Моисеева монада Вселенной

Людмила Возняк
Начало: "Кирпич мироздания" http://www.proza.ru/2019/01/28/1072 , "Божественная батарейка" http://www.proza.ru/2019/02/06/1353



Примерно в то же время, когда даосские монахи были заняты разработкой  символа «Инь – Янь»…  А я предложила версию, что все религии проистекают из одного источника, и потому имеют общие черты, нужно только суметь их рассмотреть… а затем сложить  как пазлы.  Так вот, в то же самое время,  и Моисей  получил откровение,  и изложил другой вариант  Божественной монады, представляющей  Бога, Вселенную, человека. Но, как мы успели убедиться,  монада состоит из мужской и женской энергий Творца. И… где она в Библии?

« Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя;
 и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.
 Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;
 и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
 сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее;
 и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе»(Исх.25:10-21).

В  израильском святилище, в самой святой его части, в Святое святых… была помещена Моисеева монада Вселенной. Это ковчег завета  с золотой крышкой, на которой были расположены два херувима.

Есть мнение историков-египтологов, что ковчег, и некоторую другую религиозную атрибутику Моисей позаимствовал в Египте. Действительно, в египетских храмах под дорогими покрывалами хранились  своеобразные ковчеги с предметами культа, святынями, которые торжественно проносились жрецами во время ритуального шествия. И не только у египтян, у многих других народов  боги имели свои ковчеги. Каждый ковчег был святыней, будь то у египтян, индусов, халдеев, или у мексиканцев.  В Египте, в ковчеге хранились части тела Осириса, который ежегодно воскресал. И этот ларец осеняли своими крыльями два Керуба, которые располагались на крышке, и были женскими божествами, а именно – Исидой и Нефтидой. Возможно, отсюда взяла начало традиция изображения ангелов с женоподобными лицами. Само название  Керуб, а в последствии Херувим,  восходит к аккадскому Karibu, что значит промежуточное между человеком и богом существо, которое передавало богам мольбы людей.

Что значит  позаимствовал? Если Истина одна, то нет ничего удивительного, что рождающая на тот момент новая религия тоже не могла  обойтись  без ковчега.

Ковчег был центром Святая святых,  центром  храма, центром Иерусалима, центром  мира, центром Земли,   был символом  Божьего присутствия на земле, Его видимым троном, и местом откровений:

«там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения»(Исх.25:22).

Но всё, что я только что описала,  думаю,  слышали, читали,  многие, и в этом нет ничего необычного.  А дальше… я перейду к, собственно,  монаде.

Еврейская традиция говорит, что один херувим был с мужским лицом, а другой - с женским. Два херувима, которые по сути одно целое с крышкой,  едва касаясь  крыльями, смотрели друг на друга с любовью и благоговением.  Облако славы, т.е. Шехина, являвшееся над ковчегом, как бы опиралось на них, и Бог давал  Свои откровения именно из среды херувимов.

Зачем понадобилось два херувима?

Можно… де… сослаться на ангельское присутствие в святилище. И это объяснение многих устраивает, как и меня… но  до некоторых пор. Вспомните даосскую монаду,  Инь – Янь,  в виде двух «рыб», и всё встанет на свои места.  Два херувима нужны для того же, для чего и две «рыбы», а именно, чтобы явить две ипостаси Бога, две Его энергии.  И по идее, херувимы не могут не быть, один в виде мужчины, а другой в виде женщины, т.е. то же самое Инь – Янь.  Моисей  не копировал  ни Египет, ни даосов.  Но, судя по тому, что образов монады и ковчегов несколько, то, вероятно, Бог показывал «образец» не одному Моисею, или не ему первому:

«Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе»(Исх.25:40).

И, значит, что Моисеева монада, как и даоская, тоже являет  Бога, человека, и… любое существо во Вселенной, и состоит из  мужской и женской энергии.

Филон, иудейский философ,с эллинским уклоном, живший в начале первого века в Александрии (ок. 25 г. до н. э. — ок. 50 г. н. э.), дает несколько интерпретаций херувимов. Он утверждает, что Разум - это Бог-Отец, тогда как Знание - Бог-Мать, и символами этих двух ипостасей верховного божества являются два херувима.

Посмотрим, что подвигло Филона сделать такой вывод:

«Я, премудрость, обитаю с разумом»(Прит.8:12),

«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
 от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
 Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою.
 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
 когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной»(Прит.8:22-26).

