Тема хорошая, и не для курсовой

Денис Паничкин
Полное название – «Продвижение интереса к чтению для детей из малоимущих семей: тема хорошая, и не для курсовой»


На зимние каникулы (а и профессиональному исполнителю они нужны) я побывал в Волховском районе, и был поражён, насколько эта территория, достаточно развитая в промышленном и транспортном отношении, то есть далеко не бедная, неблагоустроенная на бытовом уровне!

Более того, одна из коротких «диких» экскурсий – в Сясьстрой – привела к пониманию важности того, о чём я не задумался несколькими неделями ранее. Тогда был заказ на курсовую по педагогике с правом выбора темы. Среди тем, которые ещё не были заявлены студентами из группы заказчика, значилась и такая: «Продвижение интереса к чтению для детей из малоимущих семей». Я предпочёл другую. И этим самым одновременно и ошибся, и правильно сделал.

Ошибся – потому что недооценил тему. Правильно сделал – потому что курсовые стали для заказчиков мимолётными: «сдать и забыть». А тема очень значимая, и её значимость я осознал в Сясьстрое.

В момент выбора темы из списка у меня сработали и остаточные явления из числа «старых установок». Ещё в Махачкале в конце 2003 года у меня была тема курсовой работы (из серии десяти однотипных) о продвижении въездного туризма в Республике Дагестан. Помню реакцию матери, как она с отталкивающей интонацией осмеяла эту тему, сославшись на «нестабильную и криминогенную обстановку», дескать, «какой въездной туризм? Кто будет приезжать? проститутки из Москвы?» И после этого из всех однотипных работ серии именно эту сделал последней и едва ли не хуже остальных. Потому что после таких высказываний иной раз и сейчас бывает больно написать работу на осмеянную тему, а подчас инстинктивно ждёшь осмеяния.

Малоимущие семьи нередко представляю, что родители не могут дать детям даже приличное существование, иной раз не досыта едят, какое там чтение. Содействует этому представлению и массовая культура – от коротких рекламных роликов до полнометражных «сверхноворусских» фильмов, где стараются показать неблагоустроенность среды, внутридомовую атмосферу со сплошными скандалами, где несостоявшиеся в материальном плане родители срывают обиды на детях. Зато у них обязательно есть пусть старые, но телевизоры, а иной раз и старые компьютеры с набором злых и глупых игр. И обязательно родители в этих семьях покупают алкоголь и сигареты, особенно перед трансляцией футбольных матчей.

В данном случае уместно вспомнить цитату из статьи Ульрики Марии Майнхоф «Глупый – потому, что бедный». Оригинал статьи опубликован в журнале «Konkret», №6, 10 марта 1969 года. Даю текст в переводе Яны Завацкой:
 
«Бедность видится следствием того, что человек - неудачник. Когда говорят о бедности - это воспринимается как упрек, как обида. Тем более, что они прекрасно разбираются в символах статуса в обществе потребления. Андре Горц говорит о «Нищете в изобилии»: «Нищие хижины с телевизором и собственной машиной; неграмотность в буквальном и переносном смыслах и транзисторные радиоприемники; нехватка сельскохозяйственного оборудования и автобаны; большие жилые блоки, лишенные гигиены, воздуха и солнца, и рядом храмы торговых центров и так далее». Бедность этих семей не преодолевается потреблением. Она вызвана плохими жилищными условиями, неквалифицированным трудом, отсутствием образования. У детей она проявляется как неухоженность, отсутствие пунктуальности, нехватка сна, питания, недостаток домашнего тепла, проблемы в учёбе».
 
То есть уживается совершенно взаимоисключающее с преобладанием затратного общественно-вредного. И понятно, что по политическим соображениям – одинаково и политическая власть, и показная оппозиция «ханжей от нравственности» - содействуют усилению этого. Проводится политика сокращения детского чтения, отмеченная Ириной Репьёвой несколько лет назад:
 
«Детские и юношеские библиотеки страны продолжают подвергаться разорению. Согласно международным нормам, в их фонды ежегодно должны вливаться не менее 5% новых изданий. Меж тем, в городских и районных библиотеках России эта цифра не поднимается выше 0,3 %. В сельских библиотеках, где спрос на детские книги максимально велик, обновление составляет позорную цифру – 0,1%. …Трудно живется сегодня даже областным и республиканским детским библиотекам со статусом «ведущие». Некоторые из них вытесняются из центра города на окраины, в более «дешевые» апартаменты, филиалы библиотек закрываются. Таков лозунг сегодняшнего дня: «Всё лучшее – богатым взрослым!» В Смоленске местные чиновники потребовали со своей областной детской библиотеки за, якобы, аренду занимаемых ею площадей 1 миллион рублей. В эту историю, по ходатайству Российской Государственной детской библиотеки, пришлось вмешаться представителю Президента РФ в Центральном Федеральном округе, и только тогда чиновники образумились и присмирели. А от 14 филиалов Тюменской областной детской библиотеки в результате разных премудрых «слияний» осталось только 6. И это при том, что Тюмень отнюдь не бедный регион…»
 
