Сверчок. На царских харчах ГЛ. 73 Энгельгардт и Я

Ермолаев Валерий
                Сверчок
                Часть 1
                На царских харчах               
                73               
                Энгельгардт и Я

Мы не дружили.
Немецкий я ненавидел.
Директор не знал любви.
Не знал он и вдохновения
И вообще…
Пошел он подальше!

            «Его (то есть моя!) высшая и конечная цель — блистать и именно посредством поэзии. К этому он сводит всё и с любовью занимается всем, что с этим непосредственно связано. Всё же ему (то есть мне!) никогда не удастся дать прочную основу даже своим стихам, так как он боится всяких серьезных занятий и сам его поэтический дух не сердечный, проникновенный, а совершенно поверхностный, французский дух. И всё же это есть лучшее, что можно о нем сказать, если это можно считать хорошим. Его сердце холодно и пусто, чуждо любви и всякому религиозному чувству и не испытывает в нем потребности; может быть, так пусто, как никогда не бывало юношеское сердце. Все нежнейшие и юношеские чувства в его фантазии осквернены, так как запятнаны всеми пороками французской литературы, которую он знал частично, а то и совершенно наизусть при поступлении в лицей как достойную придачу к его прежнему воспитанию».

         Конечно Энгельгардт писал это для себя! Записи потом обнаружились. Энгельгардт не только не вносил свои откровенно критические замечания в официальные отзывы, но, более того, зачастую протестовал против попыток очернить меня. Так он отверг внесение меня за шалости в «черную книгу». А шалости были. То я по ошибке в дворцовом коридоре тиснул старушку – фрейлину императрицы княжну Волконскую, приняв ее за горничную Наташу. Что делать!

Изнасиловать девчонку
Это может каждый шкет,
Ты попробуй старушонку
В девяносто с лишним лет!

         То написал эротические стихи «К молодой вдове». которые были адресовано миловидной француженке Марии Смит (она была в любовной связи с самим Энгельгардтом и показала ему это послание).

Почему, в любви счастливой
Видя страшную мечту,
Взор недвижный, боязливый
Устремляешь в темноту?
Почему, когда вкушаю
Быстрый обморок любви,
Иногда я замечаю
Слезы тайные твои?
Ты рассеянно внимаешь
Речи пламенной моей,
Хладно руку пожимаешь,
Хладен взор твоих очей…
О бесценная подруга!
Вечно ль слезы проливать,
Вечно ль мертвого супруга
Из могилы вызывать?
Ну и что?

Если и мне хочется!

        А характеристику я сам себе дал в стихах, каким я был, таким остался.

…Порой бывал прилежен,
 Порой ленив, порой упрям,
 Порой лукав, порою прям,
 Порой смирен, порой мятежен,
 Порой печален, молчалив,
 Порой сердечно говорлив.