Вспомни о Советском Союзе

Виктор Шулепов
Вспомни  о   Советском  Союзе
    О причинах разрушения Союза Советских Социалистических Республик в 90-ые годы прошлого столетия написано уже много газетных публикаций, исследований и даже литературных произведений. Наиболее полным, можно сказать, энциклопедическим исследованием  советского общества до и в процессе разрушения является книга С. Кара-Мурзы «Советская цивилизация» (М.: Алгоритм, Эксмо, 2008). В книге на более чем тысяче страниц приведено множество фактов, ссылок на документы, сотни фамилий широко и малоизвестных  российских и зарубежных деятелей разных направлений, освещающих вопросы экономики, политики, идеологии в СССР. Казалось бы множество доводов, документальных фактов, подтверждений и опровержений должны выкрисстализовать одну или несколько причин разрушения. Но этого пока сказать нельзя. Порой складывается впечатление искусственности происходящих 25 лет назад событий: де – юре страны нет, а фактически она есть. И это вновь толкает на путь поиска причин разрушения.
    Мы не ставим задачу чего - то списать, переписать, повторить. С позиции прошедших  уже более двадцати пяти лет кое – что вырисовывается более выпукло, становится более объективным и понятным. Сегодня на телевидении почти ежедневно проводятся дискуссионные шоу («право знать», «право голоса», «вечера …), на которых обсуждаются актуальные проблемы мировой политики. При этом почти всегда вспоминается Советский Союз, его сила, авторитет, место в мире  в 20-ом веке. Участники дискуссий, кто откровенно, кто сквозь зубы касаются главной движущей силы в истории человечества – борьбы за существование.
   Следует сказать, что борьба за существование для всего человечества на планете Земля приобретает пессимистическую окраску в силу далеко не безграничных природных ресурсов на планете. Научно – технический прогресс настолько «вооружил» человека энергией, извлечён-ной из недр планеты, что человек несколько «забылся», где он живёт, и мыслит себя властелином Космоса. Как бы не хотелось прогнозировать печальную судьбу человечества, но приходи-ться, именно с заявленной темой. Дело в том, что социализм, как общественно – экономическая формация, является наиболее рациональным, экономичным общественным строем  в эпоху научно – технического прогресса. Этот тезис ещё предстоит развить общественным наукам. Мы же с эти позиций попытаемся объяснить причины разрушения Советского Союза.
    Историческая наука изучает существование государства как целостной единицы во взаимоотношениях с соседними государствами. В этом плане России с самого начала «не повезло». Последние столетия Россия постоянно защищается, отстаивая своё право на существование. Двадцатый век был особенно жестоким. О причинах (зачинщиках) 1-ой мировой войны и месте в ней России очень убедительно сказано в книге С.Кремлёва «Запад против России» (М.: ООО «Издательство АСТ», 2003). С большим историческим охватом эта тема освещена  и в книге С. Кара-Мурзы «Советская цивилизация». О 2-ой мировой войне, агрессии Европы против Советского Союза в 1941-1945 годы написано множество документальных и художественных произведений.
    На более раннем историческом этапе отношения в христианском мире (католицизм и православие), между Римской империей и Византией,  рассмотрены в книге Г.Катюк  «Запад и Русь: истоки противостояния» (М.: Алгоритм, 2016). Вот небольшая цитата из этой книги. «Место религиозных ценностей, занимают теперь ценности материального плана, и рационализм пришёлся здесь как нельзя кстати. Только вот направленность экспансии почти не изменилась. Её вектор, как и прежде, направлен в сторону Византии, точнее, в сторону одного из наиболее непосредственных и точных воплощений её самого позднего варианта – России» (с. 251). Как видно, Европа с давних времён «висела» мечом над Россией. Таким образом, внешние силы, заинтересованные в разрушении СССР,  очевидны. Для западного мира, что  царская Россия, что Советский Союз, были врагом, врагом остаются и сейчас. Рассмотрим некоторые внутренние причины.
    В борьбе за существование люди, в отличие от животных, пошли путём расширения  своих потребностей. Это позволял сделать их разум. Технический, а затем научно – технический прогресс стал главным направлением такого расширения. Расширение потребностей обеспечивает социальный прогресс общества. Внутри капиталистического государства постоянно идёт борьба между собственниками средств производства, юридическими и физическими лицами за присвоение большей доли прибыли. В рыночной экономике борьба за существование реализуется в форме конкуренции, в основном, для удовлетворения жизненно – необходимых потребностей. Социальный прогресс – явление значительно шире, чем удовлетворение просто жизненно-необходимых потребностей. Социальные потребности включают комфортные условия жизни,  духовные и культурные потребности. Удовлетворение их связано не только с техническим прогрессом, но и с общественным устройством. При капитализме удовлетворение социальных потребностей не для всех.