Разум и Премудрость, подобно отцу с матерью, изначально вместе.  Вместе они реализуют свои планы:

« Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
 когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
 когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
 тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время»(Прит.8:27-30).

И самый известный их «проект»:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему»(Быт.1:26).

Нашему...

Ещё говоря о херувимах в святилище, Филон утверждал, что они символизировали «две самые древние и высшие силы» Бога: Его созидательную силу, называемую «Благом», то есть «мирную, нежную, благодетельную добродетель», и Его царственную силу, называемую «Властностью» (Господин), то есть «законодательную, наказывающую и исправляющую добродетель».

Поэтому, естественно, что один из херувимов в святилище представлял собой одну силу, и являл мужскую фигуру, а другой — другую силу, и был женской фигурой.

Следовательно, и два Божьих имени, которые появляются  в первых главах Бытия - Господь и Бог, теперь не будут казаться кому-то «маслом масленым», а кому-то  конспирологией,  но вполне логичны, и  дополняют  друг друга.

А  другое таинственное и непроизносимое    Имя Бога с другими Его эпитетами хранилось в ковчеге завета.

Таким образом, в Святое Святых , в виде ковчега с херувимами, находилось откровение Бога о Себе, о мире, и о нас, потому что эта «матрица»  работает везде.

«Создадим  человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их»(Быт.1:26,27) - эта божественная двойственность и есть творческий Глагол, Логос, монада, посредством чего Бог проявляет свою собственную природу во всех  существах. И размещалось  это в самом святом месте, или, вернее, делало место святым своим присутствием.

Но это откровение выражалось символическим языком во всех религиях древности. А вот для  современных  религий приходится открывать его заново, иначе как понять, откуда всё берётся.

Согласно, мнению некоторых раввинов,  херувимы были самыми важными фигурами во всех  еврейских святилищах и храмах. Хотя в Израиле был известен запрет на изображение Бога, херувимы неизменно присутствовали в святилище. Более того,  фигуры херувимов были не только на ковчеге, на каждой из завес, которые ограничивали пространство скинии,  тоже были их изображения. В храме Соломона было множество херувимов на внешних  и внутренних стенах, на дверях, на сосудах для омовения. С того момента как человек входил во двор храма, куда бы он не повернулся, отовсюду на него смотрели херувимы. Но тех, которые были за завесой, и сверкали золотом,  видели немногие, а понимали ещё меньше.

И есть ещё одна талмудическая традиция, о которой я пока умолчу, а расскажу в другой раз.

Поэтому,  Моисею ничего не оставалось, как  тоже передать откровение Божие о Его  двойственной природе, а ведь он создавал религию монотеизма.  Монотеизм от слова «моно» - один, «теос» - Бог. Но даже в монотеизме невозможно отменить то, что есть, потому что творить могут две созидательные энергии, будучи в  гармонии - мужская и женская, отдающая и принимающая, рожающая и вынашивающая, но которые едины в одной монаде, в Боге.

Это можно рассмотреть на примерах…  Возьмём  мозг человека, который  имеет два полушария, левое и правое, функции которых сильно отличаются друг от друга. И в зависимости от преобладания одного из полушарий, люди бываю  левополушарные , т.е. логики, мыслители, а бывают правополушарные – художники, философы. Но в любом случае, в одном человеке оба полушария   взаимодействуют и дополняют друг друга, чтобы человек наилучшим образом интегрировался в многогранный мир.  Или,  возьмём сердце человека, которое тоже представляет собой правую и левую камеры со своими предсердиями, и желудочками, с клапанами, которые сокращаясь, принимают и передают венозную и артериальную кровь. И нельзя сердцу быть неразделённым, иначе  смешение венозной и артериальной крови приведёт человека к гибели.

Если в прежних религиях откровение о природе Бога было на всеобщем обозрении, то в иудаизме  оно хранилось в Святое святых.

Что это откровение  может сказать  ныне нам?

Как писали некоторые раввины:

«Из двух херувимов один был мужчиной, а другой женщиной, потому что человеческая душа и человеческий разум как мужчина и женщина, один действует, т.к. активен, а другая получает, т.к. пассивна».

Получает, пассивна… Как же она, т.е. душа, будучи пассивна,  могла накормить мужа запретными плодами, а? Кажется, одна из загадок Бытия без понимания двойственности  до сих пор не обрела правильного решения. Или раввины ошиблись..., чтобы получить, нужна активность, под лежачий камень вода не течёт. 

