Джон Энджелл Джеймс. Христианская любовь

Инквизитор Эйзенхорн 2
ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ
Джон Энджелл Джеймс (1830)
http://www.gracegems.org/22/christian_love.htm

Нет предмета практического характера, на который я мог бы обратить ваше внимание, более важного для вас или для вашего исповедания и, следовательно, для благополучия других людей, чем тот, который содержится в этой работе. Я имею в виду христианскую любовь. Я отсылаю вас к прекрасному описанию апостола и красноречивому восхвалению любви в 1 Кор.13.
 Повод для этой главы был следующим. Коринфская церковь обладала выдающимися духовными дарами. Это отличие дало повод для потворства гордости и тщеславию при осуществлении этих сверхъестественных даров, что требовало вмешательства, наставления и упрека апостольской власти. В последнем стихе предыдущей главы Павел убеждает членов этой церкви «искренне желать лучших даров», тех, которые больше всего предназначены для назидания, например, для пророчества, то есть для возвещения Божественной истины под Его вдохновением; и все же говорит он: «Я показываю вам более превосходный путь»; и под этим он подразумевал, что он поставит перед ними нечто более превосходное и гораздо более желанное, чем самые необычайные чудесные способности. Это выдающееся и превосходное качество,  которое он имеет в виду, - это любовь, о которой он говорит в главе, что теперь мы обсудим.
  Ничто не может дать нам более впечатляющий или поучительный урок, чем это возвышение милосердия над чудесами. Какое может быть еще доказательство тому, что апостол не был ни самозванцем, ни энтузиастом;  что христианство действительно с небес, поскольку, хотя оно и снабжено сверхъестественными способностями и дарами, его Божественный Автор и его вдохновенные учителя не ставят их в ранг христианской добродетели. Если бы Павел был либо самозванцем, либо энтузиастом -, разве он не остановился бы с большим упором и внутренним подъемом, как это делают все самозванцы, на сверхъестественном и чудесном, и с меньшей серьезностью на том, что просто и практично? Какая идея характеризует нам ценность этого трансцендентного дара, рассматривая его, таким образом, выше чудотворных способностей первых христиан - и какое понятие она нам передает о наших собственных привилегиях, когда мы оказываемся приглашенными и нам позволено обрести более желанное и почитаемое приобретение, чем способность говорить на всех языках без изучения, а также лечить все болезни без практики или изучения медицины? Такова любовь.
Объясняя это, я хотел бы отметить, что такое милосердие и любовь. В современном использовании понятие милосердия почти что ограничено милостыней, и, даря деньги или какие-то вещи бедным, мы говорим о благотворительности. Но в использовании Писания это не имеет смысла - там любовь означает иное. Во многих местах это так переводится нашими переводчиками; и следует сожалеть о том, что, ссылаясь на эту ошибку, а также на некоторые другие, они озадачили английского читателя, не соблюдая единого перевода одного и того же слова оригинала.
Но о какой любви говорит апостол? Очевидно, не о любви к Богу, как это доказывают его выражения; не любви к нашим только братьям во Христе, потому что ее действия, описанные в этой главе, столь же важны для нас по отношению к нечестивым, как и к праведным, - это любовь ко всем людям, будь то праведным или злым, друзьям или врагам; это то же самое, что любовь к нашему ближнему; короче говоря, это доброжелательное расположение или доброта, которая заключается в доброй воле ко всем существам и которая ведет нас, насколько у нас есть такая возможность, к тому, чтобы  содействовать их счастью. Бог есть любовь - и это Его подобие. Бог любит всю вселенную любовью доброжелательности, а Своих людей любовью восторга. По аналогии с этим, его люди обязаны любить всех, хороших или плохих, пока они будут готовы содействовать их счастью; но они любят праведников с особым восторгом из-за их отношения к ним и сходства с Богом, и таким образом добавляют к братской доброте и любви.
