Лето - это маленькая жизнь... -4

Анастасия Игнашева
  ПСКОВ.

  ... или "На два дня, на два дня вы забудьте про меня!"
Вообще-то я хотела не столько во Псков, сколько в Пушгоры. Но для этого надо было бы выходить на трассу 13-го вечером. А я отсыпалась после ночной смены... нет, в 5-6 часов вечера ещё можно было бы, но мама уговорила. А зря, наверное. Потому что ждала меня полная засада.
   
   На трассу я вышла около 8-30, доехала, как в прошлый раз, когда ездила в Выру, на 187 автобусе до поворота на Пушкин, дальше прошла вперёд за Пулковскую обсерваторию и стала стопить. Ушла быстро, менее, чем через 5 минут остановились "Жигули"-семёрка и водитель, узнав, что я до Пскова, сказал, что довезёт меня до поворота на Красный Маяк. Это под Лугой. Причём вёз он меня какими-то "партизанскими тропами", через Сиверскую, очень живописная дорога, но фоток я не делала. Во-первых: гнали быстро, во-вторых: разговор был очень интересный. Перетёрли все темы, от пенсионной реформы до пресловутой Украины. И сошлись практически во всём. Дядя оказался бывший военный. Сам природный кубанский казак, жена донская казачка, у него 8 внуков и работает он охранником в нашей Лавре. На прощание подарил икону "Утоли моя печали".
Второй машиной была грузовая "Газель" уже до самого Пскова. Мужик тоже интересный оказался. Бывший машинист тепловоза. В Луге он заехал разгрузиться в какой-то магазин, а потом мы уже гнали без остановок. Но как только въехали в Псковскую область, буквально от самой административной границы началась задница под названием "ремонт дороги".С километровой очередью ещё в Ленобласти. И таких засад на всём пути до Пскова было штук 11. Со светофорами. Машины пропускали по очереди то в одну, то в другую сторону. 67 км до Пскова мы ехали больше двух часов. Так что во Пскове я уже была в начале четвёртого. Водитель высадил меня на окраине города, в Любятово. Да-да! То самое, где печенье делают! Нет, памятника Хлопушке там ещё не поставили. И вообще район жутко депрессивный, самая настоящая задница. Хотя сам Псков мне понравился. Город был практически полностью разрушен в войну, так что его застраивали заново. Из всех жителей в живых на момент освобождения города осталось 500 человек. Зато в окрестностях города немцы создали два огромных концлагеря. Это всяким там "мальчикамколям" на заметку.
Итак, Псков. Из депрессивного Любятова я уехала на автобусе №14. Он идёт до самого Кремля. Желудок к тому времени уже пел голодные рулады, так что имело смысл поискать где поесть. Место нашлось само и называлось оно "Кафе-едальня Башня". Реально в башне Кремля. Внутри кладка стен, по стенам луки, мечи, снятый со шпиля штандарт. Подача блюд интересная: на деревянных кругляшах, накрытых бумагой для выпечки. Салат, блины со сметаной и чай с имбирём обошёлся мне в 470 р. После этого уже можно было идти гулять. Билет в музей стоил 200 р, а в сам Кремль вход бесплатный. Псковский Кремль это, по сути, новодел. Потому что тот, исторический Кремль, "Довмонтов город", или Кром, был почти полностью разрушен в войну. Уцелел только Троицкий собор. Его рискуя жизнью успели спасти наши солдаты по личному указанию Сталина.
Музей в Кремле оказался  маленький, даже если не особо спешить, обойти его можно где-то за пол-часа.
Мало кто знает, что кроме Господина Великого Новгорода был ещё Господин Великий Псков. Территория его владений была поменьше и он был приграничной крепостью, форпостом русских земель на западе. Первая русская святая - Равноапостольная княгиня Ольга была родом из Пскова. Насчёт её происхождения мнения историков расходятся: одни считают её дочерью знатного боярина, другие - простолюдинкой, дочерью перевозчика через реку. Замуж за Игоря, по некоторым сведениям, её выдали в 10 лет. Игорь был ненамного старше. Но наиболее заметную роль в истории Пскова сыграл князь Довмонт. Довмонт был родом из соседней Литвы и в крещении получил имя Тимофей. О его происхождении тоже ведутся споры. одни считают его сыном Миндовга, другие опровергают это и называют его отцом другого литовского князя - Тройденя. Неизвестно точно так же, на ком был женат Довмонт. Одни утверждают, что на сестре супруги Миндовга, но тогда выходит, что он женился на собственной тётке, другие летописи называют его женой сестру Наримонта. На Русь, во Псков, Довмонт прибыл в 1265 году. О появлении Довмонта в летописи содержится достаточно короткая запись. В писании говорится, что Войшелк захватил Литву, а брат его бежал с дружиной. Там, во Пскове Довмонт принял крещение. Прославился Довмонт именно как ратник и защитник земли Русской, все его походы были удачны, он не проиграл ни одной битвы, умер Довмонт во время эпидемии в 1299 году. К числу потомков легендарного князя относится и Александра Коллонтай. Её девичья фамилия была Домантович и в своих воспоминаниях она рассказывала, как во время приезда её отца с семьёй во Псков в городе звонили все колокола.

