История НБА. Финал-1978 - почему Анселд?

Юрий Язовских
Одна из самых больших загадок в истории Национальной баскетбольной ассоциации – присуждение приза самого ценного игрока финала-1978 Уэсу Анселду из "Вашингтона".

Как так вышло, что центровому, который в финальной серии набирал в среднем 9 очков, 11,7 подбора и 4 передачи, дали приз MVP финала? По результативности в решающей серии года он был всего лишь 7-м в своей команде! А сразу 2 игрока "Буллетс" – Элвин Хейз и Боб Дэндридж имели на своем счету вполне приличные 20 очков за матч! На первый взгляд это самое странное решение из всех сомнительных присуждений приза MVP финала.
 
После казуса Анселда спорных решений при вручении этого приза было немало (в 1981-м, 1982-м, 1986-м и 1988-м…), но не было ни одного настолько сомнительного. И что самое важное – каждое из них было вполне понятным: любой из обладателей этого приза (даже С.Максуэлл) заслужил звание самого ценного игрока. Сомнения возникали по той причине, что у лауреата приза был не менее достойный конкурент: (у С.Максуэлла в 1981-м – Ларри Берд, у Мэджика в 1982-м – Норм Никсон, у Берда в 1986-м – Кевин Макхейл, у Джеймса Уорти – Мэджик Джонсон). В ситуации с Анселдом все было по-другому: он не выглядел очевидным претендентом на этот приз, а два его партнера – Хейз и Дэндридж имели больше видимых оснований для получения MVP финала.

Я бы сравнил решение по Анселду с гипотетическим вручением приза MVP финала Деннису Родману  после финала-1996 (в котором он набирал 7,5 очка и 14,7 подбора за игру). Но к счастью никому в голову не пришло назвать его самым ценным игроком при живых Джордане и Пиппене.

…Сделаем пару шагов назад и окинем взором весь сезон 1977/78 в целом. Ведь он не только завершился странным решением относительно лучшего игрока финала – все пошло наперекосяк в баскетбольном заокеанском королевстве еще на стадии плей-офф.

Чемпионат 1976/77 закончился весьма симпатичным финалом "Портленд" – "Филадельфия", в котором в интересной борьбе победили орегонцы. Зрительский интерес к финалу был весьма высок, звезд в финальной серии тоже было немало (Д.Ирвинг, Б.Уолтон, Д.Макгиннис, Д.Коллинз)  – казалось, что после поглощения конкурента  в лице АБА дела в НБА идут замечательно. Новый сезон чемпион из Портленда тоже начал здорово и в итоге выиграл "регулярку", но под занавес чемпионата лишился своего лучшего игрока – Билла Уолтона. После этого все покатилось под откос и не только в "Трейл Блэйзерс".

Из-за резкого ослабления главного фаворита на Западе несколько команд получили реальную возможность дойти до финала: "Денвер", "Финикс" и "Сиэтл". В двух первых были настоящие звезды – Дэвид Томпсон в "Наггетс" и Пол Уэстфол в "Санс", но до финала добрались не эти клубы, а "Суперсоникс" (47 побед в "регулярке") без единой полноценной звезды НБА! Молодые игроки "сверхзвуковых" Гас Уильямс и Деннис Джонсон приобретут звездный статус лишь после финала - 1979.

На Востоке фаворитами считались прошлогодний финалист "Филадельфия" (которая из-за травмы Уолтона превращалась в главного претендента на титул) и "Сан-Антонио" Джорджа Гервина, но в итоге в финал прорвался середняк "Вашингтон" (44 победы). Столичные жители без особых проблем выбили из розыгрыша обоих фаворитов Восточной конференции. В отличие от другого финалиста, в "Буллетс" была звезда - "Карл Мэлоун 70-х" Элвин Хейз, но к концу 70-х он уже был звездой второго эшелона.

Итак, в финале встретились команды, которых в решающей серии никто не ждал. Всего с одной звездой, которую не отнесешь к числу ярких. Неудивительно, что рейтинг финальной серии серьезно снизился (9,9 против 12,7 в 1977-м). К счастью, борьба в серии получилась упорная. Судьба титула была решена только в седьмом матче, когда "Вашингтон" одержал победу в Сиэтле. А потом трофей MVP финала вручили Анселду…

Проблема с определением самого ценного игрока финала-1978 заключалась в том, что победа в серии была одержана "Вашингтоном" не за счет бенефиса кого-либо из игроков,  а командными усилиями. В клубе не было баскетболиста, который бы выделялся как Гервин в "Сан-Антонио" или Томпсон в "Денвере". Самые результативные в команде Хейз и Дэндридж были чуть больше на виду, чем остальные, но ни один из них не был явным фаворитом в борьбе за приз.