    Смена капитализма социализмом, построение экономики на основе общенародной собственности на средства производства послужило толчком для дальнейшего развития социального прогресса. При общенародной собственности на средства производства стихийная рыночная экономика  заменяется плановой экономикой, функционирующей в интересах всего общества, всех трудящихся. Удовлетворение социальных потребностей включается в плановую систему ведения народного хозяйства.
    Для устойчивого прогрессивного развития социализма его плановая экономика должна опережать частнособственническую экономику. Учитывая экономическое состояние России в начале 20-го века, других народов в составе СССР, социалистическая экономика должна была развиваться значительно большими темпами, чем в давно существующих буржуазных государствах. И эта труднейшая задача была решена за двадцать предвоенных лет. Мир был удивлён и восхищён. Экономические успехи были достигнуты за счёт мобилизации всех трудовых ресурсов, за счёт энтузиазма трудящихся, за счёт всеобщего образования. Не обошлось и без мер принуждения, но принуждения именно к труду. Лозунг социализма «От каждого по способности, каждому по труду» работал в направлении обеспечения работой каждого. И эта единственная «уравниловка», которая была при советской власти. Всё остальное по труду. Если всем что – то гарантированно, то все и должны это зарабатывать.
    Гарантия занятости, невозможность организации своего «бизнеса» (хотя в СССР были промысловые кооперативы), при плановой экономике приводило  к меньшей личной заинтересованности в конечном результате труда, как это происходит при рыночной экономике за счёт конкуренции. Плановая экономика задавала темпы повышения производительности труда, но это было принуждение «сверху» без использования инициативы «снизу». Вводились стимулируюшие системы оплаты труда (сдельная, премиальная и пр.), но они не были так эффективны как при конкуренции. Была широко развёрнута работа по рационализации и изобретательству. Такого подъёма творческой мысли «снизу» не было ни в одной другой стране. Но недостаточное материальное стимулирование не способствовало внедрению всего, что было изобретено. Достоинства плановой системы в одном отрицались недостатками в другом.
    Плановая экономика является более гуманной, чем рыночная. Где в мире до СССР      было гарантировано право на труд, 8-ми часовой рабочий день, бесплатное образование, здравоохранение и др.? Все сегодняшние социальные завоевания трудящихся в капиталистических странах это достижения социализма, частично перенесённые в условия рыночной экономики. При этом эксплуатация человека человеком, жёсткие классовые противоречия остаются, прикрываются  завуалированным лозунгом соблюдения «прав человека».
    Гуманность плановой экономики исключает конкуренцию, а вместе с тем замедляет темпы технического прогресса. Технический прогресс при производстве товаров народного потребления и оказании услуг особенно сильно замедляется по сравнению с рыночной экономикой. Понимание этого недостатка планирования было, была и попытка их разрешения проведением экономических реформ в 70-ые годы. Но реформы не были закончены.
    Научно – технический прогресс в 20-ом веке дал много всем государствам независимо    от общественного устройства. В планах советского государства была установка на уменьшение физического труда, на увеличение свободного времени для отдыха. Но технический прогресс даёт это всем при любой экономике. Тогда возникает вопрос: «Зачем тогда социализм со своими ограничениями?  Ответ на вопрос заключается в распределении, в чью пользу распределяются технические завоевания.
    Рыночная экономика при всех её достижениях не гарантирует общей занятости. Более того, научно-технический прогресс за счёт неуклонного повышения общественной производи-тельности труда неизбежно сокращает рабочие места особенно в материальном производстве. Общество должно перераспределять результаты достижения технического прогресса между всеми членами общества, если общество ставит такую цель. Но в рыночной экономике, при конкурентных отношениях общество не может ставить такой цели. Отсюда следует неизбежный вывод: человечество достигло того уровня развития, когда для стабильного существования требуется регулирование экономических отношений в обществе, а это и есть социализм. Надвигающийся экологический кризис требует этого для всего человечества.
    Каждое новое поколение начинает жить на базе достигнутого предыдущими поколениями. Пройденные трудности их родителей по рассказам и документам воспринимаются как вехи истории, а не как факты собственной жизни. Из  отсутствия собственного опыта происходит упрощение, облегчённое восприятие жизненного процесса в целом или можно назвать идеализацией  жизни. Этот процесс «идеализации» происходит во все времена и со всеми поколениями, поэтому является объективным. Для нас процесс идеализации жизни важен с позиции идеологических трансформаций, происходящих в обществе. При рыночной экономике каждое новое поколение, так или иначе, участвует в конкурентной борьбе за существование вместе с родителями. Жизненные университеты начинаются с начала жизни. Идеализация жизни для основной массы трудящихся при рыночной экономике возможна меньше всего.
