Глава 1. Мария

Мария Лашкунова
ОСТАНУСЬ СВЕТОМ ВДАЛЕКЕ

Посвящается моим детям

 Есть женское имя – как нежно оно,
Печаль в нём, любовь и надежды какие,
Весенним дыханьем напоено: Мария.
    Максим Рыльский.

Была ранняя весна, середина марта. Еще кругом лежал снег. Время было позднее, шел третий час ночи. Из села в это время было непросто  быстро доставить роженицу. Когда на санях женщину привезли в роддом, то ребенок – девочка родилась мертвой. Утомленная и обессиленная женщина заплакала. 

Вдруг она  ощутила, что опять начались схватки.  Второй ребенок просился в эту жизнь. Родилась девочка с небольшим весом, очень слабенькая. Матери сказали, так как этот ребенок из двойни, то маловероятно, что  эта девочка выживет. Ребенка окрестили и назвали Марией, в деревне ее звали Маней. Девочка действительно была болезненна и хрупка, очень плохо ела. Мать не знала чем ее кормить, очень боялась за жизнь ребенка. Однако сама жизнь распорядилась иначе. Этому ребенку было суждено прожить немало лет.

Декретный был тогда один месяц, женщине нужно было срочно выходить на работу. Встал вопрос:  на кого оставить ребенка? Мать ее умерла, когда девушке еще не было и  18 лет.  Оставила  она свою дочку с бабушкой, сестрой  своего отца. Однако, тревожась и беспокоясь о своей дочурке, мать спустя месяц забрала ее, уволившись с работы. Переехала на житье в деревню к родителям мужа, пока тот  служил в армии. Там устроилась работать в колхозе, возила молоко в бидонах, управляя лошадью и  не расставаясь с дочерью.


Родители Марии были выходцами из обедневших крестьянских семей. В эти годы тяжело жилось на селе. Люди по возможности старались уехать в город, где можно было заработать деньги. Паспорта тогда в селах не выдавали, а потому это удавалось немногим. В колхозах денег не платили, селяне работали за «палочки». В конце года колхоз за работу  рассчитывался с людьми зерном, сеном, картофелем. Без денег трудно было свести концы с концами. Однако многие умудрялись  то, что было выращено на огородах, в садах, собрано в лесу, продать и получить деньги. На вырученные деньги крестьяне покупали ткани, соль, сахар и другие необходимые продукты и вещи. Мать Марии, долгое время собирала яйца, чтобы в обмен на них получить деньги и купить себе швейную машину.  Были в то время такие обменные пункты продажи. Мать очень была рада покупке, все свободное время она проводила за шитьем. Очень уж полюбилось ей это занятие.

Мать Марии закончила до войны только четыре класса. Из рассказов матери о военном лихолетье Мария запомнила несколько эпизодов из той поры. Это, как по улице их села проходила колонна оборванных, голодных, изможденных и раненых людей под автоматами захватчиков. Женщины подбегали к пленным, стараясь передать им, кто что мог, хоть корочку хлеба. Немцы отгоняли их, угрожали и били прикладом. Мать Марии была смелой девочкой. Так взяв у матери, державшей в руках отварной картофель, бежала к военнопленным и раздавала его, не побоявшись угроз со стороны немцев. Те не успевали отгонять детей от военнопленных.


Немецкие захватчики расположились в домах, а самих хозяев выгнали на улицу. Пришлось людям селиться в сараях. Было холодно и голодно. Кое-что из продуктов мать Марии смогла припрятать в глубоко вырытом под землей погребе. Сердце матери кровью обливалось от вида  изголодавшихся детей  и их многочисленных просьб поесть. В один из дней она  решилась отправить младшую дочь, мать Марии, к погребу, чтобы та незаметно взяла хлеб и быстро вернулась. Обрадованная девочка побежала к погребу, не видя того, как за нею увязался немецкий солдат. Выходя из погреба, девочка столкнулась с немцем. Бесстрашно отталкивала его, не давая взять из ее рук хлеб, а также войти в погреб. Тот разозлился и уже направлял на девочку дуло автомата. В это время подбежала  мать и заслонила собой свою дочь.  Закричала, упала перед немецким солдатом на колени, слезно просила:

- Пощади, пан.… Пощади! Забирай! Всё забирай, но пощади  ребенка… -
 
Девочка была спасена, но все продукты из погреба были вынесены. Пришлось матери хоть из чего-либо, хоть чем-то, используя травы, несобранные вовремя овощи, мерзлую картошку, кормить своих детей.

Следует отметить также, что некоторые из захватчиков, а более всего итальянцы "мадьяры", как называла их мать Марии, хорошо относились к детям, угощали их шоколадом и галетами. Рассказывая о том периоде жизни, мать поясняла, что это было что-то наподобие хлеба у них.