Главная звезда "Буллетс" Хейз не провалил этот финал, что произошло с ним в 1975 году в финальной серии против "Голден Стейт", когда "Вашингтон" проиграл все четыре матча (тогда Элвин набирал 20,8 очка при 41 % попаданий с игры). Но и в этом финале Хейз не блистал: он смотрелся неплохо, на своем тогдашнем уровне, но были два серьезных "Но", которые наверняка повлияли на то, что Хейза прокатили с MVP финала. Элвин лучше смотрелся в начале серии: в первой встрече набрал 21 очко, во второй 25, в третьей – 29, а в последних четырех поединках на его счету - 20, 17, 21 и всего 12 очков… В седьмой игре, которая решала все, Хейз наскреб 12 баллов, потому что был удален за 6 фолов за 10 минут до конца! Набери он хотя бы очков 20 в последней встрече, и приз наверняка вручили бы ему, но звезда клуба в самый решающий момент оплошала. А  второй минус в его резюме был связан с "синдромом Карла Мэлоуна": всю серию Хейз плохо проводил последние четверти – как и настоящий Мэлоун (в шести первых матчах финала из своих 133 очков он набрал в последних периодах всего 19 – в среднем 3 очка за четверть!). Для лидера клуба это из рук вон плохо.

Итак, кандидатуру Хейза забраковали. Но почему не отдали приз легкому форварду Бобу Дэндриджу? 20 очков, 7 подборов и 4 передачи за матч – статистика вполне достойная MVP финала. На его счету одна великолепная игра – вторая, где он набрал 36 очков, а "Вашингтон" сравнял счет в серии. Возможно, что дело также в не очень результативной игре Дэндриджа в концовке серии. Его статистика в последних трех встречах финала: 21 очко и 10 подборов, 19 баллов и вновь 19 – в седьмом матче. Цифры чуть лучше, чем у Хейза, но ярких моментов в исполнении Боба в концовке серии было немного.

А если не Дэндридж и Хейз, то кому можно дать MVP финала? – В этом случае его оставалось вручить только Анселду. Иных кандидатов в "Вашингтоне" не было.
 
Дело в том, что к тому времени Уэс стал настоящим символом команды, за которую он проводил свой десятый сезон в лиге (за это время она сменила прописку с Балтимора на Вашингтон). И свой статус Анселд приобрел весьма необычным путем. К примеру, Тима Данкана или Коби Брайанта к концу нулевых тоже можно было назвать символами своих клубов, но они добились этого за счет того, что на протяжении многих лет были лидерами и главными звездами "Сперз" и "Лейкерс". Уэса, при всем желании, игровым лидером "Буллетс" не назовешь. Да и главной звездой команды он не был – Эрл Монро, а потом Элвин Хейз были более яркими игроками. Статистика Анселда по основным показателям за всю карьеру – весьма посредственная. Даже когда Уэса в его первый же сезон в НБА сенсационно признали самым ценным игроком лиги (словно он ровня Чемберлену, который получил приз MVP в своем дебютном чемпионате), то на его счету значилось 13,8 очка и 18,2 подбора - в своей команде "Балтимор Буллетс" он был лишь 5-м по результативности (первым стал Эрл Монро (25,8 очка), про которого при голосовании на MVP даже не вспомнили). Но тогда, почему он стал самым ценным игроком в 1969 году, а к концу 70-х превратился в живого талисмана клуба?… - Я полагаю, что основную роль в этом сыграла харизма Анселда.

В нынешнее время это слово заездили и к кому его только не примеривают – даже к нашему бесцветному телевизионному корольку. Но Анселд, в отличие от искусственно созданного российского ботокс-харизматика, был действительно авторитетным парнем на баскетбольной площадке, который производил неизгладимое впечатление на окружающих.

Не заметить на паркете его было невозможно (даже на некачественных записях баскетбольных матчей его всегда видно, в отличие от Хейза и Дэндриджа). При совершенно обычном для баскетболиста росте в 201 см (он смотрелся чуть выше за счет "химии" на голове) его шкафообразная фигура двигалась на площадке как ледокол арктической зимой. И это не могли не оценить его коллеги, сталкивавшиеся с этим ледоколом, и баскетбольные специалисты. Нельзя забывать и про взгляд Уэса – человеку с таким взглядом без колебаний отдашь и кошелек и дубленку, даже если он их и не просит. Поэтому не стоит сильно удивляться тому, что в 1969 году коллеги Анселда отдали ему приз MVP.