    При социализме воспитание детей идёт под лозунгом «Всё лучшее детям!», «Молодым везде у нас дорога» и далее в таком же оптимистичном настрое. Эта гуманная миссия социализма и есть одно из его главных завоеваний. Но диалектические противоречия (переход количества заботы в качество  воспитания) проявляет себя. Внешняя лёгкость, тепличные условия порождают легковесное понимание своего места в жизни. Апофеозом идеализации жизни было провозглашение на ХХ11-ом съезде КПСС (1961г.) лозунга «Наше поколение будет жить при коммунизме». Этот «манифест» явно противоречил всей окружающей действительности и давал массу козырей противникам СССР. Если уж социализму трудно выживать в окружении капитализма, то коммунизму – тем более.
Усиление противоречий в социалистическом обществе вызывается исключением  классовых противоречий, повышением жизненного уровня,  но бацилла мелкобуржуазности  сидит в каждом человеке как инстинкт самосохранения. Сознание не всегда повышается до уровня бытия, поскольку всегда есть и будут такие человеческие  качества как честолюбие, карьеризм и прочие слабости. Попытка освоения морального кодекса строителя коммунизма была достаточно искусственной..
Надо признать, что эта идеализация жизни была понята как потенциальная опасность и сформулирована И.В.Сталиным ещё в 1937 году на февральско – мартовском Пленуме в форме тезиса «По мере развития социализма классовая борьба против него будет нарастать». Сформулированный тезис об усилении противоречий не был направлен против личности, а предупреждал об идеализации жизни, об искусственном сглаживании противоречий, т.е. именно о том, что дало пищу дессидентству и антисоветизму.
    Научно-технический прогресс не самоцель, но объективно неизбежное направление развития человечества. Поэтому идеализация жизни является также объективным явлением. В условиях сегодняшнего дня человечеству надо думать об энергосбережении и экологической безопасности, что требует плановой системы экономики для всех государств. Опустошение природных ресурсов планеты требует рационализации системы потребления, прежде всего, в странах «золотого миллиарда».
    Приверженность к коллективизму исторически была сильна в русском народе и других народов в многонациональной России. За последние двадцать пять лет строительства капитализма в России происходит искусственное насаждение индивидуализма, поскольку процесс «капитализации» российского общества управляется из вне. Общество неорганизованно, вяло сопротивляется этому, помня о своих советских корнях. Богатейшее культурное наследие подпитывает это сопротивление. Новые поколения, конечно, более склонны к перевоспитанию, и Запад тут очень старается, распахнув двери для эмиграции молодёжи из России.
    Пропагандируемые сейчас либеральные ценности и свободы являются обманом. В обществе, где десяток другой сверхбогачей и олигархов владеют большей частью достояния общества, говорить о какой – либо демократии это самообман. Это все равно, что говорить о свободе зайцев в диком лесу, где есть волчья стая. Любой «демократический»  закон или властный жест проходит согласование с правящей финансовой «верхушкой» богатеев, корректируется в их интересах, только потом спускается вниз. Сегодня мы в полной мере наблюдаем это даже в международных отношениях. Сейчас в международном информационном пространстве освоен масштабный обман общественного мнения, благодаря телевидению и Интернету. Это, так называемый,  «фэйк ньюс»  (fake news) – ложные новости. Пример тому деятельность «белых касок», устраивающих провокации по химической защите, «дело Скрипалей» и др. Сейчас на повестке дня – Венесуэла, где США меняют правительство по своей воле.
    Человек настолько окружил себя техникой, начиная с быта, но пока ещё не осознал, что техника вытесняет из него разумное начало. Общество в борьбе за существование «пересело» на железные рельсы технического прогресса и не задумывается над тем, что эти рельсы проходят уже по живому. Наука об обществе ушла от объективности, обслуживает не всё человечество, а только тех, кто платит. Можно надеется только на то, что благодаря всеобщей информированности, человек труда начнёт понимать своё гуманистическое происхождение.
    Сформулированный выше тезис «де – юре страны нет, а фактически она есть» мы объясняем  следующими проявлениями завоеваний социализма.
1. Воспитанный за 70 лет коллективизм советского общества проявляется во многом:      во взаимопомощи друг к другу, в торжественном праздновании «красных» дат истории государства, в международной солидарности к другим народам и др. Чего стоит один «бессмертный полк» при праздновании Дня Победы.
2. Сохранение межнациональных  отношений в многонациональном государстве на уважительном, гуманном уровне. Сохранение и поддержка языка, культурных связей на уровне, достигнутом при советской власти.
3.Сохранение в государственной (муниципальной) собственности учреждений образования, здравоохранения, культуры, науки.
4. Достигнутый уровень культуры, особенно музыкальной, сохраняется. Народная самодеятельность ещё жива, хотя дома культуры на селе ликвидируются. Культурный уровень воспитывается с детства, в настоящее время поддерживается, начиная с детских садов и школ.
5. Активное участие широких слоёв населения в торжественных мероприятиях, парадах. митингах и пикетах.

Шулепов В.Г, февральь, 2019г.
г. Калининград, тел. 8-(4012)-91-94-79