Какая свобода нужна гражданам России?

Аникеев Александр Борисович
      СВОБОДА –  это возможность пользоваться своими правами согласно законов общества. А это значит, что свободу необходимо понимать не только как право, но и как долг каждого во исполнение закона! Если, конечно, государство демократическое, законодательная власть у трудящегося народа и государственные службы исполнительной и правозащитной власти исполняют законодательную волю народа по защите интересов народа страны по принципам гуманизма, равноправия и социальной справедливости!

      И свобода сегодня потому имеет столько понятий, что в течение ста последних лет общество торгашей и чиновников нашло для свободы исключительное и одностороннее применение, считая ее скорее правом, чем долгом, и они не боятся превращать принцип свободы в орудие угнетения трудящегося народа. Всесторонний анализ этого понятия особенно важен для молодежи, болезненно воспринимающей фальшь политиков всех мастей в отношении свободы.

      В цивилизованном, то есть в классовом обществе, одни и те же законы одних могут угнетать, а другим дают ощущение свободы.  Ведь «Золотое правило нравственности», известное боле трёх тысячелетий и записанное во все энциклопедии мира, тоже не все считают справедливым… «Не делайте другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого от других!»  И что здесь несправедливого?

      Но разве можно что-либо требовать вне закона и норм права? И могут ли быть какие-либо права без законов? Только свобода при социализме -  это когда право каждого ОБЯЗАТЕЛЬНО обеспечивается законами принятыми абсолютным большинством общества прежде всего на социально-бытовое благополучие необходимое каждому для нормального физического и морально-нравственного здоровья, а также и для интеллектуально-духовного развития!  И всё это по достойным человека нормам от общего количества производимых обществом и необходимых каждому средств для жизни и необходимых услуг от количества и квалификации труда на рабочем месте в общественной экономике страны!

      Чтобы с правом на труд для блага общества у КАЖДОМУ было свободное право иметь от общества хотя бы необходимые и качественные средства для жизни по известным во всём мире нормам социального благополучия, от их общего производимого в стране количества для нормальных социально-бытовых условий жизни, относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как относительно равного ДЛЯ ВСЕХ количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовление блюд питания, изготовления одежды каждый может формировать для себя и своей семьи сам по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны независимо от профессии. А кто не хочет трудиться на благо общества, тот не должен пользоваться и благами производимыми обществом! Именно в этом должна быть сущность социальной справедливости и социальной свободы каждого законопослушного и добросовестного члена человеческого общества! А рынок можно сохранить вне необходимых каждому социально-бытовых норм и на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

      Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развитие в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость!  А больные и немощные должны иметь от общества всё необходимое только для выздоровления и поддержания жизни по нормам для нетрудоспособных.  И что здесь несправедливого? Считаю, что именно такое понятие свободы и справедливости должно быть одной из форм массового сознания у трудящегося населения России!

     В свободном и социально справедливом обществе должны быть сильные традиции презрения к тому, кто обманывает или берёт чужое. Традиции могут быть подкреплены религией, ибо любая религия учит не лгать и не брать чужого, в Бога вы можете не верить, а вот быть честными обязаны и воровство нельзя делить на материальное и нематериальное.

     Нельзя подавать милостыню здоровым людям и логика простая  —  все должны трудиться на благо общества, чтобы иметь от общества необходимое для благополучной жизни по честно и справедливо нормированному труду или службе по сложности, трудоёмкости и опасности для здоровья! Тем же, кто действительно не может работать, каждый помогает своим честным трудом, а справедливо устроенное государство честно обеспечит необходимым каждого и в первую очередь действительно нуждающихся.

     В таком обществе государство намеренно лишает людей других источников дохода, оставив только тот, что вынуждает честно трудиться – законодательно гарантированное социально-бытовое благополучие и ежемесячную зарплату по количеству и квалификации общественно необходимого труда! Сдача в аренду недвижимости, игры на бирже, перепродажа вещей, машин и квартир в ущерб кого-либо в таком обществе полностью вне закона, а значит лишены смысла.

     Да, можно признать, что честный труд и справедливые законы не ведут к большому богатству, однако это точно гарантирует социальное благополучие для всех граждан страны!

     В странах социального благополучия самый низкий в мире коэффициент Джини (индекс справедливого распределения доходов и базовых средств для жизни). Коэффициент Джини — статистический показатель для оценки экономического равенства. Его придумал экономист Джини Коррадо. Он показывает равномерность распределения дохода или богатства между членами общества. Измеряют коэффициент с помощью графического метода — кривой Лоренца. Уровень жизни трудящегося населения в странах с низким коэффициентом Джини примерно одинаков, а разница в доходах самых богатых и самых бедных минимальна и социально справедливой свою страну делает сам народ своим организованным большинством и все гордятся тем, что живут в одной из самых социально справедливых стран мира! 

