Радион Олейник - летчик ас

Валерий Олейник
Радион Олейник - лётчик ас

           Рассказ ( очерк)  Валерия Олейника

                Главнейшей задачей авиации является         
                содействие успеху наземных войск и
                обеспечение господства в воздухе
                Иосиф Сталин


             Судьба 265- го Воздушно- истребительного полка прикрытия, с первый дней войны, была предопределена -  основной задачей бить фашистов , прикрывать с воздуха наземные операции, охранять штурмовые части.
           Боевой путь полк, в котором воевал Радион Иванович Олейник  прошёл через участие в захвате Ирана, бои на Кавказе, защиту Крыма  в составе 25 авиационной бригады, участвуя в Керченско- Феодосийской десантной операции с 25 декабря 1941 года по 2 января 1942 года и принимая участие в обороне Севастополя с 1942 по 15 апреля 1942 года.

                Лётчик - ас Радион Иванович Олейник имеет 103 боевых вылета, участвовал в 30 воздушных боях лично сбил шесть самолетов противника и четыре в группе, в полку воевал с марта 1944 по май 1945, имеет боевые награды.
           За время службы в полку с марта 1944 года по конец мая  1945
года  три раза обновился состав полка,погибло в боях 49 летчиков в живых остались три офицера,  среди которых был лейтенант Радион Олейник, не считая пополнение курсантов.

            Радион Иванович Олейник родился в украинском селе Николаевка Криничанского района  в 1921году 25 апреля.
             Работал слесарем на заводе, учился в аэроклубе в Днепродзержинске, затем в 1940 году поступил в Чугуевскую военную школу пилотов.
 В аэроклубе была своя программа. Сначала теория полетов, потом практика. Летать приходилось на «По-2» но только с инструктором.
Взлетели - сели. Затем пилотаж в зоне.
          Учились делать петли, боковые развороты, виражи.

Самостоятельные полеты начинались с того, что на заднее сидение ставили мешок с песком, что- бы не нарушать центровку.
            Попав в Чугуевскую школу курсант Олейник встретился с  летчиком  Иваном Кожедубом.
           Но тогда Кожедуб был инструктором, закончив в1940-м году Чугуевскую лётную школу он остался и учил курсантов до ноября 1942 года, став впоследствии генерал-полковником, лётчик-истребителем  и маршалом авиации.

              С Кожедубом Олейник подружился, многому у него научился, а именно мастерству пилота.
   Впоследствии жизнь их сводила несколько раз вместе.
               Свой первый бой младший лейтенант Олейник провёл под Ковелем, куда прибыл после лётной школы, для дальнейшего прохождения службы.

            Ковель - небольшой волынский город, но одновременно важный транспортный узел, после ожесточённых масштабных сражений он приобрёл стратегическое значение, как ключ к воротам в Европу , а вернее в Польшу, сражения в марте- апреле 1944года в рамках Полесской операции 2-го Белорусского фронта оказались для нашей армии очень тяжелыми, распутица, разлив рек и топкие болота мешали нашему продвижению.

            Немцы каждый день через Ковель пропускали по семьдесят эшелонов подкрепления своим войскам, техникой и боеприпасами.
            На самом деле бои за Ковель начались ещё зимой 1944 во время Ровно- Луцкой операции правого крыла 1-го Украинского фронта.

            Нашим наземным войскам и авиации в период весенних боев было не просто, напряжение росло день ото дня, не хватало горючего и боеприпасов , приходилось доставлять самолетами.

          Наши летчики проводили по 7-8 воздушных боев в день.
Погода менялась постоянно, то валил снег, то сильный дождь.
Видимость становилась настолько плохой, что летчики не различали соседние самолёты.

           Как только появлялось окно немедленно взлетали.
Обстановка напряжённая немцы начали наступление, в этих условиях на долю штурмовиков и истребителей ложились особые задачи.
           Почти ежедневно они летали на штурмовку, разведку и вступали в воздушные бои.

         По прибытии на фронт Родион Олейник сразу включился в боевые действия и очень скоро сбил свой первый «юнкерс», летчики его называли «лаптежник» из-за неубираемого шасси.
          В тот день Олейник вылетел ведомым в четверке истребителей , прикрывавших танковый корпус.

