Любимый учитель - М

Григорий Сухман
Известие о его смерти застало Аду врасплох, повергло в шок, было неожиданным, а главное - она сразу решила, что причина преждевременного его ухода из жизни - разлука с ней, что именно она "помогла" на 68-м году жизни извести известного всей необъятной державе учителя истории Григория Задонского. 20 лет связи даром не проходят никому! И это была ИХ связь, связь их сердец, хотя разница в возрасте составляла 20 лет! Правда, осталась, хранилась с благоговением пачка писем от него в Израиль: ей, её мужу и сыну. Всё таки в сочетании "Любимый учитель" этот человевек был для неё больше просто любимый, чем учитель, а она стала для него со временем не просто любимая ученица,а избранницей, платонически любимой, без всегда подозрительных кавычек.

Когда в шестом классе к ним на урок истории вошёл, опираясь на клюку, тридцатитрёхлетний мужчина, это мало кого удивило - после недавней войны много людей было искалечено. Но, во-первых, мужчина, во-вторых - молодой, в третьих- интересный во всех отношениях, а уж преподаватель - точно от бога. Класс замер в ожидании чуда. И оно произошло! Девчонки в него влюбились поголовно и моментально, без исключения, на ближайшей переменке обсуждая все его замеченные свойства. Известно, что материалистическое понимание истории в те времена жёсткого контроля и жестоких наказаний за "уклонение от генеральной линии КПСС" обязало говорить только то, что соответствовало программе. А тут - живая речь о человеческих отношения полторы тысячи лет назад! Оказалось, и тогда жили люди, а не рабы да колоны с их эксплуататорами, герцогами всякими...

...Когда он по снегу выползал к своим после тяжёлого ранения в ногу в 18 лет, как он потом признавался, компасом было - просто попасть к своим и передать правду об этой, единственной жизни, детям. Потом Григорий не раз рассказывал об этом Аде, как выжил и что перечувствовал в те страшные дни и ночи. Фронтовик прошел с десяток операций, закончил университет и, пойдя учительствовать в обычную школу, на рубеже 50–60-х годов, от отчаяния и безысходности  осознал, что больше так жить и работать не может, что нужен прорыв из буден во что-то иное. Надо просто вспомнить, что в стране совсем недавно бурлило "дело врачей", в результате которого все вредители, люди "неправильной национальности" должны были загреметь в ссылку... Сталин умер, не приведя свою задумку в реальность, когда обязан был спасти от разгневанной толпы ЭТИХ врагов советской власти и славного ркководства, но Задонецкий принадлежал как раз к "врагам" по рождению, с 5-м пунктом в паспорте СССР. Фронтовик попытался напрячь все силы, чтобы одолеть судьбу. И он нашёл нетривиальное решение: придумал написать учебник по истории! Да ещё подать его на конкурс и...выиграть его! Обойдя всех академиков, институты марксизма-ленинизма с профессорами и просто неглупых недругов. Да, это было землетрясение: школьный учитель написал учебник по истории средних веков, признанный лучшим из всех представленных проектов!.. Эта книжка выдержала 25 изданий, получила через 8 лет после выхода Государственную премию СССР. В течение десятков лет по ней будут учить историю ученики Гаваны и Варшавы, Праги и Пхеньяна, Улан-Батора, и, конечно, всего Советского Союза. Вот уж действительно,"недоразумение" в советской школе, "роль личности в истории"... Средних Веков. Странных и непонятных.

Вопросы и ответы помалу, с течением времени, перетекли в сферу других интересов, ученица и учитель стали общаться в куда менее формальной обстановке. Адочка проявила незаурядные таланты в музыке, прошла конкурс в училище по классу скрипки, рассказывая о своих достижениях в избранном поприще и  Задонскому своему. Да что рассказывая! Показывая! Практически ежедневные разговоры по телефону о смысле жизни человека, его месте в системе природа-творение, обсуждение о планов на будущее не только девушке кружили голову, она стала как бы доверенным лицом этого удивительного учителя и обаятельного человека. Адочка иногда просто играла ему на скрипке - прямо в телефонную трубку, а он с восхищением слушал и нахваливал, и это им не надоедало в течении более 20 лет. Знали члены обеих семей об этом романе? Конечно! Но что они могли делать, кроме прикрыто ревновать, делая вид, что ничего криминального, собственно, не происходит. Так и жили: девушка, студентка, мама - и Учитель, возле всех остальных родственников и знакомых, не стесняясь чувств.

