Аристотелизм Фомы Аквинского

Луция
Фома Аквинский — итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, а также признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.

В своих трудах таких как: «Сумма теологии», «Сумма против язычников» и «О правлении государей» Фома Аквинский обосновывал основные принципы христианской теологии с помощью логики Аристотеля. Аристотелевское учение было при этом преобразовано так, чтобы оно не вступало в противоречие с учением о богочеловечестве Иисуса Христа.

Высшая истина, согласно Фоме Аквинскому, это Бог, божественная истина, знание ее не в полной мере доступно человеческому разуму, ибо он ограничен, а потому человек должен принять на веру и ту истину, которую способен познать разум, и ту, которая вообще ему недоступна. То есть, соотношение веры и разума таково, что безусловное предпочтение отдается вере.

Ведущей философией объявляется Аквинским та, что занята познанием главной истины - божественной, т.е. теология. Более того, он сводил вообще философию к богословию, или теологии.

При этом Фома не допускал какой-либо доли свободы разума и науки по отношению к вере, выступал против учения о «двойственной истине» (именно в таком виде пыталась сохранить свое существование наука в средневековье: в форме признания веры и разума как равноправных критериев истины).

Фоме Аквинскому принадлежит доказательство бытия Бога, он выводит доказательство не из понятия о Боге, а из того, что каждое явление имеет свою причину. Следуя от одной причины к другой, Фома приходит к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех реальных явлений и процессов. В трактате «Сумма теологии» он писал: «Бытие Божие может быть доказано пятью путями, первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения... Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное... Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам недвижим ничем иным: а под ним все разумеют Бога.

Второй путь исходит из понятия производящей причины. Которая основывается на том, что все, что происходит, имеет какую то причину. Следовательно, у всего происходящего должна быть первопричина, в данном случае она именуются Богом.
 
Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости. То есть 3 путь обосновывается тем, что вещи могут быть и могут не быть, если это не так уж необходимо, стало быть, в мире, что то должно быть такое, которое может существовать без какой-либо необходимости, то есть  само по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости, это тоже есть Бог.

Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах. Мы находим среди вещей более или менее совершенные или истинные. Отсюда следует, что есть некая сущность, являющаяся для всех сущностей совершенством или благодатью, и ее мы именуем Благом.

Пятый путь исходит из распорядка природы, который  заключается в следующем: предметы, лишенные разума, например, природные тела, подчиняются целесообразности... Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одаренный разумом и пониманием. Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом.

Все эти доказательства почерпнуты Фомой у Аристотеля и направлены против возможных еретических учений, которые обосновывали существование Бога из его данности человеческому сознанию, исходя из мистического пантеизма, утверждавшего наличие Бога непосредственно в человеческой душе.
Фома, как и Аристотель, понимал человека как «общественное существо», которое руководствуется в своем поведении разумом.

Фома считает науку низшим видом знания, т.к. она основывается на чувствах и может постичь только внешний, не очень важный для человека материальный мир, в то время как богословие является высшим видом знания, т.к. основывается на разуме и вере.

Также Фома Аквинский различает человека как христианина, соотнесенного только с Богом, и как гражданина, соотнесенного, как его часть, с государством.
Фома рассматривал государство, также как и Аристотель, то есть  как часть миропорядка. Но если у Аристотеля государство — это часть физической природы, то у Фомы — это часть универсального миропорядка, созданного и управляемого Богом.

Цель и смысл существования государства, по мнению Фомы, заключаются в обеспечении материальных средств существования индивидов, в создании условий для их умственного и нравственного развития.

Философия Фомы Аквинского явилась вершиной ортодоксальной схоластики и была принята католицизмом как официальная философская доктрина. С соответствующими изменениями она развивается в настоящее время неотомизмом. Средневековая христианская философия в Западной Европе просуществовала в качестве господствующей формы мировоззрения более тысячи лет. Но к XIV веку появляются иные варианты мировоззрения, а затем на первый план выходит философская мысль эпохи Возрождения.

Таким образом, Фома Аквинский сумел органично соединить достижения античной и христианской политико-правовой мысли, создав базовую средневековую концепцию государства, церкви и права.