         Едва отошли от аэродрома и сразу попали в густую облачность, горизонт закрыла серая пелена, только начали подъем высоты, пошёл крупный дождь.
          Как только вошли в зону видимости , сразу Родион Иванович увидел «юнкерс» заходящий в хвост нашего штурмовика.

      - Вижу противника ! Атакую ! - услышали по радио товарищи голос младшего лейтенанта.
          Олейник с ходу атаковал юнкерс, но немец успел увернуться.
 Наш лётчик направил свой Як-9 , погнавшись за фрицем.

         Немецкий пилот развернулся и сам начал атаковать Радиона Ивановича.
 Резко взлетев  вверх и совершив петлю наш лётчик оказался в хвосте
юнкерс - 87 .
       Подлетев на расстоянии 50-60 метров, выстрелом из пулемета наш лётчик прошил обшивку самолета противника.

Немец начал уходить , Олейник увлёкся боем ,бросившись  в погоню, догнал и добил «лаптежника» который  загоревшись упал в болото.
           Вернувшись в строй Олейник доложил о сбитом юнкерсе.
 Уже на аэродроме , докладывая командиру эскадрилии подошёл командир полка, младший лейтенант доложил ему.

 Ответ озадачил Радиона Олейника , майор Свириденков, вместо похвалы, сказал: «- Твоё задание прикрывать и быть ведомым, это хорошо, что когда ты оставил ведущего без прикрытия, никто не пострадал, иначе младший лейтенант пошёл бы ты  под трибунал, а это штрафбат » - майор сказал эту фразу строго, но потом улыбнулся и добавил, - молодец !
        Это оказался урок до конца службы.

Истребительный полк прикрытия должен прикрывать на задании, но
зато в «свободной охоте» летчики находили немцев в воздухе и на земле, уничтожая вражеские цели.
           Так за лето 1944 года Радион Олейник уничтожил  двадцать пять  автомобилей  с немцами, поразив  до взвода солдат, расстреляв два паровоза.

          Вылеты на задание следовали один за другим, иногда по шесть-семь боевых вылетов за день.
           Осенью 1944 года воевать приходилось уже в Прибалтике, именно там судьба снова свела двух летчиков Радиона Олейника и Ивана Кожедуба,  прославленный лётчик уже был  дважды Героем и командовал эскадрилией асов, а за его плечами было 48 сбитых самолётов противника.

         Иван Никитович Кожедуб летал на другом типе самолета, это были Ла - 7 или « лавочки».
          Иван Никитович предложил своему бывшему курсанту присоединиться к  эскадрилии  асов , но Радион Олейник решил не изменять своему полку , да и летать он привык на Як -9, это действительно хорошая машина по своим характеристикам , если в Яке - 7 толщина бронированного стекла, прикрывавшего спину и голову летчика, в фонаре была 8 см , то уже в в девятом яке она была 12 см, это спасло жизнь Радиону Олейнику, когда во время боя мессер зашёл в хвост и фугасный снаряд попал в броню, проникнув и разбив отверстие в броне на восемь сантиметров в глубину.

        Шесть раз вылетал на боевое задание вместе с Кожедубом Радион Олейник, в последнем вылете они попали на колону немцев, расстреляв  фрицев.
           Радион Иванович лично мне рассказывал о своих впечатлениях о войне , учебе в лётной школе и о самом Кожедубе.

         Они были почти одногодки, Иван был улыбчивым парнем, физически очень крепким,  много шутил, но к полетам относился всегда серьёзно,  скрупулезно  занимался «истребительным» самообразованием , изучал тактику ведения боев, сам рисовал схемы, не раз обсуждал с Родионом будущие бои, особенности вертикальных манёвров и многоярусных боевых порядков истребителей.

          - Смелость, решительность и отвага , а также знания, доведённые до автоматизма, спасают жизнь летчика и дают ему преимущество в воздухе, - говорил Иван Кожедуб, - точный манёвр, стремительность и удар с короткой дистанции приносит победу.
          Это усвоил и Радион Олейник.

За четыре года в лётной школе у курсанта Олейника было 310 вылетов, на фронт младший лейтенант попал уже подготовленным летчиком.
   Летчики бережно относились к своей машине, ведь в каком она состоянии зависели их жизни в бою.

