Его длинный путь к своему Богу

Олег Ксюк
               

    Несколько лет тому назад острой болью напомнил о себе мой запущенный радикулит, и пришлось на некоторое время лечь в больницу. В небольшой палате, куда меня поместили врачи, лежал поп Михаил. Я родился и вырос в Советском Союзе, поэтому нет ничего удивительно в том, что был атеистом. Библию, конечно, читал, но только ради любопытства и чувством преклонения перед главной святыней христианства не проникся. Более того, меня никогда не покидало недоумение – как древнееврейские легенды Старого и Нового Завета, по содержанию далекие от здравого смысла, современные взрослые умные люди могут воспринимать как Божье Откровенье? И мне всегда представляло большое удовольствие спорить с благоговейными почитателями Святого Писания. А, оказавшись рядом со священнослужителем, не мог отказать себе в удовольствии – завязать с ним разговор и подзадорить его на словесное состязание, которое начал с вопроса:
    - Скажите, пожалуйста, вы действительно полагаете, что был всемирный потоп?
    - Нет, конечно. – ответил он.
    Честно сказать, я был озадачен (а точнее сказать – ошарашен) ответом своего нового знакомого. Обычно все верующие пытались доказать мне, что Ной и его семья исторические личности, и ковчег-зоопарк не досужая выдумка. А некоторые с них, в подтверждение своих слов, рассказывали, что один с высокопоставленных служителей христианского культа преподнес в дар украинскому президенту Кучме кусочек древнего судна. И событие это транслировалось по телевидению. А тут, вдруг, такой ответ! И от кого? – от священника! Поэтому я не мог не спросить его:
    - Неужели, не веря библейским сказкам, можно стать батюшкой?
    - Моя вера овеяна библейскими легендами, а не сказками. Всяческая вера покоится на легендах. Вы верили в свое время в построение коммунизма?
    - Верил.
    - Вот видите, ваша вера взбадривалась легендами, рассказанными потомкам Карлом Марксом, о возможности построения светлого будущего на земле не божьими, а человеческими руками.
    И не дав мне времени на обдумывание утверждения, что основатель научного коммунизма был сказочником, поп спросил:
    - Вы влюблялись когда-нибудь?
    - Что было, то было
    - И девушку, которую вы боготворили, представлялась вам умной, красивой, доброй, мудрой, рассудительной и без всяких душевных изъянов возвышенным существом. Но в жизни таких людей не бывает. И вы, это хорошо зная, все равно стремились на встречу с предметом своей симпатии. Легенды постоянные спутники жизни человека. Особенно они нужны нам в переломные моменты нашей жизни. Поэтому, например, ни одна война не обходится без них. Так нам от времен татарского ига досталось прекрасное поэтическое предание о подвиге Евпатия Коловрата, нагнавшего ужас на врагов, которых не удалось победить. Много красивых легенд оставила нам Великая Отечественная война. И мне непонятны люди, пытающиеся опровергнуть их.
    - И все же, - не согласился я со своим собеседником, - нельзя строить веру на легендах.
    - Моя вера не строится на легендах, она только облагораживается ими
    - А что же тогда лежит в основе вашей веры?
    - Однажды, один человек спросил Иисуса Христа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». И он ответил: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать». А потом добавил: «Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах. И приходи, последуй за мной, взяв крест». Если вы заметили – Иисус Христос не сказал, что нужно покланяться Библейским легендам.
    - Ну-у-у, - не мог я удержаться от ехидного замечания, - наши священники что-то не торопятся расставаться со своим имуществом, хоть и считают себя учениками Иисуса Христа. И очень даже зажиточно живут. А некоторые с них настолько разжирели, что уже физически не в состоянии взять крест и последовать за своим учителем.
    - У каждого свой путь к Богу.
    - Я атеист.
    - Атеизм тоже вера. Никто же с научной достоверностью, опираясь на математические формулы, не может сказать: Бога – нет. Значит, ваше неверие нужно причислить к одному из большого множества верований, существующих у людей
    - Как вы пришли к своему Богу? – поинтересовался я в странного собеседника.
    Доказывать ему, что атеизм  - это не одна из разновидностей веры, явно было пустой тратой времени. И он поведал мне непростую историю своей жизни:
    «Путь мой к Богу был долгим и не легким. Я, как и вы, родился в Советском Союзе, но, в отличие от вас, рос в богатой семье партийного функционера. С самых пеленок  родители и домашние работники во всем угождали мне, что не могло не выработать в моем сознании представление о себе, как о человеке особенном, которому позволено больше, чем всем остальным «простым смертным».
