Как я физику сдавала...

Елена Фёдоровна Прохоренко
 
       У каждого, кому довелось учиться в ВУЗе, наверняка есть в наличии не менее двух десятков весёлых, комических или трагикомических случаев из собственной учебной практики, которыми он не прочь поделиться. Когда такой случай выпадает мне, я почему-то всегда в первую очередь вспоминаю, как сдавала вступительный экзамен по физике. Этот-то случай я и хочу представить на ваш суд. Моим однолеткам в плане учебных программ «повезло» во многом. И, в частности, в том, что мы были последними, кто оканчивал одиннадцатилетку. А одновременно с нами заканчивали школу и те, кто шёл уже по новой программе с десятью годами обучения. Итак, мы имели в наличии два выпуска в один год и, соответственно, в два раза возросший конкурс. Радости и оптимизма это не добавило никому.
       Как известно, почти у каждого абитуриента найдётся знакомый студент, который в совершенстве знает все подводные рифы вступительных экзаменов и, конечно, способы того, как их обходить. А поднаторевший абитуриент обязательно поделится приобретённым знанием с коллегой. По этой причине перед решающим экзаменом по физике я знала следующее:
1. На физфаке считают, что физика – профессия не женская.
2. Незначительный по количеству контингент женщин, сумевших не только пробиться в храм «мужской» науки, но и стать преподавателями оной, с большим неодобрением относятся к юным созданиям, посягнувшим на их исключительность. Поэтому девушке сдавать экзамен преподавателю женского пола категорически не рекомендуется.
3. В билете даётся три теоретических вопроса и одна задача. Но спрашивать экзаменатор обязательно начинает с задачи, и если ты её не решил, с двумя баллами покинешь стены несостоявшейся альма матер.
      Эти незыблемые правила я знала назубок, стоя на ватных от страха ногах перед
огромной аудиторией. И, поборов всё усиливающийся ужас, всё-таки рискнула приоткрыть дверь и боком войти в помещение предстоящей экзекуции.
       Моему взору предстали два стола. Один, длинный, занимало человек пятнадцать, преимущественно, мужчин. Промежутки в их строгих рядах говорили о том, что кто-то уже подсел к своей жертве и пытает её. Другим столом, маленьким, через проход, завладели всего два человека, мужчина и женщина. Процентное соотношение представителей двух полов мгновенно подсказало решение, и я почти бегом устремилась к большому столу и радостно протянула свой экзаменационный лист одному из экзаменаторов - мужчин. Он внимательно просмотрел его и с улыбкой вернул мне обратно: «Извините, вам вон к тому столику справа!» «Почему?!»- с ужасом спросила я. «Потому что медалисты сдают экзамен отдельно и именно там». Я почувствовала, что медленно иду ко дну и вряд ли сумею выплыть. Но делать было нечего. И, к тому же, пятьдесят процентов надежды у меня ещё было. Экзаменаторша строго глянула на меня: «Берите билет и садитесь на свободное место». Трясущейся рукой я вытянула билет, назвала его номер и отправилась к свободному столу «куда подальше», благо, таких столов было множество. «Куда же вы?- остановил меня строгий голос. – Садитесь ближе, второй стол свободен!»
       Понимая, что казни не избежать, я уселась за второй стол и наконец-то просмотрела свой билет. И к великому счастью поняла, что знаю по нему абсолютно всё. Задача? Да такие задачи в школе мы щёлкали, как орешки! А теоретические вопросы были сплошным удовольствием. Я готова была идти отвечать хоть сейчас. Но…мужчина принимал экзамен у какого-то паренька, а вот женщина… «Вы не знаете элементарных вещей! – гневно сказала она поникшему абитуриенту, - и здесь вам учиться рано!» С этими словами она вернула страдальцу экзаменационный лист и он, чуть не плача, отправился к двери.
       «Кошмар…»- подумала я. И тут экзаменаторша грозно глянула на меня: «Вы готовы отвечать?» «Не-е-ет…»- дрожащим голосом пробормотала я. Она недовольно покачала головой и вызвала другую жертву. И в это время мужчина-экзаменатор встал со словами: «Я, пожалуй, сбегаю в столовую, перекушу, а то с утра так и не успел…». И он ушёл… Я осталась один на один с грозной дамой, которая, кстати, очень быстро отправила экзаменующегося пытать счастья с трояком по физике. И я получила очередной недовольный взгляд, а затем и голос: «Сколько можно готовиться?! Идите и отвечайте!»
Я встала и пошла на казнь. Далее события развёртывались следующим образом. Я положила на стол свои листки и робко спросила:
       - Что, с задачи начинать?
      Она пожала плечами:
       - Как хотите. Можете и с задачи.
       Я рассказала ей решение, она кивнула:
      - Приступайте к вопросам.
      О, тут на меня снизошло вдохновение! Я любила эти темы, к тому же, одна из них мне уже попадалась на выпускных экзаменах. Наверное, я говорила слишком подробно и много, во всяком случае, экзаменаторше это надоело.
       - Переходите к следующему вопросу, - сказала она.
     Как же мне повезло с билетом! Оставшиеся два вопроса я знала не хуже. Вероятно, женщине надоело слушать мои вдохновенные речи, и на следующие два вопроса ответить до конца мне тоже не удалось. Последовало несколько дополнительных. В этот день судьба явно была на моей стороне, потому что вопросы были заданы очень несложные.
       Экзаменаторша повертела в руках мой экзаменационный лист и неожиданно спросила:
       - Белорецк – это в Белоруссии?
       И я, в страхе ожидавшая не такого вопроса, почему-то ляпнула:
       - Нет, на Украине!
       Опомнилась и поправилась:
       - Фу, нет конечно, на Урале!
       Реакции на мою глупость не последовало никакой, вероятно, экзаменатор поняла, в состоянии какого ужаса я находилась. И, тем не менее, задала ещё один вопрос – взяла ручку и начала рисовать на листе электрическую схему, снабженную конденсатором. По мере усложнения схемы глаза мои постепенно перемещались на лоб. Наконец, она прекратила добавлять новые ветви и… поставила в схему источник постоянного тока! Как я не подпрыгнула до потолка от радости, удивляюсь. В голове сразу возник голос нашего учителя по физике Петра Фёдоровича: «На экзаменах будьте внимательны. Экзаменаторы любят подловить абитуриентов, включив в схему, где есть конденсатор, источник постоянного тока и поинтересоваться, какой ток будет в этой цепи. Надеюсь, вы помните, что его не будет, и знаете причину».
       Я с замиранием сердца ждала вопроса. И он последовал:
       - Определите величину тока в этой цепи!
       - Тока в этой цепи не будет! – радостно ответила я.
       - Хм… И по какой причине?
       - В этой цепи пройдёт кратковременный ток заряда – и всё. Конденсатор не пропускает постоянный ток.
      - Та-а-ак, - задумчиво протянула экзаменатор, - что ж, отлично…
      Лицо её показалось мне очень зловещим, и я в ужасе застыла, глядя на дверь, в которой так поздно появился возвращающийся из столовой преподаватель.
      - Что же вы сидите? – спросила экзаменатор. – Можете идти!
      - До свидания! – нелепо высказалась я, схватила из её рук свой экзаменационный лист и помчалась к выходу. Там развернула его и увидела то, что в словах экзаменаторши я приняла за знак угрозы: «отлично»!
       Вот так я сдала экзамен по физике, открывший мне дорогу в студенческий мир. В этой истории нет ни грана вымысла. Но, согласитесь, показать себя с более нелепой стороны, чем я, бывает трудно…