Такова любовь, и это не просто естественная любезность характера, и не мягкий, слабый нрав, но плод Духа. Это доброжелательность, которая является результатом возрождения; она дорожит реальностью Божьей любви к нам во Христе Иисусе, руководствуясь в своих упражнениях Священным Писанием, и направлена, в конечном итоге, на славу Божью. Это состояние ума, которое создают в человеке великие перемены, произошедшие в нас благодаря обращению благодати. Человек в своем падшем состоянии находится под властью высшего эгоизма. Он не заботится ни о каком другом или более высоком предмете, нежели он сам. Его жена, дети, друзья, соседи не рассматриваются иначе, как часть его самого или любимые им ради себя самого. Любви в  библейском смысле этого слова, то есть любви ради Бога, его сердце чуждо. Но обнаружить холодный, ледяной эгоизм сердца согреваемым и тающим пылающим огнем Божьим и бесконечной доброжелательностью, пробуждение чувства интереса в душе и импульс, данный ей благодати, который выводит ее за пределы круга родственников в огромную человеческую семью, найти способность быть восприимчивым к эмоциям и чувствам, которые расширяют сердце, пока оно не охватит широкий круг людей; осознавать симпатию ко всем нашим собратьям как стремление к их счастью и страстное желание продвигать его; найти в нас струны, которые вибрируют в тон к горю и радости других,  знать что-то о склонности быть орудием милосердия и средством передачи блаженства быть всегда готовым плакать с теми, кто плачет, и радоваться с теми, кто радуется - короче говоря, знать, что наше счастье в значительной степени проистекает из счастья других и увеличивается благодаря его возрастанию, и а все это благодаря подражанию  любви Бога к нам - это та любовь, о которой говорил апостол в упомянутой главе, и которую я сейчас рекомендую. Человек, который обладает этим характером в высокой степени, мысленно помещает себя на некую вершину, где, когда любовь Бога во Христе струится на него сверху, и весь человеческий род лежит под ним, он чувствует прилив своей симпатии и его стремления проявляются в искренних и горячих желаниях сделать всех лучше, и сделать  всех счастливыми, независимо от отношений к ним, их характера, партии или деноминации. Однако это не означает, что эта любовь игнорирует узы общественного бытия и что благодаря неверию и умственной распущенности отношение, которое обусловлено индивидуальными привязанностями, сливается с диким понятию всеобщей любви. Нет, оно начинается с этих привязанностей и основывается на них, хотя и не останавливается на них, а идет дальше и дальше, за пределы этого сравнительно узкого круга.
Апостол дал нам описание упражнений этого благородного и богоподобного принципа.
"Любовь терпелива», она терпит травмы и раздражения не оскорбляет и не мстит. «Любовь добра», она никогда не бывает грубой и бесчувственной, но всегда готова, стремится и радуется взглядом, словом и делом способствовать благу других.  «Любовь не завидует»; она не расстраивается и не огорчается при виде чужого превосходства, славы, счастья или благочестия и не уменьшается из-за этого. "Любовь не хвалится и не гордится"; она не может хвастаться своими дарами, достижениями и преимуществами, не презирает других и не делает оскорбительных сравнений, но смиренна и мягка. "Любовь не превозносится". Она скромно знает свое место и не делает ничего, чтобы оскорбить тех, что не соответствует какому-то званию, положению или обстоятельствам. Она не хочет эгоистично идти своим путем, продвигать  собственные интересы, пренебрегая другими. Любовь не так легко спровоцировать. Он управляет своим характером, контролирует свои страсти, и не будет скоро или неоправданно раздражительной. Она никогда не будет ни бесцеремонной, ни назойливой, не будет маскировать сомнительные действия или делать хорошую мину при плохой игре. «Любовь не радуется беззаконию, а радуется истине». Она ценит не грехи, а хорошие стороны даже у противников. Она не кричит о чужих недостатках, не усугубляет их, а скрывает их настолько, насколько это возможно и правильно. Любовь надеется на все», даже где нет достаточных доказательств для утверждения веры. «Любовь терпит все», переносит трудности, поддерживает в трудах, приносит жертвы, чтобы достичь своих целей и доброй воли.
