Конкретинизм

Зуев Андрей Яковлевич
КОНКРЕТИЗМ - КОНКРЕТИНИЗМ

(продолжение реферата-доклада "понятие абстрактное и конкретное")
      
       Абстрагирование (диалектическое) – приём конкретного упрощения объективного (социального)  мира, которое помогает ему усложняться (развиваться), в результате чего мир становится более понятным и всё более конкретным в своей спокойной простоте. Научные философские категории «абстрактное» и «конкретное» необходимо отличать от мнений вульгарно-абстрактных и вульгарно-конкретных. Примеров формальной абсолютизации «абстрактного» и «конкретного», которые можно было бы обозначить терминами «абстракционизм» и «конкретинизм», в различных словарях обнаруживается великое  множество.

       Уважаемому читателю, конечно, ясно, что предложенный мною термин «конкретинизм» - нарочито-язвительный, хотя по смыслу и отличается от созвучного с ним медицинского термина «кретинизм», но (я лично думаю), что-то от последнего в нём всё же есть.  Всякое понятие в формальной логике может быть абсолютизировано, тем самым, доведено до абсурда. В  философии  такие понятия обозначаются специальными терминами, к примеру «объективизм», «субъективизм» и «релятивизм».  Оба термина – «абстракционизм» и «конкретизм» - вполне прижились в аналитической психологии и критике изобразительного искусства.
 
КОНКРЕТИЗМ это: (Concretism; Konkretistik) — определенная специфика мышления или чувства, характеризующаяся архаической (древней, устаревшей) природой рефлексии (отражения) – вульгарно-абстрактным восприятием и мышлением. Эта форма чувственного восприятия и мышления неспособна к  дифференциации - различению отдельных частей (моментов – А.З.), свойств и форм единичного предмета исследования,-  основана всецело на сенсорном (чувственном) восприятии и формально абстрактном мышлении, что  составляет противоположность как «абстрактному», так и «конкретному».

Нижеследующий текст представляет собой основательно переработанную мной статью В.В. Зеленского о конкретизме. - Андрей Зуев.

 «Конкретизм» - такое  понятие, которое обозначает то, что не конкретно,  не абстрактно, не обособлено и не мыслится само по себе. Оно выражает недифференцированное восприятие,которое еще застряло в чувственно опосредованном созерцательном материале.   Оно вращается исключительно среди  понятий и объектов перцепции (восприятия), и оно постоянно взаимодействует с ощущением.

 Перцепция (от лат. perceptio — восприятие) — процесс непосредственного активного отражения (восприятия) когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п.
Когнитивная сфера – понятийный аппарат и механизм высшей нервной деятельности человека, связанный  преимущественно с деятельностью коры больших полушарий мозга.
 
        Мысль  человека, не владеющего философским знанием, не имеет обособленной самостоятельности, но привязывается непосредственным ощущением к материальному явлению. Точно так же как и чувство его никогда не бывает свободно от своего сенсорного контекста, так и неразвитое мышление всегда соотнесено с ощущением. Самое большее, куда оно поднимается, это уровень аналогии. Мышление и чувства такого человека основаны на непосредственном восприятии (ощущении) и лишь немногим отличаются от него. Поэтому конкретизм и является  архаизмом – устаревшим способом рефлексии (отражения).
 
       Конкретизм мышления состоит в неспособности мыслить что-нибудь иное, кроме чувственно опосредованных фактов, обладающих непосредственной созерцаемостью, или же в неспособности отличать субъективное чувство от ощущаемого объекта. Конкретизм есть смешение мышления и чувства с ощущением. Конкретизм требует, чтобы предмет мышления и чувства был всегда в то же время и предметом ощущения. Это смешение мешает дифференциации мышления и чувства и удерживает оба психических процесса в сфере ощущения. Отсюда возникает преобладание фактора ощущения в психологической (мировоззренческой) ориентировке.

       Отрицательная сторона конкретизма состоит в прикрепленности психической функции к ощущению. Так как ощущение есть восприятие физиологических раздражений, то конкретизм или удерживает функцию в сенсорной сфере, или постоянно приводит ее обратно туда. Этим создается чрезмерная привязанность психических функций к органам чувств,  что препятствует  самостоятельному мыслительному процессу, поскольку преимущество отдается фактам, поставляемым органами чувств. Правда, такая ориентация имеет и свою ценность в достоверности признаваемых фактов, но не в смысле их истолкования и их  конкретного отношения к социальному бытию.

        Конкретизм ведет к преобладающему значению фактов, и тем самым к подавлению свободы абстрактного мышления, дающего преимущество движению конкретного, действительного, объективного процесса развития социальной действительности. Но, так как мыслительный процесс человека определяется не только физиологическими раздражениями, но и  другими, внешними факторами, которые бывают иногда противоположными чувственному восприятию, то конкретизм вызывает проекцию чувственных ощущений на внешний фактор.   Так и происходит  переоценка «голых» фактов, быть может, точно так, как у первобытного человека.

 Статья о конкретизме В.В. Зеленского в словаре по аналитической психологии (М.: Б&К. В.В. Зеленский. 2002) была мною основательно переработана применительно к понятиям социальной философии. – Андрей Зуев (комментарий мой).

       Состояние экономики современной буржуазной России (стагфляция) – яркий пример и результат конкретинизма руководства Российской Федерации и его экономического блока, возведённого в принцип. Архаичная капиталистическая модель российской экономики с ультралиберальной парадигмой (догмой) свободного и глобалистского рынка давно себя изжила, гниёт вместе с обществом и приближается к своему концу. Известный американский экономист, лауреат нобелевской премии по экономике Джон Кеннет Гелбрейт назвал экономические реформы в России глупостью и подлостью.

       Руководители страны мыслят категориями, связанными   с непосредственным ощущением запаха денег и вкуса наживы.   Они игнорируют обобщающие теоретические исследования в политэкономии К.Маркса, не приемлют величайшие достижения Высшей теории Общественного Развития – марксизма-ленинизма, боятся идеологии – стройной системы научных взглядов на мир, человека и общество, всячески препятствуют распространению в обществе истинной конкретной идеи, развивающей экономику.

       Правление Путина и Медведева войдёт в историю российского государства и запомнится ужасающе-позорным обнищанием населения,  беспрецедентным вымиранием российского народа. Впрочем, отрицать и кое-какие положительные моменты в руководстве страной, которые всё же есть, было бы неправильно.