Наверняка, при голосовании за Анселда учитывали и отсутствие у него игрового эгоизма. Ведь он был стопроцентным командным игроком. В Интернете можно найти высказывание Анселда, которое выражает его кредо: "Это не моя работа, чтобы выглядеть хорошо. Моя работа, чтобы выглядели хорошо мои партнеры". И с этими словами Уэса не поспоришь. Парень действительно работал на команду: подбирал, пасовал, ставил заслоны…. Личная результативность его нисколько не волновала.

Я уже говорил, что на первый взгляд вручение кубка MVP финала 1978 Анселду выглядит необъяснимо. Но если мы перестанем смотреть на это событие глазами болельщиков, которые обращают внимание, прежде всего, на статистику, а поставим себя на место жюри, которое определяло самого ценного игрока финала, то его решение уже не кажется слишком странным. Баскетбольная логика в присуждении приза именно Анселду все-таки была. Ведь люди, выбравшие его, хорошо знали, кто такой Анселд и насколько он значим для тогдашнего "Вашингтона". А поскольку "Буллетс" победили в финале за счет командных усилий, то разве не логично, если приз достанется настоящему символу клуба, который играет на команду и при этом всегда на виду – в отличие от всех остальных?...

Есть у меня такое подозрение, что немаловажную роль в присуждении приза Анселду сыграли и те обстоятельства, в которых пришлось выбирать MVP финала. Ведь это решение принималось в цейтноте. Седьмой матч состоялся в Сиэтле, и шансов на победу в серии было больше у хозяев. Лишь на последней минуте седьмого поединка стало понятно, что вручать MVP финала придется игроку столичной команды. И кому же присудить трофей из состава вашингтонцев, когда бесспорные кандидаты на него отсутствуют?… В условиях нехватки времени на принятие решения наверняка повлиял фактор "последнего впечатления".

Один из претендентов на приз Элвин Хейз ничем не выделялся в решающей седьмой игре и был удален – это лишило его шансов на кубок. Дэндридж провел неплохой матч, но бросал с низким процентом и ничем особенным не запомнился – и его вычеркнули! А харизматичный Анселд в последней игре набрал целых 15 очков (это как 50 для Джордана!), добавил к ним 9 подборов и 6 передач, и эта достаточно неплохая коллекция еще раз напомнила тем парням, кто решал судьбу приза, что альтруистичный вождь "Вашингтона" вполне достоин MVP финала в сложившейся ситуации, Тем более, что в последние секунды седьмой игры Анселд попал 2 штрафных броска (а ведь он их бросал также плохо как Шак!) – и тогда стало окончательно понятно, что чемпионом становятся "Буллетс". – Там где Анселд – там победа! – наверняка воскликнул кто-то из членов жюри. - Нет Анселда – нет "Вашингтона" – пискнул другой. К тому же он уже был MVP! - вспомнил кто-то. И выбор 9 членов "коллегии выборщиков" склонился окончательно в пользу Уэса.

…Интересно, но и в "Сиэтле" сложилась похожая ситуация: в случае победы "сверхзвуковых" вопрос с объявлением самого ценного игрока финальной серии мог привести к не менее парадоксальному решению - например, приз могли отдать центру Марвину Уэбстеру (слыхали про такого?..), а не молодому лидеру коллектива – Гасу Уильямсу, который провел не лучший финал. Марвин в тот год проводил единственный приличный сезон в своей карьере (его средняя результативность за карьеру составляет 7 очков) и финал стал ее пиком. Уэбстер играл в финальной серии почти по 43 минуты за матч, став самым незаменимым среди баскетболистов "Сиэтла" (набирая в серии 15 очков, 14 подборов и 2,6 блок-шота). В последней игре на его счету оказалось 27 очков и 19 подборов! Учитывая, что Гас Уильямс выбыл в решающем матче за 6 фолов и набрал только 12 баллов (как и Хейз!), то при победе "Суперсоникс" приз MVP финала вполне мог отправиться к Уэбстеру. Или же достаться защитнику Фреду Брауну, который выходил со скамейки и играл 28 минут в среднем, но умудрился стать самым результативным в своей команде в финале (19 очков за игру!).

Но в финале победил "Вашингтон", а потому лучшим объявили Анселда. Ведь цифры – ничто, а харизма – все!