Такова любовь в упражнении и действии. Это прежде всего доброжелательность и стремление к счастью других. Тот, кто действует таким образом, должен способствовать счастью. Он должен благословить все вокруг него. Все улыбаются в его присутствии. Как прекрасен этот небесный нрав, богоподобный ум! Это истинная религия, и она должна существовать вечно. «Любовь никогда не терпит неудачу», чудеса прекратятся, уйдут, но любовь останется. Многие вещи, принадлежащие Церкви воинствующей, прекратятся в Церкви торжествующей, но любовь уйдет с ней на небеса. Вера сменится видением, надежда - осуществлением, молитва - хвалой, шлем, щит и меч будут отложены, когда закончится битва веры. Но любовь - это трофей победителя и весь его характер, который будет его честью и радостью в вечности. Небеса - это мир любви; любовь - это их стихия, их блаженство. Совершенная любовь к Богу и совершенная любовь к нашим спутникам во славе станут завершением нашего небесного счастья. Мы не можем подняться выше, мы не можем выйти за пределы этого. Воображение не может ни придумать, ни постичь ничего более богатого, чем совершенная любовь. У Бога нет ничего более великого для нас, чем этот Его дар. Что Он может сделать для нас больше, чем наполнить нас совершенной любовью к Себе и ко всей вселенной? Вот центр: Бог и вселенная, вокруг которой для души вечно вращается круг любви! Что это значит: никогда не испытывать чувства, противоречащего идеальной любви или стоящего ниже ее! Парить в этой атмосфере, погружаться в океан, жить и жить вечно в мире любви! Иметь постоянный поток из разума, мыслей и чувств чистой, щедрой, неконтролируемой доброжелательности, и все это снова возвращается от тех, на кого она направлена, в ответных улыбках, выражениях уважения и делах чистой и совершенной любви!
Можем ли мы удивляться, что апостол должен отдать пальму первенства любви? «Теперь пребывают три: вера, надежда, любовь - но величайшая из них - любовь». Любовь - это цель веры, достижение надежды и, следовательно, большего. Любовь - это общая милость, распространяющаяся в своем влиянии на других, в то время как вера и надежда - это личные дары, оканчивающиеся на нас самих. Любовь - это сходство с Богом, потому что Бог есть любовь, но Он не может иметь ничего, похожего на веру или надежду.. Любовь будет длиться вечно, когда вера и надежда прекратятся - и во всех этих отношениях она больше других.
 Теперь, дорогие друзья, посмотрите на любовь - смотрите на ее прекрасную форму, ее прекрасный лик и ее благодатные действия; и наблюдайте за ее серафическим сиянием, ее божественным характером, пока вы не будете целиком очарованы ее чарами. Но смотрите на все это не только как на то, чем нужно восхищаться, но на то, что является влиятельным и практичным. Если это не ваш характер, вы не христиане. Я не говорю, что вы не можете быть христианами, если у вас нет этого совершенства, но вы должны иметь принцип и должны жить в его действии; и вы христиане не больше, чем вы живете под его влиянием.
Послушайте, что говорит апостол: «Цель заповеди - это любовь от чистого сердца, от доброй совести и искренней веры» (1 Тим. 1.5 KJV). Неважно, что вы знаете о учениях Евангелия; какой кажущейся верой вы можете обладать; какое рвение вы можете проявить; какую свободу вы можете использовать; какое постоянство, регулярность и пунктуальность при применении средств благодати вы можете утверждать - если любви не хватает, все эти вещи являются лишь телом без души; все это всего лишь гальванические движения трупа, без принципа жизни, способного создавать, направлять или поддерживать их.
В начале главы апостол рассказывает нам об этом красноречивом слове, используемом для проповеди всего Евангелия. Он говорит, что вера может быть совершенна в наибольшей степени, творя чудеса; что целое состояние может быть потрачено на милостыню; но и все это, замкнутое и увенчанное мученичеством, бесполезно без любви. Ничто не может заменить любовь. Это и есть христианство; это не рабское посещение церемоний, не принятие таинств, не усердие в ортодоксии, не форма церковного управления, не принадлежность к какой-либо конкретной церкви, не преимущества  от епископского или пресвитерианского служения; не стремление быть церковником, диссентером или методистом. Эти вещи, как они написаны в Писании, важны как вспомогательные, но не как принципы; как средства - но не цели, как вспомогательные вещи, но не как заменители.
 Божьи вечные замыслы и цели в избрании, искупительное дело  Христа на кресте, всемогущая сила Духа в возрождении предназначены не только для того, чтобы привести нас к определенному церковному устройству, но  чтобы избавить нас от господства эгоизма и поставить нас под власть любви, и, таким образом, сделать нас похожими на Бога! Что бы ни было в церковной жизни, или в диссентерстве, или в методизме - если не будет любви, то не будет истинной религии, по крайней мере, того, что Христос считает таковой; но если будет любовь, будет религия, которой Он будет владеть. Возможно, на любом месте религиозного поклонения, будь то собор, методистская или иная часовня, стоит написать: «Здесь не хватает любви», а иногда говорится только лишь: «Религии здесь не хватает».
