Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Луция
На протяжении всего 18 века многие просвещенные дворяне искали пути освобождения русского народа от крепостного права, угнетения и унижения.
Революционные настроения и идеи декабристов отразились и на творчестве А.С.Пушкина:  темы свободолюбия,  вольности и гуманизма стали довольно часто фигурировать в его произведениях.

Вольнолюбивой лирике А.С.Пушкин придавал особое значение, потому  что в таких его произведениях часто встречается тот момент,  где он надеется «разбудить» и призвать народ к тому, чтобы он восстал против самодержавия и рабства.
Рассмотрим связь лирики Пушкина с идеями декабристов на наглядных примерах(стихотворениях): «Вольность», « К Чаадаеву»  и «Деревня».

• «Вольность»

 Ода  «Вольность» была написана в 1817 г., т.е. через 5 лет после Отечественной войны, победа  в которой оказала не только большое воодушевление на весь русский народ, но  вскоре и большой спад социальных настроений от того, что несмотря на победу, которая досталась народу с великим трудом,  бывшие герои-ветераны, участники войны  вновь возвращены в рабское положение. Многих просвещенных дворян возмутило такое положение  русского народа,  и они стали искать пути его освобождения. Так зародились декабристские идеи  и настроения.

Пушкин разделял революционные взгляды декабристов, и в своем стихотворении демонстрирует их:

1. Протест против абсолютизма и крепостного права:

    «Самовластительный злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу,
    Твою погибель, смерть детей
    С жестокой радостию вижу.
    Читают на твоем челе
    Печать проклятия народы,
    Ты ужас мира, стыд природы,
    Упрек ты Богу на земле ».

В этих строках звучит  яростный голос протеста против тирании, самодержавия и беззакония.

   «Тираны мира! трепещите!
   А вы, мужайтесь и внемлите,
   Восстаньте, падшие рабы!

   Увы! куда ни брошу взор —
   Везде бичи, везде железы,
   Законов гибельный позор,
   Неволи немощные слезы;
   Везде неправедная Власть
   В сгущенной мгле предрассуждений
   Воссела — Рабства грозный Гений
   И Славы роковая страсть».

Здесь Пушкин обращается к владыкам, которые забыли о своём долге перед народом, а также обращается к самому народу и призывает его восстать против крепостного права.

2. Стремление к свободе и вольности:

   «Где ты, где ты, гроза царей,
   Свободы гордая певица?
   Приди, сорви с меня венок,
   Разбей изнеженную лиру...
   Хочу воспеть Свободу миру,
   На тронах поразить порок».

В этих строках Пушкин выразил своё желание: видеть весь русский народ свободным и «на тронах поразить порок».
Для того, чтобы желание поэта стало желанием и всего простого люда русской земли, Пушкин использует фразу «хочу воспеть Свободу миру», которая  даёт нам понять, что поэт не просто делился своим вольнолюбивыми настроениями и ведал народу о прелестях свободы, а хотел и передать их ему.

3. Воспевание свободолюбивой личности:

   «Беги, сокройся от очей,
   Цитеры слабая царица!
   Где ты, где ты, гроза царей,
   Свободы гордая певица?
   Приди, сорви с меня венок,
   Разбей изнеженную лиру...»

В этом отрывке Пушкин воспевает вольнолюбивую личность, как та которая должна отказаться любви  «Беги, сокройся от очей Цитеры слабая царица!», от посвященных ей венка с «изнеженной лирой», и та, которая должна посвятить себя восхвалению свободы.


• «К Чаадаеву»

Это стихотворение было написано Пушкиным спустя год после «Вольности»(1818г).
Послание адресовано Петру Яковлевичу  Чаадаеву - русскому философу и другу Пушкина, с которым они познакомились в доме Николая Михайловича Карамзина. Пушкин писал его фамилию,как Чедаев. Чаадаев был участником Бородинского сражения. В 1821 г. он вступил в тайное общество декабристов, но участия в его делах не принимал.

В этом послании Пушкин снова обращается к теме свободы и  вольности,
а также присутствует  новые темы: патриотизма и любви к родине.

1. Протест против самодержавия и крепостного права:

   «Но в нас горит еще желанье,
   Под гнетом власти роковой
   Нетерпеливою душой
   Отчизны внемлем призыванье».