От Бога и... крышки ковчега, до...  мозга и сердца… и даже до неделимого  атома везде двойственность, ибо каждая монада изначально состоит из равновесия мужских и женских энергий Творца.  И, выходя из равновесия, природа снова к нему стремиться.  Это значит, что две силы, две энергии, два качества… должны быть уравновешены. Чтобы достигнуть гармонии, единства, равновесия, покоя, необходим третий, который соединит двоих. Причём, третий, это не ещё один персонаж, а новое качество прежних двух.

Снова обратимся к примерам…  Единство и гармония двух половин сердца представляет собой большой и малый круги кровообращения.  Гармонией  правой и левой ноги человека будут шаги, бег… и мы знаем, что практически невозможно передвигаться на одной ноге. Единством двух глаз будет довольно широкий обзор. Если один глаз завязать, а пользоваться другим, то перемещаться  так же свободно, как при функционировании обоих, человек уже не сможет, а если попытается, то будет тратить больше времени, т.к. вместо движения глаз,  придётся поворачиваться всем туловищем.  О единстве ушей мы вообще не задумываемся, слышим звук, поворачиваемся в ту же сторону, принимаем к сведению,  отвечаем, если нужно.  А при повреждении, например, слухового нерва одного уха будешь слышать звон, а не знать, где он.

Но в мифологических историях для большей убедительности, или  для важности,   персонифицируют, как, собственно,  две силы, две энергии,   так  и гармонию между ними, т.е. третьего. Получаем трёх персонажей, будь то Отец, Сын, и Святой Дух, или Херувим М, Херувим Ж, и…  ковчег. Когда я приводила семью, для иллюстрации Божественной Троицы, мне сказали, что дети у папы с мамой не в счёт, т.к. это биология. Но позвольте спросить,  можно  ли без единства  папы и мамы, хоть кратковременного,  получить детей? И «биологию» без ковчега?

Но если с единством, равновесием, и гармонией… сердца, ног, глаз, ушей всё понятно, они автоматические. То равновесие и гармонию между разумом и душой, мужчиной и женщиной, и олицетворяемыми ими энергиями надо создавать.

Как?

Вот херувимы в святилище и задумались об этом, глядя друг на друга, и на ковчег.

Вспоминаем, что ковчег был сделан из прочного дерева, и покрыт золотом. Золото по символике является чистой  природой Бога. Так вот, крышка  была изготовлена из чистого золота, причём, из одного куска, вместе с херувимами. Её название на иудейском  «капорет», буквально означало «искупление», «чистилище»,  «место прощения». Постойте, кого прощать? За что? Ну, если нас больше одного, то будьте спокойны, найдётся, за что, и кого. Поэтому, ежегодно,  в день примирения, первосвященник входил в Святое святых, и кропил жертвенной кровью на крышку ковчега.

Не забываем, что крышка ковчега  с херувимами представляла собой  один, цельный кусок золота. Но это сооружение находилось за завесой, и многие утратили представление о единстве, поэтому появились обидчики и обиженные, объект и субъект, левые и правые, мужчины и женщины, мы и они… и потребовалось примирение и кропление.

«Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мат.12:25).

А если приоткрыть завесу, то можно увидеть, что нельзя отделить херувимов от крышки, и  друг от друга.  На крышке «капорет» нет разделения, но единство и любовь, а любовь покрывает все грехи.

Тогда, если одна нога наступила на другую ногу, или одна рука ударила другую руку, то, на самом деле, кто кого ударил, или обидел? На кого обижаться?

На крышке ковчега исчезают все обиды. Поэтому Бог говорил именно оттуда.

У пророка Иезекииля есть описание нового храма в новом Иерусалиме, где изображены не два херувима напротив друг друга, а один херувим с двумя лицами между пальмами:

«От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения,
 сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица.
С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лице львиное; так сделано во всем храме кругом.
 От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стене храма»(Иез.41:17-20).

Итак, какое значение данного откровения для нас сегодня?

Какого откровения, первого, или второго?

Не поняв первое, безполезно второе, а для понявших первое, второе естественно.

«Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру.
 И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним»(Иез.43:10,11).

Один херувим с двумя лицами это единство Гегелевских противоположностей в Моисеевой интерпретации, увиденное пророком Иезекиилем:

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть»(Быт.2:24).



Фото из интернета: ковчег завета.