  Як-9 , на котором летал Радион Олейник, принимал  участие во всех важнейших сражениях войны, начиная со Сталинградской битвы. Переоценить вклад этой машины в победу над гитлеровской Германией практически невозможно. Простота в управлении, высокая огневая мощь и хорошие летно-технические характеристики.

На Як-9 был установлен двигатель водяного охлаждения с двенадцатью цилиндрами и номинальной мощностью 1260 л. с. Истребитель был оснащен центральной пушкой, ШВАК ( 20мм) размещенной в развале двигателя и синхронным  пулеметом УБС (12,7мм), стрелявшего через плоскость винта.
 
         Родион Иванович Олейник воевал в 265- истребительном авиационном полку прикрытия в составе 336-й истребительной дивизии, 3- воздушной армии, 1-й Прибалтийский фронт.
         Участвовал в Полесской  наступательная операция - с 19 марта 1944 года по 5 апреля 1944 года

      Участвовал в составе 6-й армии, в 265 ИПП  во время операции «Багратион»- Люблин-Брестской наступательной операции, с 23 июня 1944 года по 29 августа 1944 года.
       336-й истребительной авиационной дивизии за отличие в боях при освобождении города Ковеля присвоено почётное наименование «Ковельская»
(18 июля- 2 августа 1944года) прикрытии наземных войск при форсировании Вислы , в боях на Магнушевском и Пулковском плацдармах.

           За отличие в боях при овладении  важным опорным пунктом обороны немцев и крупным железнодорожным узлом - городом Ковель, Радиона Ивановича Олейника наградили Сталинской  грамотой

         Такие же грамоты Верховного главнокомандующего выданы в дальнейшей службе за бои при взятии городов Пинск, Демблин, Хелм ( Холм ),  Шауляй ( Шавли) .
        Тартусская наступательная операция - с10 августа 1944 года по 6 сентября 1944.
         В сентябре- октябре  1944года на 3-м и 1- м Прибалтийских фронтах в составе 14-й и3-й воздушных армий

265-й ИАП участвовал в Рижской и наступательных операциях - с14 сентября 1944 года по 22 октября 1944года.
Мемельская операция - с 5 октября 1944 года по 22 октября 1944 года.
         В составных частях Прибалтийской стратегической операции, в ходе которых наземные войска освободив Ригу, вышли на побережье Балтийского моря, отрезав от Восточной Пруссии войска германской армии «Север» блокированной на Курляндском полуострове.

         С ноября 1944 года до конца войны в составе 3-й воздушной армии на 1-м Прибалтийском фронте, затем в составе 15-й воздушной армии на 2-м Прибалтийском фронте.
( С 1 апреля 1945 года на Ленинградском фронте) участвовал в  боях по разгрому курляндской и пресечению ее прорыва в Восточную Пруссию.
         Блокада и ликвидация Курляндской группировки - с 15 февраля 1945 года по девятое мая 1945года.

        Часть сил громили немцев в районе Клайпеды. Задача стояла не дать немцам усилить своё присутствие в самой Германии.
           В одном из вылетов в «свободной охоте» Олейник Радион Иванович  летел на бреющем полёте над  колонной отступающих немцев, расстреливая своего врага , пытаясь увидеть уязвимые места и  определить, с каким грузом отступают немцы в этой колоне .

           Пролетев и уйдя на второй круг лётчик уже отчетливо представлял, какие цели следует поразить в первую очередь.
            Перепуганные фрицы , стали бежать к обочине очередь трассирующих пуль и вот горит цистерна на колёсах , две бронемашины и три грузовика  под тентами, пробита очередями пуль легковая машина.

         Отступающие немцы уже потерявшие былую наглость , до них дошло, что война фактически проиграна, фашистскому рейху  конец.

                Проведя больше ста боевых вылетов Радион Олейник стал мастером воздушного боя, метко поражая цели с коротких расстояний, пилотируя даже испытывая большие  перегрузки, хотя и не всегда успевал сообщать о своих манёврах по радио.
   Но воздушные бои проходят на больших скоростях и могут длится секунды, минуты и редко больше получаса.

            Находясь на фронте в Прибалтике Радион Олейник знал, какие зверства устраивали фашисты и на что они способны.
            Гитлер лично дал команду включить Прибалтику и Белоруссию в Рейскомиссориат «Остланд» колонизировать земли, уничтожая местное население, а значит германизация и ассимиляция выживших.