Хотя, с другой стороны, если можно действительно сказать: "Здесь есть любовь" - при этом некоторые вещи, важные для христианского совершенства, могут отсутствовать, а могут быть и другие, которые слишком порочны для этого - но сущность при этом есть. Предполагаемая апостольская преемственность, епископское посвящение и тонко составленная литургия, или более простая система диссентерского поклонения - плохая замена любви. Если человек лишен любви, у него нет спасительной религии. Он может быть ревностным к формам христианства, но он лишен его живого духа.
 О, пришло время призвать исповеданных детей Бога любви и признанных последователей Спасителя, воплощающего любовь, к этому славному, простому и возвышенному описанию истинной религии и показать его им! Это будет время молчания и споров о вероучениях, статьях и формах - о священниках, таинствах и системах правления, о том, что какой бы ни была религия деноминаций, религия истинной, святой христианской церкви, - это «вера, действующая любовью» (Гал.5.6).  Это апостольский дух и истинная апостольская преемственность. Странно, что это могло быть так забыто; что люди должны были спорить о форме, пока они не утратили дух Евангелия и не растоптали любовь в борьбе за веру. Увы, когда мы смотрим на нынешнее состояние христианского мира, оно напоминает скорее поле битвы, чем мирный город; это скорее место для диких животных, которые кусают и пожирают друг друга, а не овчарня, где стадо спокойно и без зависти отдыхает под руководством одного Пастыря! Каковы же люди, вроде бы исповедующие религию, которая по своей практической природе и замыслу вся выражается в этом одном слове - любовь? Кто является большим свидетелем горечи и гнева, злобы, зависти и ревности, которые сейчас характеризуют столь большую часть так называемого христианского мира? Кто может представить себе, что эти жестокие полемисты, эти злые противники, эти нетерпимые преследователи осмелятся называть себя именем Того кроткого и смиренного Спасителя, Который учил людей, что они не могут быть Его учениками, если не будут любить своих врагов, Того, Кто показал им пример, молясь и умирая за Своих убийц!
Не думайте, исходя из всего, что я сказал, что любовь состоит из этой распущенной  широты, этой ложной терпимости к ошибкам, этого недобросовестного маразма, который уничтожает важность правильных чувств, который одинаково улыбается всем религиозным системам; который покупает мир за счет истины - и скорее оставит людей погибнуть в своих грехах, чем пробудит их к заботе, тревожа их страхи. Нет, любовь столь же смела, решительна и тверда, чтобы противостоять ошибкам, и столь же доблестна к истине, как и нежна и умиротворенна, где более мягкие милости будут наилучшим образом способствовать счастью любимых. Истина - это ее оружие, но это правда в руках любви. Грех - это враг любви, которого она ненавидит и стремится уничтожить, в то время как она жалеет грешника. Любовь ревностна, но ее рвение не является ни вспышкой молнии, ни бурным пожаром, ни извержением вулкана; но это теплые, тихие, действенные лучи сияющего света, который все больше и больше сияет до совершенного дня.
А теперь, мои дорогие друзья, позвольте мне умолять вас разобраться в этой великой сути христианского характера. Вы знакомы на опыте с этим нравом? Это ваша религия? Ваш характер сформирован таким образом? Благодаря вере во Христа и возрождению Святого Духа, вы призваны любить Бога ради Него Самого и человека ради Бога? Это понятие любви характерно для вашего духа? Есть ли у вас узы, которые связывают вас со всем человечеством и создают склонность к всеобщему счастью? Изменила ли любовь Бога вас по Его подобию? Знаете ли вы, что значит иметь гордость, страсть, зависть, злобу, эгоизм, и как если не полностью искоренить их, но подавить, сопротивляться им кротким, нежным, смиренным, прощающим, терпеливым, откровенным, щедрым, самоотверженным характером ? Неужели суровость, твердость, суровость падшей природы не могут быть вытеснены мягкостью, сладостью и добротой настоящей любви?
 Развивайте же это расположение. У вас скорее всего слишком мало этого. Помните, это абсолютно и обязательно необходимо. Это не случайно, а фундаментально. Вы не можете быть христианами без любви - не больше, чем без целомудрия, справедливости или истины. Это не просто украшение христианского характера, но часть его сути. Вы не можете иметь никакой веры без любви, потому что "вера действует любовью". Вы не можете родиться от Духа без любви, потому что «плод Духа - это любовь». Вы не можете соблюдать заповеди Божьи без любви, потому что весь закон подытожен одним словом, и это любовь. У вас нет образа Бога без любви, потому что «Бог есть любовь». У вас нет пригодности для рая без любви, потому что рай - это совершенная любовь. У вас должна быть эта благодать, иначе вы никогда не сможете спастись.
