Хитрожопость как новшество. Охота на слова

Александр Ерошкин
Многие вещи пора называть своими именами, иначе от таких явлений не избавиться. Политкорректность надо оставлять там, где просматривается явная нажива и к тебе в карман нагло залезают, рассчитывая на твою порядочность.

В сети распространили плакатик: « Когда они забрали одно яйцо из десятка – я молчал, я не люблю яйца. Затем они налили 900 мл молока вместо литра, и я молчал – я не пью молоко. Но когда увидел на банке пива -0,45 литра, я решил пойти против системы – и добавил в стакан 50 мл водки».

Конечно, такое решение – это не против системы, это  экстремизм себе во вред. На зло бабушке уши отморожу…  Пусть враги знают, что я не трус: сам себе в ногу стреляю… Это сродни членовредительству, умышленному причинению себе вреда.  Вино-водочная мафия в этом частном случае, когда потребитель пиво разбавляет водкой, своего добилась: потребитель стал покупать больше, в его карман залезли воры при поддержке госструктур. То есть хитрожопость продавцов и производителей обернулась для них дополнительными доходами. А он одинок перед такой наглостью.

Меня умиляют объяснения последнего времени. Вот примеры:

«Банк России объяснил, что цены на продукты растут вовсе не из-за инфляции. Они восстанавливаются после существенного снижения в конце 2017 года».
Чья это глупость: чиновника, банкира или журналиста, который так и не понял, что инфляция  - это вздувание, то есть рост цен?
 
«ЦБ назвал рост цен на продукты результатом «восстановительной» продовольственной инфляции. Возможно, от этого переименования подорожание становится менее болезненным».

«Цены на непродовольственные товары и услуги за последние 12 месяцев увеличились в меньшей мере, чем на продовольственном рынке»,— заметили в ЦБ РФ. А поскольку существенную роль в росте инфляции в январе сыграло увеличение цен на продовольственные товары до 5,5%, то , по мнению регулятора, мы имеем дело с "восстановительной" природой продовольственной инфляции, которая вернула цены к нормальным показателям после существенного снижения во второй половине 2017— первой половины 2018 года».
Эти цитаты я надёргал из сообщений января 2019 года.

24 января на канале «Россия 24» несколько раз примерно по полчаса зрителям внушали, как это хорошо, что вместо 10 яиц в упаковке по той же цене 9 яиц.  Ясно, что это хитрожопость в действии. В другие дни я не замечал столь мощного давления средств массовой дезинформации на умы зрителей и слушателей.

В моём дотелевизионном детстве мой друг, он был постапше меня на год,  посоветовал мне покупать не по целому килограмму сахара, а по 950 граммов: «мать не заметит, а у тебя полтинник на расходы». Из-за математики он сидел во втором классе два года, но воровать у родителей научился. Я этот совет помню всю жизнь, но не воспользовался им ни одного раза: обманывать родных людей – последнее дело. А пользоваться ложью постоянно – только себе во вред.

После переезда в Германию я обратил внимание, что практически любые товары могут быть в разной упаковке. Воспринимал это вполне нормально. Кому сколько надо, тот столько и берёт. Но вот года два-три назад произошло резкое повышение цен на рыбную продукцию и сыр. Вот тут все и увидели, что цена старая, а вес уменьшен по большинству товаров. Кто-то на это и внимания не обратил,   а для меня существенно. Упаковки сыра гауда нам хватало обычно на два завтрака, а тут только на один. Пришлось сократить и потребление рыбы. То же самое произошло и с булочками в супермаркетах, булочки стали меньше при той же цене. А вот в бекерайках (пекарнях) повысили цену булочек и выпекаемого хлеба. Очереди по утрам стали меньше.

Итак, это международная тенденция: сократить объём товара, но оставить прежнюю цену. Ясно, что это уловка, цель которой  продать меньше, получить больше. Не только продукты, но и моющие средства, там шампуни разные и лосьёны, стиральные порошки и ароматизаторы. Понимаем, что это не действия одиночек, а картельный сговор производителей, продавцов и финансистов, на который закрыли глаза и те, кто должен защищать интересы большинства населения, то есть покупателей.
Итак, порассуждаем. Обычно мы покупали десяток яиц. А тут девятка. А цена та же. И мы понимаем, что это было запланировано заранее, создана специальная упаковка, приняты многие решения и согласования. Понятно, что опыт будет продолжен. Не исключено, что на автозаправках может появиться цена на бензин за 0,9 литра.

Это хитрый ход, чтобы залезть в карман каждому потребителю.  В среднем компания зарабатывает на 10 процентов больше, экономя по яйцу с каждого десятка. Грамотной  маркетологию тут никак не назовёшь. Просто переход на новые цены делается как бы малозаметным, а для компаний  это колоссальная экономия. В обществе, где главный принцип – получение прибыли, это в порядке вещей.  Потому столько ненависти выливается на наше прошлое, где цены на основные продукты, услуги и товары оставались неизменными по несколько десятилетий.
 
Стоит заметить, что рост цен в современной России – явление  прогнозируемое. Если ключевая ставка по кредитам центрального банка только растёт, хотя уже сейчас в шесть (!) раз выше, чем в США, то и цены будут расти, и инфляция как показатель роста цен, будет повышаться, несмотря на окрики из высоких кабинетов. 
А это значит, что хитрожопость торжествут.