Масленица. Старинные забавы

Евгений Кошелев
 
 

  Деревня крепка своими традициями исстари. И это очень хорошо, когда из поколения в поколение они передаются. Ведь из людей современного поколения мало кто помнит традиции села, уклад его жизни. А это жизнь, насыщенная своею историей, здесь и повседневные будни,  и праздники, которые, как правило, совпадают с религиозными днями. Такие  как Покров день, когда крестьянин завершил осенне-полевые работы, связанные с  уборкой  урожая,  или Масленица, предвещающая  начало весны. Эти праздники на селе проводят дружно и весело. В эту пору проходят свадьбы с предшествующим им сватовством, деревенские игры, как лапта и другие. На Масленицу, сейчас это называют проводы зимы, проходили кулачные бои. Это когда село делилось пополам, и мужское население шло стенка на стенку.

***
 
  В начале шестидесятых годов, живя у деда в селе, мне довелось принимать косвенное участие в таком зрелище. На Масленицу бабы деревенские с вечера заводят тесто для блинов, и всю неделю село угощается блинами. В первый день масленицы для потехи детворы по указанию управляющего  утром запрягают в санки резвых лошадей и катают по селу детищек. На дугу подвешивают колокольчики, цветными лентами обматывают оглобли, вплетают их и в гривы лошадей, и мчатся одна за другой лошади с санками по селу, забитые детворой. А ближе к обеду посреди улицы сжигают соломенное чучело. Ну а уж потом проходили кулачные бои, но на побоище оно не походило. И много людей, особенно старшего возраста и дети наблюдали за этим со стороны. 

 Накануне, как всегда перед началом от каждой стороны противника собирались у клуба представители. Оговаривались условия боя, хотя они и были традиционны. Назначалось время, кто мог участвовать, подростков из стенки убирали.  А также соблюдение негласных правил: биться можно голыми кулаками, чтоб в руке не было никаких твердых предметов, типа «свинчатки». Лежачего бить запрещалась, пока он не поднимется. Ногами также нельзя было ударять соперника, также как и ударять человека из- подтишка. Биться можно было один на один и до первой крови. Определялась условная линия, до которой противник мог отступать. После чего бой останавливался.

***
 
Это было на масленичной неделе, вечером в пятницу прибежал мой дядя и сообщил о завтрашнем кулачном бое. Будет биться наша сторона улицы с курмышенской (Курмыш,  так называлась одна часть улицы) около «рулька», это небольшой овраг, который разделял село на две половины.

 Дяде моему было в ту пору лет наверно лет 17-18. Я помогал ему приготовить несколько факелов. На ночь факела замочили в солярке в бидоне. Потом подошли и его друзья: Витька Лесонкин, Васька и еще двое парней. Они обговорили между собой, кто с кем будет стоять  в стенке.

  А на следующий день в субботу ближе к вечеру, у рулька стали собираться противники. По команде стенки двинулись навстречу друг другу. Мы пацаны, стояли в стороне и подсвечивали факелами. Бой шел с переменным успехом, сначала ватага курмыщенских ребят начала теснить парней с нашей половины, а потом молодые мужики решили помочь парням. И вскоре парни с курмышенской стороны отступили, и уже перевес полный оказался на нашей стороне. Бой заканчивался и лишь только разгоряченные еще бились парами, но и их вскоре разняли. Были и разбитые носы, у некоторых светились фингалы, но как, ни странно, злобы ни у кого не было. Правда еще наверно с неделю по вечерам у клуба молодежь между собой выясняли отношения, но это уже привычное дело для села.


 P. S.  Картинка взята из интернета.