 25% коренного населения фашисты считали расово неполноценными в Эстонии, в Латвии половина населения. Семьдесят процентов в Литве.
          Погибли  двести тысяч евреев и тысячи цыган.
В концентрационном лагере  «Саласпилс» убивали детей выкачивая из них кровь для немецких солдат.

          Только за последние два года перед концом войны  в лагере мученической смертью погибло и убито больше трёх тысяч детей до пяти лет. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилс.
          Города лежали в руинах, как везде где прошли фашисты, Вильнюс, Ригу и Таллин было не узнать от произведённых разрушений, всюду руины.

           Фашисты разворовывали и вывозили культурные ценности, уничтожая промышленность и сельское хозяйство.
           Для «чистоты крови» немецкое командование приказало стерилизовать мужчин и женщин в смешанных браках, расстреливать всех психически больных, проводить карательные акции против партизан, коммунистов и их детей.
           Все эти зверства поднимали волну ненависти к врагам.

Советские бойцы и командиры рвались в бой показывая примеры мужества и героизма.
           В одном из последних вылетов с аэродрома Руккола, в одиннадцати километров от Риги, где базировался истребительный полк, находясь в «свободной  охоте»  Радион Олейник сбил свой последний немецкий самолёт, им оказался « мессер»
           Бой проходил в небе над городом.

 Увидев фрица вылетевшего из-за облака, Олейник пошёл на сближение с противником.
             Мессер имел преимущество в скорости, но Радион Иванович сразу почувствовал своё превосходство, бой был коротким , Як-9 взлетел вертикально вверх , развернулся и зашёл в хвост неприятеля.
              После свободной охоты ещё оставались боеприпасы, когда расстояние сократилось  до 50-70 метров Олейник надавил на гашетку .

             Одновременно ударила пушка и пулемёт.
Подбитый мессер загорелся и начал валиться.
            Бой проходил на глазах у жителей Риги, даже со штаба дивизии вышли офицеры отметив мастерство нашего летчика.
           Награду за сбитый самолёт орден Красной Звезды Радион Иванович получил уже после войны в Оренбурге.

    Последний боевой вылет Радион Иванович совершил 16 мая 1945 года
          В дальнейшем  судьба летчика- аса, именно аса, считается, что асом является тот, кто сбил пять и более самолетов.

            Несколько лет Олейник служил в Германии, затем его отправили  преподавать тактику воздушного боя в Оренбургское высшее авиационное училище, где в 55-57 году
учился Юрий Алексеевич Гагарин, будущий первый космонавт СССР.
    Радион Олейник помнил Гагарина и тепло о нем отзывался.
 
       Радион  Иванович мой родной дядя по отцу.
В детстве часто приезжая в Таганрог , где жил дядя с семьей , тетя Аня,  жена Радиона Ивановича, тоже воевавшая и имеющая боевые награды,  как разведчик , ходившая неоднократно в тыл противника, в качестве  военного переводчика.
 Два  сына, мои братья,  Олег и Владимир, дай Бог им здоровья !

  Образ моего дяди предстаёт как образ мужественного человека, чуткого и заботящегося о своей семье.
  Высокого роста , волевой взгляд из- под широких бровей, придавал лицу строгое выражение, но стоило моему дяде улыбнуться ,  лицо мгновенно менялось, становилось добрым, родным и приятным.
Морщинки у глаз, словно лучики расходились, улыбка всегда была радостная и открытая.

   Меня дядя искренне любил и я это чувствовал, он много раз помогал в трудную минуту и выручал в житейских вопросах.
Его отличительной особенность было стремление всегда прийти на помощь.
Каждая судьба человека - это круг с вписанным многоугольником, а каждый угол -  это связь с другим человеком.

 Когда связей становится много , круг превращается в шар, шар продолжает наполнятся новыми углами, он расширяется и взлетает.
 Подобные люди представляли  собой маяки для взора своих соплеменников.
    С одной стороны  люди - маяки , это совесть человечества, они обладают способностью влиять на развитие общества, устанавливать им вектор движения.
   Для меня человеком - маяком стал мой дядя, лётчик-ас, Радион Иванович Олейник, вечная ему память !


Валерий Олейник
Севастополь 2019