  Адочка взрослела, превратилась в девушку, завела семью и сына, а эта платоническая связь никак не хотела прекращаться, более того, с годами только крепла. В то время, как юная скрипачка занималась музыкой вместе с другими талантливыми детьми, любимый учитель проживал в полуподвале старого дома, хотя и в центре города(совсем рядом с её музучилищем!),и Ада находила странным, что её соученица, дочка члена обкома КПСС, жила тоже рядом с местом учёбы, но в светлой и просторной квартире. Слыша об этом вопиющем факте, Задонецкий лишь разводил руками:"Такая эта страна, я лишь культурная прослойка на шее трудящихся!" - сам  факт его не возмущал, кроме того, он стоял в очереди на расширение и получил в конце концов нормальную квартиру на восточной окраине города. Его не могло не заинтересовать место евреев  в современном и прежнем мире. Не раз, сетуя на то, как трудно  добыть необходимую литературу, он делился со своей уже не очень юной музыкантшей впечатлениями о прочитанном по еврейской истории:" Удивительный народ! С ХIII в. раввины выносили галахические решения в Западной Европе, запрещающие бить жён, было введено равноправие в семье и браке. Так что 8 веков небитые жёны – теперь понятно! – в еврейских семьях командуют..." У него самого росла дочка, обожавшая отца и выбравшая филологическую стезю не без его, разумеется, влияния.

Адочка несколько раз даже ездила у нему домой, пообщаться. К сожалению, часто это делать было невозможно, у неё были не старые, но очень больные родители, семья, муж-музыкант и сын - за всем надо было поспеть, уследить, купить продукты, приготовить - и при этом работать в филармонии на полную катушку, деньги-то надо было "пропиликать", иначе - дуля с маслом! Зато в стране - всеобщая занятость, полёты в космос и тучи танков для братских стран, в подарок. Вот там, на заводах, платили вполне прилично, не то что работникам культуры, даже продуктовый паёк давали прямо в цехах, вплоть до перестройки с перестрелкой. Наконец открыли ворота Союза, уставшие люди потянулись за лучшей долей,  Адочка с семьёй тоже уехала в неизвестность. Безумная, абсурдная действительность постперестроечной Украины, неимоверные трудности тамошнего быта и нравов, конечно, наводили  и Задонецкого не раз на мысль об эмиграции. Но для него, при его болезнях и ограниченной подвижности, этот вопрос не мог решиться легко. Болезни наступают, фронтовые раны болят, мучает бессонница, возраст пенсионный. «Иногда во время бессонной ночи мечтаю, чтобы быстрее наступило утро, так как тогда я смогу взяться за работу»- напишет он потом в Израиль своей любимой девочке, пусть и сорока лет. У него открылась язва желудка. С интересом и доброжелательно следил он за тем, как складывается судьба уехавших друзей и знакомых, но сам так и не решился. Ада винила в этом его дочь - он знал, что устроиться словесницей вне России ей не светит, а переучиваться на что-то иное, по её понятиям, была не способна. И ещё она была уверена: свою язву обожаемый Учитель получил из-за неё, ученицы, переживая трудности, с которыми именно она столкнулась по приезде в Израиль, а писала она ему подробности новой жизни регулярно, и письма от него хранила как самое дорогое, что связывало её с Украиной.

В последнем письме Адочке своей Григорий написал о своих планах и замыслах, о работе, сообщил о своей новой книге «Целый мир уложить на странице», посвящённой секретам  лаконичной стилистики в историографии, о своём стремлении  создать интегрированный курс, где средневековая история Западной Европы была бы увязана с историей Руси. И как он там только выживал, в антисемитской атмосфере?!  Его соавтор по учебнику как-то возвращалась из Киева, ещё в советские времена, в одном купе с  заведующим областным отделом народного образования, который спросил у неё: зачем вы взяли  такого соавтора. Та возразила, что  Григорий Задонецкий отличный учитель, глубокий знаток истории, умелый методист…  И пишет отлично: просто и увлекательно. "Он – жид!  –  перебил её  заведующий облОНО. – А мы жидам подняться не дадим!" Ада вздохнула и усмехнулась - государственный антисемитизм цвёл пышным цветом. Даже тут участвует он как "соавтор по учебнику", в то время как её Любимый учитель взял эту даму в соавторы, и все об этом знали - её славянская фамилия сильно облегчала обойти препоны к изданию учебника. Кстати, главы, написанные Задонецким для учебника,  рассказывающие о жизни евреев в средние века, были исключены  Министерством просвещения из текста  и в составленную им программу по истории средних веков не вошли. Это те самые факты, о которых он ей рассказывал!

Примеряя  на  себя судьбу эмигранта, с содроганием написал ей о перспективе, которая ожидала бы его в Германии: «Я себе могу представить такую картину: кладут меня в госпиталь для инвалидов войны, а рядом могут быть эсэсовцы, уничтожавшие евреев, да и просто солдаты бывшие, воевавшие против нас. Пусть даже ничего не скажут, но они будут думать об этом, и я буду думать об этом…  А в Израиле всё же свои люди – и много знакомых и друзей…»
Тяжко жить – тяжко и умирать в эпоху средневековья. Так что же случилось с его язвой? Да ничего "особенного": во время операции, резекции желудка, он не проснулся, умер на операционном столе. Всё так просто! "А в Израиле эту болячку вылечили бы таблетками"- вслух подумала Ада и разрыдалась. Любимого не стало...
16.2.2019