середина зимы, морозы. И Вам из тёплого родного дома, ближе к вечеру, необходимо срочно выехать на работу. Да, скажу сразу, Вы – сантехник. Да, да, обычный рабочий, ничего особенного. Не стройте иллюзий. Да и вызов не в свой район. Приезжаете, у Вас наблюдается явное желание помочь. Поэтому, Вы, своим зорким глазом, замечаете то, на что обычный работяга и не обратил бы внимания. А Вы, не только замечаете, но и во чтобы то ни стало, хотите помочь жителям дома!
 
  Ах да, дом рушится. Он упадёт ни сегодня, так завтра. И что Вы скажите? Что сделаете? Обратитесь к начальству? Надо идти выше! К мэру нашего города «N». Да, и это не смешно. Так, вы – сантехник, который решил спасти жителей того дома, а точнее того общежития, которое рушится. И зачем Вам это? Зачем вообще кому-либо прилагать столько усилий, что бы помочь, людям, которых многие бы назвали: крысы, наркоманы, уголовники. Почему нельзя по-другому? Или можно?
Думаю, для себя вы это уже представили определёнными картинками и образами.  Но хочется поговорить и о том, как видел это автор.
Когда я закрываю глаза, то вижу момент, когда главный герой идёт по дороге. Это происходит в самом начале, и это настраивает, ты начинаешь на подсознательном уровне чувствовать продолжение. Это помогает почувствовать родство с главным героем - Димой. Если бы об этом «говорил» художник, то это было бы полотно с плотной зелёной краской, через которую пытаются прорваться люди, множество рук, чёрных рук. Тёмные кадры киноленты, даже при показе обычных бытовых сцен в квартирах. Кажется, что всё снималось на телефон кем-то, кто оказался случайным свидетелем.
 
  Хочется так же поговорить о создателях.
Режиссёр - Юрий Быков. «Дурак» не первый его фильм. Его фильмы «Майор» и «Жить», так же отличаются глубиной. Они – зеркальная гладь компрометирующая человечество. Срывающие непроницаемую ткань с реалии жизни. Что касается главного персонажа – Димы Никитина. Его сыграл молодой актёр – Артём Быстров. Довольно харизматичный и обаятельный деятель искусства. Как человек, довольно долго занимающийся театральной деятельностью, хочу сказать, что образ был довольно качественно простроен. А это конечно и заслуга режиссёра. На протяжении всего фильма был виден рост персонажа, как он приходит к принятию бескомпромиссного решения. Особенно сильным и откровенным А. Быстров, был в финальном разговоре с женой. Ты чувствуешь весь напор, отчаянье, непонимание. Ты буквально читаешь всё по его глазам. Усталый, но решительный взгляд.
Мгновенно вспоминаешь трагическую судьбу Данко из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль. Поэма о Данко»
Больше всего меня впечатлила игра актрисы Натальи Сурковой, которая сыграла мэра города – Галаганову. Невероятно тонко и глубоко. С виду жестокая и циничная «главнокомандующая». Но мир не так прост, и Наталия сумела показать всю трагедию своего персонажа. Даже в какой-то момент начинаешь сочувствовать героине, что она позволила черноте мира добраться и до её сердца. Я никогда не забуду душераздирающий монолог Галагановой. В голове не укладывается, то насколько она уверена в том, что все её поступки верные, что воровать из бюджета – это жизненная необходимость. Ты сочувствуешь её, так сказать, невежеству. И ненавидишь её эгоцентризм. Многие образы прописаны с явным чувством и пониманием истинного человеческого духа. Русского духа.

  Интересно так же то, что для сюжета потребовалось всего ночь. За одну ночь главный герой принял самое важное решение в своей жизни. Он доказал самому себе, что главное спасать других. Но какой ценой. Он вырвал своё горящее сердце, дабы осветить путь сквозь тьму.
Так же, на мой взгляд, удачный выбор саундтрека. Песня группы «Кино», музыка которых стала лейтмотивом целого поколения. И как оказывается, не теряет актуальности.

  Сам фильм рассказывает историю, словно мы заглянули в чужое окно. История человека, которая могла произойти с каждым. Зритель становится участником. Перед нами стоит выбор. Как говорит сам Никитин: «Мы живём как свиньи и дохнем как свиньи, только потому, что мы друг другу — никто!»
Так кем лучше быть «свиньёй» или «дураком»? Это выбор каждого.
Благодаря прекрасному сценарию и задумке, фильм является особенно актуальным в наше время. Идёт борьба с коррупцией. Но никто не догадывается, что не это главная проблема России.
Что же хотел сказать автор, спросите вы. Юрий Быков показал нам, что виноваты не только «верха», а сами люди виноваты во всём, что происходит в России.
Рыба гниёт с головы, но нашу рыбку давно пара выбросить.
Дурак. Дурак. Так часто фигурирующее слово. Практически все бросали его главному герою, даже самые близкие. Но имеет ли оно прямое значение, как в словаре? Не думаю.

  Многие скажут: «Так Никитин действительно и есть дурак» А другие задумаются, а не называет ли нас так режиссёр, давая ещё один намёк присмотреться к своим поступкам и своей жизни.
Я не смогу дать однозначную оценку фильму. С одной стороны, ты понимаешь всю актуальность фильма. А с другой, ты думаешь, а повлияет ли он на людей? Справится ли он со своей задачей?
На протяжении всего фильма ты пытаешься угадать какова же концовка. Если здание рухнет, то тогда правда Никитина победила. А если не рухнет…
Конечно, фильм достоин того времени, что вы на него потратите. И конечно, фильм достоин ваших раздумий и поисков истины.
Фильм – отчаянный крик, срывающийся на грубый шёпот.
Так кто же мы общажные крысы или наивные дураки?