    Мощи св. блгв. кн. Довмонта находятся в Троицком Соборе.
Первая, деревянная церковь Св. Живоначальной Троицы была поставлена во Пскове ещё по приказу княгини Ольги. Каменную церковь построили в 1682-99 гг. Строила храм артель под руководством некоего мастера Кирилла. В числе святынь храма мощи святых благоверных князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, мощи блаженного Николая Салоса, мощи преподобномученика Иоасафа Снетогорского, частица Покрова Божией Матери, Чудотворная икона Святая Троица с деяниями, чудотворная икона Чирской Божией Матери, чудотворная икона Псково-Покровской Божией Матери, мироточивая обновившаяся икона великомученика Пантелеимона, икона святой равноапостольной княгини Ольги.
В собор я попала, но увы - долго мне там пробыть не удалось. Храм закрывается в 18-00, а я пришла без десяти шесть. А вообще - в такую церковь надо приходить на службу. Вот есть такие церквушки, где хорошо молиться уединённо. Когда нет службы, когда мало прихожан. А есть такие храмы, куда именно на службу надо приходить, чтобы понять и прочувствовать. Троицкий собор такой.

  А ещё я немного побродила по территории Кремляи наткнулась на "лучный тир". За умеренную плату там можно пострелять из луков и арбалетов.Из двух выстрелов один "в молоко", зато второй хоть и не в яблочко, но в мишень попала. Вот только на стену забраться нельзя. Не пускают. А жаль. Вид оттуда просто сказочный!

   Позвонила мама. Попросила, чтобы я не ночевала во Пскове, а ехала лучше домой. Ну мама - такая мама...
   Я купила сувениры в киосках рядом с Кремлём и двинула на вокзал, больше для очистки совести. Я как-то не сильно верила в то, что смогу сегодня уехать хотя бы до Луги. Так и оказалось - поездов на вечер не было, а на "Ласточку", которая идёт в Питер в 6 часов утра, не было билетов.
- Ну ладно! - сказала мама, когда я ей поведала эти новости.
А я пошла искать хостел. "Букинг" выдал мне целый список адресов, из коих я выбрала три: один оказался практически рядом с вокзалом - наискосок через дорогу, Вокзальная 26, хостел "Счастливый случай", второй был далековато, нужно было возвращаться почти до Кремля, а третий тоже недалеко от вокзала - на улице Яна Фабрициуса 14. Хостел "Древний Псков".
В "Счастливом случае" мест не оказалось, да и попасть туда было весьма проблематично: я не сразу сообразила, что нужно, оказывается, звонить по телефону, который указан на вывеске у входа. Тогда тебе откроют дверь, или же скажут код домофона. Хм. Однако, какие сложности.
И я потопала на Фабрициуса.
Что за Ян такой Фабрициус? - думала я, - С одинаковым успехом так могли звать и какого-нибудь революционера, и средневекового алхимика... Не знаю, как кому, а мне вариант с алхимиком кажется более симпатичным.