      Честный и добросовестный труд всегда и везде заслуживает доброго отношения, а справедливость без честности и добросовестности ничто. Именно в такой стране каждый свободен выбирать — честно трудиться и иметь всё необходимое для своего счастливого благополучия, или всё время бояться быть разоблачённым в процессе своей лживой и недобросовестной жизни.

      Именно диктатура единого для всех закона обеспечивает в социально развитом или социалистическом обществе социальные гарантии на равноправие и социальную справедливость! Ведь действительно свободным можно быть только среди людей, пользующихся одинаковой для всех свободой и понятиями справедливости, поэтому утверждение чьего-то права за счёт другого, менее свободного, должно внушать нашему сознанию его привилегии и не дают ощущение свободы, поэтому ничто так не противоречит свободе, как чья-то привилегия. Вот почему вопрос свободы и привилегий часто становится местом преткновения для психологов и социологов в любом обществе.


      Есть и такое понятие свободы,  как комплекс мер принятых человеком в отношении всех законов, прав, обязанностей, в том числе необязательность в соблюдении законов и их нарушение, что может дать ощущение свободы при осознанном понимании того, принимает человек рамки закона или нет.

      Часто несвободу понимают как отсутствие возможностей, а свободу как их наличие. И такая свобода-несвобода выражается в экономических условиях, дающих возможности большей или меньшей части общества жить с ощущением свободы. 

      Но бывает ощущение  внутренней свободы человека, которая хоть и связана с внешними условиями, но развивается тем больше, чем отсутствуют внешние возможности для свободы и нарастают внутренние противоречия, которые могут выражаться либо в экономических преступлениях , либо в политических выступлениях.  Эта внутренняя свобода может быть как разрушающей силой, так и созидающей.

      Внешние же атрибуты - демократия, выборы, законы,  парламенты - это отражение социально-экономической жизни общества и этот процесс может регулироваться либо одним человеком, либо группой лиц и даже из другой страны.  Поэтому вопрос свободы в равной степени важен как для отдельных личностей,  так и для общества в целом и несёт философскую концепцию, но ни одно из её понятий не имеет преимущества, поскольку это лишь грани одного целого -  проблемы ощущения свободы или угнетённости человека и часто именно такими проблемами занимаются психологи...


      Ещё многие считают, что свободу дают деньги, а все ли знают, что ДЕНЬГИ всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ характер присвоения материальных благ теми, у кого их достаточно для такого присвоения, в ущерб тем, кто трудится не меньше и не хуже, а денег для достойной труда жизни не имеет. А при капитализме, то есть при монополии капитала, а не при монополии законов, которые определяют социальные гарантии по труду, живёт хорошо тот, кто имеет деньги, причём независимо от того, трудится человек на благо общества или нет, заработал он деньги или украл.
 
      Деньги, даже пропорционально труду, дают не свободу, а зависимость от них, поэтому зависимые от денег как труд, так и жизнь перестают давать людям ощущение свободы от своего труда на благо общества и не позволяют КАЖДОМУ иметь от общества необходимые средства для благополучной жизни достойно своего труда, а значит отсутствует и законное право на необходимые КАЖДОМУ члену общества необходимые социальные блага, если нет соответствующих законов!

      А какая может быть социальная справедливость и свобода жить благополучно и счастливо в таких условиях, кроме буржуазной свободы и зависимости от богатых, что часто обеспечивается только для тех, у кого власть, капитал и административный ресурс?  Чья жизнь почти не зависит от добросовестности труда на рабочем месте общественной экономики?


        Как-то увидел опубликованные письма Елены Ивановны Рерих (1879 - 1955) и понятия её семьи о СВОБОДЕ:

       "Единственная Свобода человека - это свобода выбора своего пути, когда человек свободен избрать свой путь в жизни общества, чтобы быть полезным ему и окружающей природе, идти по жизни в согласии с порядком и законами мироздания. Судьба же зависит от того, какие усилия и как человек прилагает их для своего благополучия и как пользуется своей свободой. Пойдёт к вершинам Совершенства или к своей гибели? Ещё он вынужден учитывать законы общества, государства, социума. Тут много искусно прикрытых видов рабства. К этому ещё есть стеснение в свободе мысли, веры, слова и в других социальных правах и свободах.

        Серьёзные цепи рабства надевает на себя сам человек. Раб страстей и желаний, суеверий и предрассудков, глупых убеждений и верований никогда не сможет быть свободным. Это рабство хуже и значительнее социального рабства. Освободить себя от всех степеней духовного рабства может только сам человек и никто другой. Но только при условии, что любой член общества защищён соответствующими законами от какого-либо внешнего угнетения и рабства кроме рабства от своей естественной потребности жить счастливо. Только постоянная борьба не с ближними, а с самим собой через знания и самосовершенствование к сплочению единомышленников в стремлении к совершенствованию социально-экономических законов своего общества на пути к справедливости и к гармонии с внешним миром можно сделать из раба свободного человека".

    Или она не права?