Школьная библиотека

Джурахон Маматов
Школьная библиотека
---
Впервые в библиотеку я попал во втором классе. Это была небольшая, размером с учебный класс, школьная библиотека. Была снежная зима. Хорошо помню морозный воздух и белоснежные сугробы, которые белели сквозь ярко зелёные листья герани на подоконниках библиотеки. А в библиотеке было тепло, светло и тихо. Пахло, немного влажноватыми, книжными страницами и ещё тем особым, школьным запахом: запахом бумажного клея, акварельных красок, карандашных стружек...

Хорошо помню имя библиотекарши - Эльза Павловна. Она была учительницей по пению и параллельно работала в библиотеке. Женшина с зычным голосом.
Всегда аккуратно, чернильными ручками, заполняла библиотечные карточки с выбранными книгами.

В серо-жёлтых книжных шкафах были аккуратно разложены книги. Я бродил между рядами книг, с видом прилежного ученика (хотя, несколько минут тому назад, в школьном дворе, на ледяном катке, подрался с очень ершистым мальчиком из параллельного класса, который, никому из других классов, не позволял кататься на той ледяной полосе). Библиотека подействовла на меня успокаивающе. Книги манили своей таинственностью. Картины океанов, кораблей, самолётов и тигров будоражили воображение...

Я выбрал небольшую книжку (не помню, ни автора, ни названия книжки) про мальчика-рикшу (возможно про мальчика-индуса из колониальной Индии), который целыми днями трудился, чтобы прокормить себя и свою бедную семью... Книжка произвела на меня, на второклассника, неизгладимое впечатление. Всю ночь думал о том бедном мальчике... :)
А вторая книга, кажется, была "Витя Малеев в школе и дома"...

---

Вчера удалось посетить книжный магазин в Душанбе, у "Дома Печати" (о котором уже говорилось тут в группе). Войдя в магазин я сразу обратил внимание на вывеску "Художественная литература" высоко над дверью с левой стороны помещения. Сначала немного побродил по другим отделам, оставив десерт (художественную литературу) на потом.

Меньше чем через четверьт  часа я вошёл в отдел художественной литературы. В отделе никого и тишина. Ни одного посетителя. Буквально в ту же минуту появился мальчик лет двенадцати-тринадцати. Я сразу подумал: "наверное, это и есть тот самый мальчик, о котором писали в группе "Душанбинский Книжный Клуб". Мальчик вежливо поздоровался.

На всякий случай, я поинтересовался, не тот ли он мальчик о котором писали в Фейсбуке. Смущённо улыбаясь он подтвердил, что да, это он. Немного, весело побеседовав мы перевели тему на книги. Я попросил его показать мне книги Эрнеста Хемингуэя, Эриха Марии Ремарка, Курта Вонегута и Стивена Кинга и ещё каких нибудь авторов, которых сейчас, тут в Душанбе, чаще читают. Он уверенно подходил к полкам и безошибочно выбирал и автора и название книг. Мальчик, действительно, очень хорошо ориентируется в книгах и авторах... и возможно в современных литературных предпочтениях (во всяком случае в предпочтениях душанбинской читательской аудитории...). Может дать краткую аннотацию некоторых книг... Невероятная эрудиция для его возраста... (я так подумал)

Беглым взглядом я заметил, что на полках есть почти все известные писатели современности: Харуки Мураками, Чак Паланик, Стивен Кинг, Паоло Коэльо, Халед Хоссейни и другие.
Я выбрал себе с полдесятка книг (некоторые по рекомендации мальчика), и тепло попрошавщись с мальчиком, в хорошем настроении, вышел из магазина.

Несколько лет тому назад многих книг тут в Душанбе не было... Невозможно было найти. Теперь есть...
---
В книжном отделе было тихо, ярко светло от февральских лучей солнца, тепло и уютно, как в той самой школьной библиотеке, в которую я впервые вошёл во втором классе. Пахло теми же приятными запахами нашей школьной библиотеки...

Джурахон Маматов
Душанбе