А насколько уязвимы дети в малых городах, я убедился именно в Сясьстрое. Роль общественного центра там играет местный «Дом бытовых услуг», где расположен офис и оборудование Интернет-провайдера и где сосредоточены несколько магазинов, в том числе и детской книги. Я из любопытства взял посмотреть книгу со сказками в обработке Ирины Гуриной – печально известной производительницы «сказок на любой случай непослушания», и с ужасом убедился, что эта известная мне уже десять лет Ведьма-Чума-Манипуляция взялась и за русские народные сказки, которые русскими остаются формально (она играет персонажами, переставляя их в больше чем произвольном порядке, просто – «смешались в кучу кони, люди»), а из народных стали откровенно антинародными, поскольку многие сюжетные линии строятся на обмане, персонажей интересуют товарно-денежные отношения, и не столь трудно понять, «чему это учит». Кстати, насколько мне известно, Ведьма-Чума-Манипуляция под именем Ирина Гурина приложила свои грязные пальцы и к переизданию ложных былин о русских богатырях.

А ведь в условиях малого города, фактически – посёлка с наличием городской застройки, выбор ограничен, и эти книги с искажениями будут куплены и прочитаны, с соответствующим медленно действующим калечением детского сознания.

Существуют поделки и более страшные. Это и серия книг «о других», координируемая Людмилой Улицкой (можете прочитать по ссылке надлежащую оценку Жанны Тачмамедовой, переснимать её на этот ресурс я не стал), и глупые – до пропаганды агрессии – книги Ксении Драгунской (и здесь даю ссылку на рецензию). Данное «творчество» - пример, что не всегда родителям следует «толкать» своих детей, поскольку они будут учить читателя, зрителя, слушателя совсем иному, часто – откровенно общественно-вредному. Ксения Драгунская, к сожалению, будет популярна как отражение творчества её отца, Виктора Драгунского, из рассказов которого один только пример – «Одна капля убивает лошадь» - действительно отличается высокими нравственными качествами.

Также хочу сообщить, что появилась уже шестая книга «Прекрасной Долины» Дарьи Донцовой. Рецензии, написанные мной – общую на первые четыре и отдельную на пятую – читатели уже знают, из них следует, что все «прекрасные долины» далеко не прекрасны. Более того, установка конвейерной линии на «макулатурной фабрике имени Дарьи Донцовой» для производства детских книг тревожит: а если для детей начнут писать Юлия Шилова, Татьяна Введенская, Екатерина Вильмонт?

В этих условиях я вспоминаю пример политической воли писателя Владимира Войновича, который открыто заявил Брежневу, что доживёт до того времени, когда 20 кг. брежневских сочинений будут сдавать, чтобы приобрести «Ивана Чонкина».

Я помню, как в Махачкале часто находил незаслуженно выброшенные детские книги и относил их в школу, в которой когда-то учился.

А книги фабрики имени Донцовой и Ведьмы-Чумы-Манипуляции Ирины Гуриной следует как раз сдавать в макулатуру, чтобы производить хорошие детские книги.

Даже на уровне курсовых работ я то и дело встречаю поделки. В особенности, по тем работам, которые мне по соображениям, лежащим иной раз за пределами даже эмоций, ставят в пример. Одним таким «примером» была статья А.И. Радушинской и О.А. Шараповой «Особенности определения стоимости прав коммерческого использования медиабрендов» - онаучивание продвижения глупого мультсериала «Смешарики», для которого было создано одноимённое ООО – то, что я называю «франшизмом». Другой пример – курсовая-находка «Животный мир кайнозойскрй эры на примере мультфильма «Ледниковый период». Я часто читаю то, что пишут другие авторы, и в данном случае мне не понравилась сама постановка темы. «Ледниковый период» представляет собой такой же «франшизм», где намешано всё, больше чем в «Путешествии к центру Земли» Жюля Верна и «Затерянном мире» Конан Дойла. Вспомним, что именно геологические ошибки и зоологическая бессистемность в этих произведениях стали причиной того, что известный учёный и популяризатор науки В.А. Обручев создал свою «Плутонию». Пусть они принял отвергнутую гипотезу о «полой Земле» в качестве основы, но ведь там идея названных произведений сохранена, при этом всё приведено в порядок: путешественники встречают вымерших на Земле животных в обратном порядке – сначала относительно недавно (по геологическому счёту), затем – очень давно. То есть чтение «Плутонии» дало бы для изучения животного мира кайнозойской эры больше, чем смотрение «Ледникового периода».

Более того, чтение книг подменяется телесмотрением. Причём и в богатых, и в бедных семьях. И сюжеты телеконтента также содержат антидетскую направленность.