    В юном возрасте у меня начались романтические встречи с девушкой с «обыкновенной» семьи, и с простым, как считали мои родители, именем – Дуня. Она хоть и нравилась мне, но всегда в моей голове таилась подспудная мысль, что дочь бедных родителей должна быть мне благодарна за внимание к ней. И, однажды, в машине, прямо на обочине большой шумной дороги я решил силой овладеть ею, считая при этом, что так сделаю своей симпатии большое одолжение. Девушка сопротивлялась, как могла, но безуспешно. Что она, маленькая худенькая девочка, могла противопоставить сильному молодому парню? Прошло уже много лет с тех пор, а я как сейчас вижу ее, полные слез, глаза в которых застыл ужас, боль, обида, тоска, протест против свершившегося надругательства над личностью. Я много сделал в жизни нехороших поступков и теперь, на старости лет, они, словно сговорившись, собрались все вместе, и поселилась в моей голове. А потом поочередно постоянно дают о себе знать. Сижу ли я в туалете, или за обеденным столом, или исполняю службу, или готовлюсь ко сну, они нет-нет, да и напомнят о себе в такой неприкрытой безжалостной форме, что хочется выть. И тогда только молитва спасает меня от безумия.
    После изнасилования Дуня не захотела больше встречаться со мной. А я и рад был такому повороту событий - вокруг столько красивых женщин и всех их хотелось обольстить.
    Потом распался Советский Союз, и настало раздолье для мошенников, жуликов и бандитов. Много тогда я, с такими же бессовестными друзьями как сам, обманул людей. Мы и фиктивные «пенсионные фонды» открывали, куда наши граждане вкладывали свои трудовые сбережения, надеясь таким образом обеспечить свою безбедную старость. И за бесценок скупали квартиры, и даже целые предприятия, а потом их выгодно перепродавали, и многого другого делали такого, за что мне до сих пор стыдно.
    За одну из финансовых авантюр я был задержан правоохранительными органами и на три года отправлен в исправительно-трудовую колонию общего режима. Там с удивлением узнал, что почти половина людей, находящихся за колючей проволокой, отбывают наказание за преступления, которые не совершали. Так впервые, сам не знаю – почему? - у меня появилось желание помогать семьям, незаконно осужденных людей.
    После выхода на волю, занялся сбытом наркотиков. Это очень прибыльное дело. Но, продавая зелье для искусственной эйфории другим, не заметил, как сам пристрастился нюхать героин. Через некоторое время зависимость от наркотиков испугала меня. И, чтоб избавиться от нее, начал лечиться. Для этого пришлось лечь в один из реабилитационных центров.
    И там, однажды, ночью, когда я к счастью для себя не спал, в палату тихо вошла женщина и, набросившись на меня с поясом от платья, начала давить. Я, конечно, скрутил руки убийцы и уже хотел позвать охранников лечебного заведения, чтоб передать ее им, но, когда  вгляделся в лицо незнакомки, то, к большому своему удивлению, узнал в ней… Дуню. Мое желание - отдать ее в руки правосудия, мгновенно пропало. Подождав пока женщина успокоиться, я начал расспрашивать – как она попала на территорию хорошо охраняемого объекта, и почему решила убить меня? Придя в себя, Дуня рассказала, что ее, уже взрослую, дочь какой-то молодой человек «посадил» на наркотики, и по ходу своего рассказа призналась, что несчастная девочка была и моим ребенком, зачатым насильственным путем на обочине трассы. Мать уговорила дочь лечиться в реабилитационном центре, и сама неотлучно находилась рядом с ней. А когда, чисто случайно, в одной из палат она увидела меня, то решила отомстить источнику всех своих бед. Это был акт яростного безрассудного отчаяния, зревшего долгие годы полных лишений.
    Попытку Дуни - убить меня, я воспринял как предупреждающий сигнал Небес о том, что жизнь моя лишена всяческого смысла. Было такое чувство, словно могучая неведомая сила ткнула меня, как шкодливого котенка, носом в дерьмо и сказала: нюхай плоды своих трудов!
    Я начал оказывать материальную помощь всем людям, которые лечились от наркотиков, и попал в странную ситуацию – одна моя рука продавала людям, ядовитое зелье, а другая - протягивала им деньги на  лечение от него. И так продолжалось непозволительно долго, хоть двойственная жизнь моя меня раздражала. Дело в том, что просто так покинуть криминальные структуры практически трудно, и нужно для этого обладать недюжинной смелостью. Каждый человек, имевший неосторожность оказаться в злодейской шайке, попадает в безжалостные отношения  круговой поруки со своими пособниками, которые нелегко разорвать. Но и эта, не знающая пощады, скрепленная общими нехорошими деяниями взаимозависимость еще не самое страшное зло, стоящее на пути раскаявшихся преступников к их нормальной, общечеловеческой жизни. Люди, настроенные на постоянное незаконное обогащение, не прощают своим помощникам в преступных замыслах даже намека на их попытку – перестать «работать». Они воспринимают это как предательство, за которое нужно карать смертью.
    Я все время искал выход из создавшегося положения. Наконец мне посчастливилось одному, умершему на свалке, бомжу подбросить свой, а себе присвоить его паспорт. Так мне удалось сменить и фамилию, и свою дальнейшую судьбу. После этого я проучился пять лет в духовной семинарии, женился и прошел обряд таинства рукоположения в священнослужители».
