Раритет из прошлого

Владимир Бурдин
Последние дни января выдались морозными, крещенские морозы как будто доказывали неверующим, что они существуют не взирая на то, что в купели москвичи опускались при оттепели. И вот уж наступил последний месяц зимы-хозяйки, которая берегла и лелеяла белый покров русской равнины.  Метели загоняли снег во все дыры и трещины, надрывный вой вьюги был слышен даже за пластиковыми окнами деревенского дома. В такую погоду лучше всего поднять свои архивы и заглянуть в далёкое и лучезарное прошлое.
Готовясь к написанию мемуаров о службе в ГЛАВПУРе я обратил внимание на письмо генерала Стефановского, полученное мной осенью 2001 года. В памяти всплыли события, которые нас связывали ещё до этого письма. Впервые я встретился с ним на Торжественном Пленуме ЦК ВЛКСМ в честь 50-летия комсомола в октябре1968 года. Как быстро время бежит: на днях мне вручили от имени Председателя ЦК КПРФ Г.А.Зюганова Почётный орден «100 лет ленинскому комсомолу». А тогда я служил на атомной ракетной подводной лодке «К-149» командиром группы дистанционного управления ядерной энергетической установкой и был нештатным секретарём комсомольской организации экипажа.  В те юбилейные дни комсомола меня, вместе с другими делегатами, пригласили на встречу с министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Гречко А.А. На этой встрече руководители комсомольских отделов видов Вооружённых сил рапортовали министру об успехах комсомольских организаций в поддержании боевой готовности войск и сил флота. От комсомольского отдела политуправления Сухопутных и Ракетных войск выступал майор Геннадий Стефановский. Его рапорт мне показался более аргументированным чем другие, в нём были приведены убедительные факты и цифры из комсомольской жизни войск, звучало меньше помпезной хвальбы.
Позднее, когда я был пропагандистом политотдела 41-ой дивизии подводных ракетоносцев, по службе приходилось обучать нештатных полит групповодов практике проведения политических занятий с матросами и старшинами. При подготовке занятий с ними мне большую помощь оказывали статьи и рекомендации на данные темы генерала Стефановского, опубликованные в журнале «Коммунист Вооружённых сил». Я тогда не смог воедино увязать майора Стефановского и генерала Стефановского. А вот когда, через десять лет, я был назначен инспектором ГЛАВПУРа и оказался в его подчинении, всё встало на свои места. За эти годы он прошёл путь от старшего инспектора Сухопутных и Ракетных войск, члена Военного совета –начальника политотдела гвардейской общевойсковой армии Группы советских войск в Германии до начальника инспекции ГЛАВПУРа. При этом успел закончить Военную академию Генерального штаба Вооружённых сил СССР им. К.Е.Ворошилова.
Время службы под руководством Геннадия Александровича красной строкой вписано в мою биографию, у него было чему поучиться. Как-то раз после инспектирования Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова начальник инспекции пригласил меня к себе в кабинет и попросил доложить о результатах инспектирования партийно-политической работы в училище. Я бойко доложил об успехах училища, перечислил основные промахи в работе политотдела, назвал ряд цифр, подтверждающих мои размышления. Геннадий Александрович слушал  очень внимательно, ни разу не остановил мой доклад своими вопросами, и я подумал, что отчитался вполне успешно.
-Владимир Николаевич, теперь давайте поговорим подробнее. Вот вы перечислили всё то, что увидели положительного в деятельности политотдела училища. А как этого добиваются партийные и комсомольские организации? Или они не причём?  Как они работают конкретно с каждым коммунистом и комсомольцем? Чего больше – нажима или убеждения? Кто конкретно умеет хорошо убеждать?
После каскада этих вопросов я прямо-таки  сник.  Многому надо учиться. Под конец беседы заметил:
-Но в целом Вы провели большую работу, не лЕнитесь и это похвально. Если будете работать над собой – у Вас получится.
