Россия и военные фильмы

Оксана Курова
Писать о войне всегда тяжело, а писать о фильмах про войну снятых для Российского проката вдвойне трудно. Сейчас становится очень «модным» снимать про ужасы войны, про страдания на фронте. В 2014 году на экраны страны выходит фильм «Батальонъ» режиссёра Дмитрия Месхиева, больше известного по фильму «Свои», который так же повествует о «жизни» на фронте. Но «Батальонъ» не просто военный фильм - это история о женщинах, сражающихся за Родину во время Первой мировой. И главным для меня является решение вопроса: можно ли назвать этот фильм художественным и шедевром  киноискусства, или это очередной русский фильм о войне, которые сейчас выпускают каждый год.

Первая мысль после просмотра была: «Ода феминизму?» Нет, правда, я не видела в кинематографе фильма, который принижал и преуменьшал мужчин настолько, что хочется пойти и плюнуть в лицо первому попавшемуся прохожему мужского пола. Но правильно ли это? На первый взгляд да, и это опять же дань Европейской моды. Россия постепенно окунается в её идеи о защите правах и толерантности. И мне кажется в этом кино, если и есть такой посыл, то он донельзя неграмотно вплетён в канву сюжета. Слишком топорно, и, так сказать, «в лоб», нам преподносится такая сложная идея как «внутренняя сила женщины».

Нет, с технической профессиональной стороны, сценарий построен очень грамотно, мы не видим ничего необычного и странного, стандартный трёхактный сценарий, завязка, где нам сообщают о том, что мужчины отказываются воевать. Потом мы видим второй акт, где происходит идентификация с героями и последовательное усложнение ситуации. И в итоге – развязка, где главным событием является сцена, когда полковник мужского батальона Бороздин (показанный как трус и слабак) решается на героический поступок. На мой взгляд, кульминация скомканная, и на фоне общего накала событий не «стреляет» настолько сильно: она получилась быстрой и скомканной. Были сцены глубже и эмоциональнее, в этой же не показан перелом героев, переход от трусости к силе духа. Персонажи «сломались» в угоду сценарию.
Хорошо, если сценарий не так плох, не второсортен, тогда вопрос другой, кто тут главный герой. Понятно, что героем выступает собирательный образ различных персонажей. Но вот кого мужских или женских образов. С самого начала мы видим судьбы разных женщин, тут и неоправданно обиженная женщина в лице Дуси (Янина Малинчик), которую не пускали на фронт. И девушка Надя, которая пострадала от самой войны, считая, что потеряла жениха, она отправляется на фронт, оставив мирную жизнь, которая сулила ей успех в творчестве (она должна была отправиться на певческий конкурс, но выбрала войну). Мы видим героинь, которые оставили многое ради защиты Родины, и зритель любит их всех, потому что в завязке идеально прошёл момент идентификации зрителя и героя. Но почему, я называю героя фильма собирательным? Оттого как показана смерть каждой девушки, это не выделяется отдельным событием, это часть войны, часть её рутины. Одна из девушек не горой, на смерти не заканчивается фильм, это можно считать развитием персонажа-батальона.

Возможно, главным героем можно было назвать Марию Бочкареву, командира «Батальона смерти», которую сыграла талантливая и заслуженная актриса РФ Мария Аронова. Но, по моему мнению, она часть образа, она такая же, как и все женщины в батальоне, ранимая и тонко чувствующая женщина, которая боится своей силы и войны. Чего стоит сцена, когда привозят одну из девушек батальона, убитую немцем ещё в самом начале военных действий для батальона. Унтер-офицер плачет как ребёнок, она растеряна и напугана, как и все девушки, избравшие судьбу солдата. Но что, если главным героем является собирательный образ мужских персонажей. Что если мы видим не героя, а антигероя? Но все мужские персонажи лишь оттеняют женские и создают нужный образ и идею фильма. И тут мы подходим к главному - какова идея фильма?
Показать ужасы войны? Да, они показаны зрелищно, и даже я бы сказала, банально. Но главная идея не в этом, наибольшее внимание уделяется значению женщин, их решению вступить в батальон. Вообще, фильм не наполнен большим количеством символов и знаков, но я бы назвала два – это сцена в середине фильма и в начале. Когда девушкам сбривают волосы, как символ лишения женской силы, и они должны переродиться с новыми неженскими силами. И когда батальонъ Бочкарёвой прошёл аттестацию и отправлялся непосредственно на фронт, женщины маршировали, и мать одной из них выбежала на площадь и начала их останавливать. Я в этом увидела символ войны. Да, война – это мать, которая каждую минуту провожает сыновей и дочерей на смерть, и каждую секунду чувствует боль, и тяжесть горя от потери единственной родной души. Наверное, это сцена, которая меня больше всего задела, самая простая, но наполненная страхом такого известного будущего. Даже душещипательное избиение Марии Бочкарёвой мужем, не вызвала столько страха как тот взгляд с которым провожала мать свою дочь.
И всё же, фильм можно назвать искусством? С одной стороны мы видим грамотный сценарий, целостного героя и антигероя в лице мужчин. Прекрасную операторскую работу и режиссуру. Об операторской работе, конечно, нужно говорить отдельно. Илья Авербах и его команда, создали невероятный точный и «громкий» визуальный ряд. Одна сцена тренировки доводила до мурашек. Монотонный шум бега женщин по ночному Петербургу. Я это воспринимала как человек, живущий в одном из домов на фонтанке, и я просыпаюсь ночью от грохота сапог о мостовую.

И, несмотря на все плюсы фильма, я назвала бы его больше коммерческой очередной военной лентой, безусловно, качественно сделанной, но направленной на поддержание патриотизма русских граждан. И ещё это фильм про женщин и для женщин, что определённо плюс. Но я хочу спросить одно, для меня это загадка, не устал ли русский зритель от таких фильмов. Для чего мы штампуем такие фильмы? С громкими названиями, но все одинаковые. Возможно проблема не в фильмах о войне, а во мне, но я не вижу смысла в таком кинематографе. Что бы поддержать дух страны и гордость за родину можно снимать фильмы, которые будут показывать русского человека, какой он есть, или это можно изложить только в острых социальных драмах? Или для того чтобы напугать молодое поколение и внушить мысль, что война это страшно. Так это вообще бессмысленная задача, в таких целях мне кажется лучше показывать старые ленты, которые действительно наполнены ужасом войны, когда люди ещё совсем остро ощущали последствия минувшего горя.
Я не против того, чтобы снимали фильмы о войне, но мне кажется, стоит говорить и том, что мир красив и прекрасен и мы должны, как будущее поколении защищать и оберегать его от войны, сохранять его хрупкое равновесие.