  Хостел нашёлся быстро, места были и встретили меня там почти как родную. Ночь в комнате на 8 человек обошлась мне в 500 рублей. Было нас там всего двое - я и ещё одна женщина из Мурманска, приехавшая решать свои дела. Точнее - дела своего погибшего сына. Сын у неё был псковским десантником, воевал в Сирии, а погиб нелепо уже дома - по дороге в отпуск попал в аварию. У неё было двое сыновей и оба погибли. А теперь расскажите мне, какие у вас печальки, ребята. По-моему, самое страшное - это пережить своих детей.
Половину ночи откуда-то издали слышались автоматные очереди. Наверное, псковские десантники поехали на ночные стрельбы.

  Утро выдалось серенькое и сырое. Всю ночь шёл дождь, но было тепло.
Вместе с нами в хостеле ночевали какие-то иностранцы. Оказалось - чехи, путешествующие по России на машине. Причём к нам они ездят уже не первый год и успели побывать много где - и на Кольском полуострове, и в Ростове-на-Дону, и ещё где-то. Два мужика и с ними тётка-гид из наших. Причём один ночевал в комнате, а второй в машине - боялся, чтоб не угнали.
  Я позавтракала бомж-пакетом, собрала рюкзак и вышла. Обратно предстояло тоже ехать автостопом. Я опять добралась до Любятова на автобусе, прошла пешком за железнодорожный переезд и стала стопить. Первыой машиной оказался джип "Тойота-Лендкрузер" до поворота на Порхов. Я подумала, что до Питера машин будет больше - сменю три-четыре. Так и вышло, кстати. Интуиция - великая вещь.
Вторым был дедуля до поворота на какую-то деревню. Он высадил меня у отворотки на глухую лесную дорогу и оттуда я быстро ушла на фуре с литовскими номерами километров на 10.
Ну почему все задают один и тот же идиотский вопрос: "Ты не боишься?"
Если бы боялась - сидела бы дома! Хотя и дома можно, например, упасть с кровати и свернуть себе шею. На фуре, всё-таки хорошо ездить. В качестве пассажира.
А потом я долго шла пешком. Дорогу ремонтировали и я прошла через этот участок. На этот раз стоять пришлось долго. Впереди было ещё несколько участков, где шёл ремонт и водители гнали, стараясь проскочить побыстрее. Наконец остановилась "Лада" с белорусскими номерами. Водитель ехал в Сортавалу и сказал, что довезёт меня только до питерской объездной.
В дороге мы то слушали музыку, то разговаривали. В Белоруссии, по его словам, тоже всё было не так карамельно и прянично.
- Думаешь, мы от хорошей жизни к вам на заработки ездим? У нас усё дорого, а зарплаты на ваши деньги - тысяч 10-15. Да ещё надо работу эту найти. Даже те продукты, которые к вам везут, на ваши деньги дешевле, чем у нас.
- Ну белорусская "молочка" дорогая. - сказала я, - Да и мясо тоже.
- У вас наши продукты дешевле, чем у нас!
Я удивилась.
- Я в Сортавале работаю посредником. - продолжал водитель.
Посредником чего я так и не поняла.
Три месяца ишачу, потом у меня две недели выходных. Я домой еду. Но зато на эти деньги у нас жить можно. Всю промышленность развалили. Все заводы закрыли. Телевизоры в советское время выпускали - "Горизонт".
- Был у нас такой! - вспомнила я, - Хороший телевизор был.
- Завод недалеко от нашего города был. Всё закрыли.
Я подумала уже в который раз, что от развала СССР, как ни парадоксально, больше всего выиграла Россия. У нас хоть тоже не сироп и не сладкий пряник, но жить можно.
Водитель спросил, была ли я в Белоруссии. Я ответила, что нет, зато дочки мои ездили в Брест. Потом разговор как-то сам съехал на Украину. Водитель принялся крыть матом Порошенко и компанию. Укропитеки ухитрились и с батькой Лукашенко отношения испортить. Потом опять принялся рассказывать про жизнь в Белоруссии. И про Сортавалу, где, оказывается, половина населения - тоже из Белоруссии. Кто-то приехал сразу после войны, когда эти территории окончательно отошли к СССР, кто-то уже после развала Союза в 90е.
Он довёз меня до автобусной остановки на Пулковском шоссе и высадил. А оттуда я уже на 187 автобусе до Московской доехала.