    - Вы женились на Дуне? – поинтересовался я.
    - Нет. От материальной помощи она не отказывалась, а стать женой не захотела. После изнасилования моя бывшая симпатия не смогла перебороть своего презрение ко мне. Женился я на другой женщине, но наш брак просуществовал не долго. Матушка не хотела мириться с тем, что я не пытался создать ей обеспеченную жизнь, на которую она рассчитывала, выходя за меня замуж. А вторично попам жениться нельзя.
    - И теперь вы шествуете к своей вечной жизни в гордом одиночестве? – не смог я удержаться от своего вопроса в язвительно-шутливой форме.
    - Никуда я не шествую. Просто смыслом моей жизни стало - давать помощь тем, кто в ней нуждается. И я не одинок в своих стараниях. Ко мне приходят и верующие, и неверующие и дают деньги на добрые дела.
    «Конечно, - подумал я, - редко какая женщина стерпит, что ее мужу люди  приносят деньги, а он ей не хочет даже шубу купить». Но этого попу говорить не стал, а только спросил:
    - И много хороших дел вы совершили?
    - Хороших дел много не бывает.
    - А зачем вы занимаетесь благодеяниями? Вы рассчитываете на божью благодарность и на вечную жизнь на небе?
    - Нет, нет, нет! Я не воспринимаю Бога как существо, которое будет меня за что-то хвалить. Для меня Бог - это Слово и Дух.
    - Как вы пришли к такому странному пониманию Бога?
    - Это не странное понимание Бога. Так сказано о Всевышнем в Евангелии от Иоанна. И я полностью проникся этой, мне понятной, истиной. Слово и Дух нужно понимать как животворную сущность, охватывающую весь мир. Она помогает мне в работе. Не редко в разговорах с богатыми спонсорами, явственно чувствую, что моими устами говорит кто-то другой - более умный, более мудрый, и более сильный. А, однажды, произошло чудесное мое спасение от смерти. Как-то рано утром я шел по безлюдной улице, и на меня напала стая бродячих псов. Помощи не было откуда ждать. И, вдруг, с придорожных кустов выскочила огромная овчарка. Она с громким лаем набросилась на беспризорных животных, и разогнала их. Разве это не чудо? 
    Странное дело – впервые в жизни мне не хотелось спорить с верующим. Ну, нашел человек пристанище для своей беспокойной души, зачем же пытаться его разрушить?
    На следующий день моего соседа по больничной койке, врачи признали выздоровевшим и выписали домой. А через полгода я узнал, что он был отравлен. «Кто мог мстить человеку, всему себя посвятившему служению людям?» - подумал я тогда. И, выбрав свободную минуту, поехал к знакомому следователю Семену Петровичу Соснину, чтоб узнать от него подробности гибели отца Михаила.
    Оказалось, что отравление священника не было чьей-то местью. Это был результат недоброжелательных  действий со стороны его бывшего пособника по продаже наркотиков Пети Курдюкова. Он присутствовал на венчании сестры своего хорошего знакомого, и, увидев священника, совершавшего обряд церковного бракосочетания, узнал в нем, считавшегося мертвым, бывшего члена его банды. Гнев и возмущение, словно океанская волна, накрыла злодея: «Кошмар - бабник, карточный шулер и наркоторговец в святые отцы записался! Посчитал себя умней других! Непорядок! Не только меня, честного жулика, а Самого Бога решил обмануть! Терпеть такую наглость нельзя! Нужно оборотня поставить на место». И он принялся разрабатывать план по выводу «на чистую воду» своего «хитроумного» приятеля. 
      В один из теплых осенних дней в гости к отцу Михаилу пришел Курдюков. Он не стал скрывать, что узнал старого друга и начал врать, что хочет покончить со своим темным прошлым и стать на путь истины.
    Растроганный до глубины души благородными намерениями гостя, хозяин дома поставил на стол две кружки зеленого чая и принялся вести с ним дружеский разговор. Но он не заметил, как в его посудину с тонизирующим напитком «кающийся грешник» высыпал горсть снотворных таблеток.
    Священник быстро уснул во время беседы. Гость раздел попа, потом по телефону вызвал к нему трех знакомых проституток, бывшую жену и двух корреспондентов местной газеты. Он рассчитывал, что журналисты и матушка, увидев голого отца Михаила в окружении женщин легкого поведения, устроят громкий скандал, и поп лишится своего сана. Но Петр перестарался и всыпал много таблеток, вызывающих сон, в кружку с чаем своему бывшему товарищу по криминальной «работе», и тот умер.
    Суд приговорил Курдюкова к девяти годам лишения свободы. Но отвратительных типов, которых коробит стремление людей покончить со своим нехорошим прошлым, от этого меньше не стало. А жаль.
.