Я всегда помнил его слова, его доброжелательный тон и деловое участие в моей судьбе. Жаль, что скоро его назначили на новую должность и он уехал в Туркестанский военный округ членом военного совета- начальником политуправления округа.
После увольнения в запас я написал небольшую книжку «Ниже ватерлинии» - рассказы морского офицера и попросил Володю Гаврилова передать  один экземпляр Геннадию Александровичу. Они в те годы часто пресекались друг с другом в Москве. Я был необычайно растроган вниманием, которое Стефановский выразил мне в своём письме от 27 октября 2001 года, когда прочитал мою книгу. Полный текст письма я привёл в мемуарах «Последний инспектор ГЛАВПУРа». Рукопись мемуаров решила прочитать моя внучка Наташа , она захотела выступить в роли технического редактора. Надо сказать, закончив философский факультет Российского Государственного гуманитарного университета, она в совершенстве овладела грамотностью русского языка, ошибки в тексе видит словно рентгеном просвечивает. Я, порой, поражаюсь её цепкостью и настойчивостью в исправлении моего текста.
Наташа уделила особое внимание письму Стефановского не потому, что там были грамматические ошибки, нет, Геннадий Александрович писал очень грамотно. Она заинтересовалась тем, что он не мог подарить мне свою книгу «Пламя афганской войны», её уже нигде не было, кроме библиотеки музея Вооружённых сил. Тогда они вместе со своим мужем  Максимом «перерыли» весь интернет и после долгих поисков наткнулись на букиниста Петрова А.Г. из города Кирова. Им удалось связаться с ним по почте, узнать что книга существует и уговорили его им продать. Правда, эта книга была 24 апреля 1995 года подарена Стефановским Беляеву Валерию Михайловичу. О цене книги торга не было, дети  решили приобрести её за любую назначенную сумму, лишь бы сделать подарок деду. Для меня это был действительно  бесценный подарок.
Я прочитал эту книгу несколько раз, за строками мне слышался голос Геннадия Александровича, удивило очень многое. Генерал Стефановский не кабинетный политработник, он участник многих боевых действий, поэтому с полным правом делает анализ последствий афганской войны. Автор книги пишет «Самая трудная тема анализа  - это осмысление того, как испытывается, проверяется на прочность человек, его духовный мир. Какие изменения претерпевает сознание человека, знающего о войне только по кинофильмам, книгам, рассказам ветеранов. Поскольку это было так давно и так далеко, что влияло мягко и незначительно. А тут грандиозный перелом, шок, самый настоящий психологический удар испытал на себе каждый боец в Афганистане».
Подобные мысли я высказывал в романе «На закате Великого флота». Для подводников опасность не простое слово, к океану надо обращаться  «на Вы», он не прощает панибратства, он велик, могуч, беспределен. Океан не потерпит зазнайства, разгильдяйства, пренебрежения. За подобное отношение к нему не раздумывая заберёт жизнь подводника. Находясь на боевой службе подводники, хотя и не держат в руках автомата,  в любой момент могут оказаться подвержены смертельной опасности. Против них может выступить километровая толща воды, огонь, сжигающий всё на своём пути, невидимый луч нейтронного потока – ко всему этому также как и в атаках против душманов в Афганистане привыкнуть нельзя. Для будущих исследователей большой интерес представит не только эволюция психики афганца и подводника, но и существенные изменения морально- политических и профессиональных качеств, понимание смысла своего места  как на войне, так и в подводной лодке. Вот такие да и многие другие мысли вызвала у меня книга моего наставника генерал-полковника Стефановского .  Наташа и Максим сделали мне нежданный подарок. Книга «Пламя афганской войны» - это поистине раритет из прошлого. Сколько мыслей она вызвала, сколько добрых воспоминаний пришло в голову, когда я читал эту книгу. Я уже не имею возможности высказать ему глубокую признательность, Геннадий Александрович ушёл от нас  29 января 2006 года и погребён на Троекуровском кладбище.  Я ещё раз подумал о том, что надо успевать при жизни благодарить людей за их общение с нами.