В этом отрывке поэт использует словосочетание «власти роковой», которое позволяет нам представить трагичную картину, когда народ находится под гнетом этой власти, не имеет собственного мнения и вынужден подчиняться устоям. Под этим словосочетанием мы видим явно негативное отношение Пушкина к абсолютизму и крепостному праву. Однако есть один момент, который указывает на то, что и родина находится в тяжелом положении, а именно фраза «отчизны внемлем призыванье».


2. Стремление к вольности святой:

   «Мы ждем с томленьем упованья
   Минуты вольности святой,
   Как ждет любовник молодой
   Минуты верного свиданья».

В данном отрывке мы можем прочувствовать  ярое стремление поэта к свободе.
Для того, чтобы показать, что эта тема для него очень значима он использует такие фразы: «минуты вольности святой» и «как ждет любовник молодой», которые подчеркивают важность темы свободы , тем что слово «минута» означает  мгновенное, быстрое осуществление  «вольности», т.е. путем свершения революции,  эпитет «святой» позволяет нам понять, что вольность в данном случае нечто возвышенное и очень значимое, а приём сравнения - «как ждет любовник молодой»  указывает на искренность и нетерпение в ожидании , той самой «минуты» свободы.

3. Воспевание свободолюбивой личности:

   «Пока свободою горим,
   Пока сердца для чести живы,
   Мой друг, отчизне посвятим
   Души прекрасные порывы!»

В этой строфе поэт воспевает свободолюбивую личность, которая должна «гореть» свободой, «души прекрасные порывы» посвящать служению отчизне и её освобождению от позора крепостничества.
В этой строфе мы можем заметить, что Пушкин любовь к отчизне неразрывно связывает с революционным служением.

• «Деревня».

Это стихотворение было написано А.С.Пушкиным в 1819г.
В этом произведении поэта также прослеживается тема крепостного права, свободы и самодержавия. Однако в этом нем есть особый момент, который позволяет читателю ярче и понятнее осознать всю несправедливость и жестокость крепостничества, а именно - приём противопоставления. Противопоставляются первая и вторая части стихотворения. В первой автор рассказывает  о мирной , тихой жизни в деревне , а во второй повествует о нелегкой жизни  угнетенных крепостниками крестьян в «руках» беззакония .

1. Протест против самодержавия и крепостничества:

   «Не видя слез, не внемля стона,
   На пагубу людей избранное судьбой,
   Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
   Присвоило себе насильственной лозой
   И труд, и собственность, и время земледельца.
   Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
   Здесь рабство тощее влачится по браздам
   Неумолимого владельца».

Прочитав этот отрывок, мы можем понять и  оценить,  насколько несчастны крепостные крестьяне, насколько тяжела и нелегка их жизнь.
Также мы видим  протестование существующей системе правления, ненависть к «барству» и неприязнь к крепостному праву, как и в предыдущих  вольнолюбивых произведениях Пушкина.

2. Стремление к вольности святой:
Это стихотворение полностью пронизано темой стремления к вольности, т.е. сам протест против существующей системы правления, крепостного права, призыв к свободе народу говорит нам об этих возвышенных идеях поэта.
Особенно стоит выделить по теме вольности конец этого произведения, потому что именно в нем мы видим непритворную надежду, сильное стремление и некую долю сомнения  поэта от того, что он желает увидеть своё отечество освобожденным от рабства.


   «Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
   И рабство, падшее по манию царя,
   И над отечеством свободы просвещенной
   Взойдет ли наконец прекрасная заря?»

3. Воспевание свободолюбивой личности:
   «О, если б голос мой умел сердца тревожить!
   Почто в груди моей горит бесплодный жар
   И не дан мне судьбой витийства грозный дар?»

 В этом отрывке мы видим, что в роли свободолюбивой личности выступает сам     поэт, который отчаялся донести до народа, не желающего ничего менять, точно как и барства, что крепостничество - это позор и пятно бесчестия страны.


• А.С.Пушкин пережил не только взлет, но и крах декабристского движения. Однако своим идеалам и убеждениям он не изменил. Свидетельство тому – его дальнейшее творчество со свободолюбивой тематикой.
Это такие произведения как: «В Сибирь» и «Арион».


Александр Сергеевич Пушкин поистине великий поэт, потому как для того, чтобы не изменять своим взглядам и идеалам требуется истинное мужество, стойкость и смелость, ведь свободомыслие и революционные идеи были под запретом и строго преследовались  в течение всего 19 века.

Поэтому Пушкин восхищает нас не только своим необыкновенным творческим талантом, но и своими высокими нравственными чертами.