Хотя бы один пример для того, чтобы поразмышлять – давешний фильм «Тупой жирный заяц». Главный герой - актёр Аркаша Сапёлкин (Алексей Маклаков) - последние 10 лет играет в театре только одну роль - роль Зайца. Но разве этого просит душа? И он начинает «творить» прямо в костюме жёлтого зайца! Его не удерживают ни выговоры, ни угрозы директора театра (Владимир Долинский). «Высшие силы» в лице Никиты Сергеевича (Никита Михалков) приходят к нему во сне, благословляют на настоящее творчество, и, полный решимости, Аркадий вступает в бой за право быть художником. Но вот в жизни театра открывается новая страница - у него появляется спонсор (Александр Баширов), владелец колбасных цехов, который провозглашает новое направление в творчестве детского театра: «Секс и ужасы - то, что нужно простому зрителю!». Он открывает в театре колбасную точку и начинает репетировать новое шоу «Плоть, или Вампиры навсегда». Неожиданно Аркаша Сапёлкин получает в новом спектакле главную роль…
То, что я заявляю с прямотой Войновича - правильна ли поведенческая карта фильма с нравственной точки зрения? Какой ценой куплено улучшение в материальном плане? Какие будут последствия в плане ином? Не приведёт ли «новое направление» в детском театре к увеличению числа насилия среди детей? И кто от него пострадает?

Ещё страшнее фильм «Все умрут, а я останусь» - монстромрачная дристня Валерии Гай Германики. Да, по сюжету обидно, что пострадала больше всех именно та из школьниц, которая хотела настоящей любви и дружбы, что плохое, даже преступное поведение остаётся безнаказанным в сюжете фильма. Но, если вновь принять подход о сюжетно-поведенческой карте фильма, то почему значимым событием представлена дискотека (с алкоголем и другими наркотиками), а не, например, математическая олимпиада или литературный конкурс?

А в последние годы то и дело встречаются случаи, когда снимают заведомую подделку при наличии в материальном и художественном плане снять нечто иное, настоящее, общественно-полезное в нравственно-воспитательном и обучающем значении. Так, в 2015 году был снят фильм «Батальонъ», и я дал ему надлежащую оценку: если понадобился фильм о женском войсковом подразделении или части, то почему не снять фильм о «ночных ведьмах», тем более – в год юбилея Победы уместно. Значит, руководствовались какими-то иными соображениями.

То же самое я говорю про откровенную фальсификацию 2018 года – сериал «Золотая Орда», когда можно было бы экранизировать «Отважное сердце» А. Югова или «Карач-мурзу» М. Каратеева (на тему возможной экранизации этих произведений я недавно написал курсовую работу). То есть здесь речь идёт не о финансовой, а об управленческой стороне, потому что приводимые мной положительные примеры могли бы сформировать у зрителей качества, нетерпимые для «высшего руководства» вообще и «высшего руководства» государства, именуемого Российской Федерацией – в особенности.

Кстати, повесть «Отважное сердце» (это сокращённый детский вариант «Ратоборцев» того же автора) я прочитал ещё в начале 1980-х годов. Сейчас понимаю её нравственное значение. Сюжетная линия – судьба мальчика Гриньки, за которого князь Александр, уже при жизни наименованный народом Невский, заступается у моста через Клязьму. И в конце отважное сердце Гриньки – теперь уже княжеского лекаря Григория Настасьина – проявляется в полной мере в сцене, когда он, даже зная, что будет казнён, отказывается служить хану Берке: «А я брезгую, хан, из одной чаши с тобой пить, из одного котла есть! Ты - кровопиец, ты кровь человеческую пьёшь!»
И здесь – те же самые интересы сознательной деградации населения. Это ещё страшнее, чем конец 90-х годов, когда издававшиеся за рубежом на элитных сортах бумаги глупости стоили дешевле, чем «Наука и жизнь», издававшийся в России и на обёрточной бумаге. Сейчас же появилась масса лженаучных журналов, как «Караван истории».

Поэтому в свою программу я включаю поименованное в заглавии рассказа направление, которое не должно остаться темой курсовой работы. Разработка его – процесс долгий и трудный, продвижение будет ещё дольше и труднее, но для этого Альтернативная Система Образования должна развиваться как та самая оппозиция, которая срывает начинания власти (а перечисленные в рассказе примеры того стоят), а равно и действия показной оппозиции «ханжей от нравственности».

Именно замена телесмотрения чтением должна войти в эту программу. Попутно хочу также упомянуть, что для продвижения интереса к чтению следует пресечь компьютерные игры, оставив только отдельные обучающие направления, которые должны пройти длительный контроль перед тем как попасть на рынок.

Вспоминаю подлинный диалог с моим участием на уроке литературы в 1990 году:
 
«- Денис, ты вроде хорошо говоришь, но это твоё мнение или общественное?
- Это моё мнение, но оно должно стать общественным, - ответил я, даже не задумавшись.»
 
Это справедливо для всех рассказов, которые уже написаны мной, и которые ещё будут написаны. Это для меня – руководство к действию.