Приложите большие усилия, чтобы получить любовь. Без усилий у вас никогда не будет христианской любви. Вы должны искать, бороться и молиться. Любовь - это не прекрасный полевой цветок, который, встречаясь с благоприятной почвой в вашем сердце, будет расти без культуры или труда. Наоборот, любовь - это экзотическое растение, которая находит в душе человека бесплодную почву, а в этом мире - леденящую атмосферу, и которое никогда не укоренится и не будет процветать без больших страданий. Любовь - это райское растение, которое не может жить и расти на земле без непрестанной заботы, без веры и молитвы под теплыми лучами Солнца праведности и росы Святого Духа. Если наше сердце не будет обращено на это, и мы не будем относиться к этому так, как садовник лелеет какой-нибудь любимый цветок, который он стремится поднять до силы и красоты, мы никогда не добьемся успеха. Любовь - это благодать, которой пренебрегает человек мира, и о которой многие исповедующие христианство слишком мало думают; но она имеет бесконечную ценность в глазах Бога.
Давайте не будем разочарованы, если мы не добьемся в этом успеха так быстро или так хорошо, как мы могли бы пожелать. Позвольте нам подавлять каждое чувство, которое противоречит этому, и противостоять  потаканию всему роду разгневанных страстей. Давайте почувствуем, что  любовь - это наше призвание, ради которого мы отличены как искупительной, так и возрождающей благодатью.
Мы не можем призвать любовь к осуществлению по одной лишь своей воле - она не поднимется и не разгорится по нашей воле; мы должны взирать на ее великий образец и изучать Божественный оригинал. Мы должны постоянно размышлять о том, как Бог любви снизошел до жалкого положения и позора в Своей любви по отношению к миру, восставшему против Него; и мы должны ежедневно посещать крест, чтобы увидеть истекающую кровью, умирающую любовь Христа. Таким образом, мы должны пойти к Источнику любви и пить от любви силой веры. Тогда вражда нашей природы увядает, и все дела любви возрождаются и процветают благодаря влиянию размышления и любви Божией. Как серьезно мы должны молиться за Того Духа, Чей первый и самый богатый плод - любовь, просить Его благословить наши труды, чтобы сделать наши усилия успешными; чтобы Он  поливал драгоценное растение и заставлял его расти!
 Если бы это было необходимо, какими мотивами я мог бы навязать вам этот настрой? Как он будет способствовать вашему собственному счастью! Какой безмятежный характер он будет производить и поддерживать в вашем уме! Любовь - это мир, а мир - это блаженство. Любовь - это спокойствие и солнечное сияние. Как это будет благословлять окружающих! Ваша внешность будет излучать любовь, ваши уста будут нести слова доброты, ваши действия будут благотворны - короче говоря, вы станете древом жизни, плод которого дарит себя каждой руке, и освежает каждый вкус. Другие будут любить приближаться к вам и радоваться вам как тому, кто возвышается по благодати, чтобы благословить весь наш род! Какую честь вы принесете христианству! Вы отбросите упрек, вызванный гневом, ложью и всякой неблагодарностью других; вы очистите умы многих от предрассудков против него, как если бы у него был злобный или резкий характер, и убедите их, что вместо ярости это серафим, ангел-служитель, посланный от Отца милосердия, чтобы открыть людям Его природу, и приспособить их к Его присутствию.
И теперь, в заключение, я говорю: давайте вздыхать, молиться и стремимся к всеобщему правлению любви через влияние истины и силы веры. Давайте призовем Бога любви, чтобы Он даровал этот благословенный плод Духа этому отчужденному и разделенному миру и каждому члену Его Церкви. Любовь - единственное лекарство от гангрены мирских удовольствий. Любовь является наиболее характерной чертой образа Христа в обновленном человеке. Любовь - самый ценный плод благодати; и все же это плод, который слишком многие из его признанных последователей, похоже, вряд ли считают себя обязанными культивировать. Да, любовь - это образ, а также закон нашего Божественного Господа, а не человеческие системы и формы правления. Это любовь, которая должна сформировать союз единства между всеми последователями Христа, принцип универсального общения святых и славу церкви - как она сформирует сладкое и вечное общение душ на небесах!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn