Совесть и стыд

Вячеслав Александров 2
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ.
      Очерк 37   СОВЕСТЬ и СТЫД

 Стыд, в отличие от совести может быть ложным. Бывает, что мы себя чувствуем неловко и перед людьми безнравственными, входящими в сообщества, преследующими не добрые цели. Именно ложное чувства стыда способно заставить нас поступать против совести. Например, некоторые из людей, считающих себя верующими, проходя мимо Церкви, не могут перекреститься и отдать поклон. Другим, стыдно отказаться от участия в  пустых или вредных мероприятиях. Третьи не способны, по причине ненужной скромности,  встать на защиту своих интересов, или, что ещё хуже, интересов близких. Это происходит потому, что у нас во внутренней сфере жизни не выработаны принципы утверждения истины, и мы продолжаем искать только то, на что можем опереться во внешнем мире.
Священник Константин Островский указывает: «Совесть нас обличает, когда мы делаем, что не должно. А стыдно нам, когда открывается то, что должно быть скрыто. Путаница возникает из-за того, что мы по гордости всячески стараемся прятать от всех свои плохие поступки и выставлять напоказ хорошие». Другими словами, совесть открывает  нам в нашей душе то доброе, на что не следует обращать внимание, ибо оно  относится  не к заслугам, а естественным качествам. И если  их проявляем, то нас нельзя хвалить, как и солнце, которое светит для всех, потому что оно солнце. С иной стороны совесть указывает нам, на что всегда необходимо обращать внимание: на  наши недостатки, ошибки, слабости. Она не должна нам давать покоя до тех пор, пока  не встанем на путь их преодоления. При этом следует помнить, как только совесть перестанет нас укорять, значит, мы перестали её слышать и слушать.


Стыд, в отличие от совести нередко заставляет нас закрывать глаза на своё недостойное поведение, только для того, чтобы утвердиться в глазах людей, или просто не выделяться из  сообщества, даже если  оно является пошлым или преступным. Бывает нам стыдно признаться в своих дурных поступках, а так как при их совершении совесть будет нас укорять, то станем искать себе оправдание, и найдём его. Но каждый акт самооправдания  связан с утратой силы, ибо отказ от признания своих ошибок и исправления их последствий неизбежно приводит к прохождению тех испытаний, которые не обязательны, т.е. не естественны. И мы вместо того, чтобы подниматься вверх по лестнице своей жизни, вынуждены тратить время на то, чтобы вернуться на ступени, с которых скатились, сошли. 
Чувство стыда, конечно же, может быть добрым, (оно чаще всего таковым и является) если вызывается к жизни  силами совести. Именно в этом случае мы начинаем стыдиться того, когда  начинаем в угоду чувству гордыни, утверждаться среди окружающих своими достижениями, талантами, достоинствами. Эта слабость многих из нас не покинет до окончания земного пути, вот её и необходимо непрерывно опалять огнём стыда. Совесть, если она сильна, не допускает возникновения в нашем внутреннем мире очагов зла и греха, именно она сохраняет в чистоте чувства, намерения, мысли. Но жизнь такова, что редко кто из нас способен на деле удержаться в рамках требований нравственного закона, и не совершает недобрых поступков, тогда должно действовать чувство стыда. Оно должно пробуждать волю, направляющую дух на недопущение совершения недолжных деяний. Поэтому, как только у нас возникает чувство неловкости перед кем-либо из людей, необходимо немедленно прислушаться к тому, что по этому поводу может сообщить нам совесть. Только в этом случае наша стыдливость не окажется ловким прикрытием порочности.
Стыд есть орудие совести, но, как и любое иное средство, оно может быть использовано против того, кто им обладает. Как путь обретения святости неосторожных людей приводит к падению в состояние прелести, так и дух, поражённый гордыней, начинает использовать возможности чувства стыда с тем, чтобы заглушить голос совести. Когда это происходит, и воля переходит границы, устанавливаемые моральным законом.


фото автора