Интересен тот факт, что это слово: "галеты" всплыло, когда дочь Марии участвовала в телевизионном конкурсе, в котором она ответила верно на многие, задаваемые ей вопросы. Однако, когда спросили ее о том:
- Что означает слово "галеты"?
- Печенье или котлеты?
Девушка  ответила:
- котлеты...
 На этом конкурсе вначале у девушки возникло желание позвонить матери, так как был возможен звонок родным или знакомым для ответа на этот вопрос. А потому по приезду из Минска домой, дочь задала этот вопрос маме.  Мария рассказала дочери о том, откуда она знает название этого печенья. Случилось то, что случилось: отказавшись от дополнительного звонка матери, девушка дала неверный ответ и выбыла из игры на телевизионном конкурсе. Однако это слово и история его значения надолго останутся в ее памяти.

Когда война закончилась, матери Марии исполнилось уже 14 лет, почти невеста! Не к лицу было девушке с малышами сидеть за партой, да и времени на учебу не было. В колхозе нужны были молодые и сильные руки, да и в доме по хозяйству было много работы на огороде и по уходу за скотиной. Так и не получила она нужного образования.

Отец Марии закончил семь классов и учился в школе мастеров-десятников в городе Гомеле, где и познакомился со своей будущей женой. Та в то время работала в Гомеле на деревообрабатывающем заводе станочницей и жила в общежитии. В этом общежитии и состоялась их встреча. Юноша поразил ее тем, что без всякого стеснения усаживался за стол и с аппетитом все съедал, что предлагали. Такое ощущение было, что он был вечно голоден. Так оно и было на самом деле. При всем при этом парень был всегда весел, много шутил и смеялся.  Молод, красив, один кудрявый чуб рыжего цвета  волос чего стоил! Мария была похожа на отца, те же веснушки у нее были на носу, та же толщина и пышность волос. Только цвет волос у девочки был темно русый, как у мамы. Как бы там ни было парень смог завоевать расположение девушки.  Та заботилась о своем избраннике, который был младше ее на четыре года. Зарабатывая деньги, она помогла ему закончить учебу, одевала и кормила. Вскоре они оформили союз.

Отец не уступил доводам родителей, которые ему все время твердили:
-  Рано тебе еще жениться. Мог бы найти  молодую, более покладистую себе жену,   из состоятельной семьи.
В молодом возрасте, отцу Марии было тогда 18 лет,  он женился.

Молодые некоторое время жили в семье родителей мужа,  которые невестку не очень привечали.   На следующий год после учебы отца забрали в армию, в которой он прослужил недолго, так как простудился. Из уст матери Мария слышала, что зимой солдаты спали в палатке. А так, как отцу пришлось лечь с края, то утром обнаружили, что  его одежда приморожена вместе с палаткой, таким образом, он заработал пневмонию. Долгое время его лечили в госпитале. Результатов особых это не дало, отца комиссовали по болезни. С той поры пошел отсчет болезни отца Марии.

Нельзя было не заметить того, как сильно,  на протяжении всей их жизни, отец любил жену, заботился о ней и о своих детях. Мать, как видели дети, взаимностью не очень отвечала. Во всяком случае,  делала вид этого и все время говорила, что не любит его. Кто знает, может быть, это была с её стороны своеобразная женская уловка? Дети  с детских лет слышали от матери, что любви нет, что ее придумали люди, что, как хорошо быть мужчиной, так как ему легче жить. Думается, что трудные роды, так как дети с каждым разом рождались с большим весом, нелегкая жизнь, была тому поводом. Как бы оно там не было, но спустя  время  в этой семье появилось трое детей, которые были погодки: две девочки и мальчик.

С детства Мария была замкнутым и очень  ранимым ребенком. Видно беременность, смерть двойняшки и сами роды оставили какой-то отпечаток на  ребенке. Девочка очень боялась людей. Когда к ним кто-либо  заходил в дом, девочка пряталась под кровать. Непонятный и плохо осознаваемый страх  всего и всех не покидал долгое время этого ребенка.  Словно «не от мира сего» была эта девочка. Эти слова она позже слышала и не раз из уст многих людей. Не приспособлена девчушка была ни к этому миру, ни к людям в нем. Очень тяжело ей давалось общение с ними. Добрая, наивная, принимающая и понимающая боль другого человека, она всем сердцем, несмотря ни на что, любила людей.

Как-то однажды девочка играла со своим двоюродным братом. Мальчик запустил в нее камень, который расшиб голову девчушки, было много крови. Напоминанием тому остался на голове большой шрам, который всегда ощущался при мытье головы. Несмотря на запреты матери, девочка все равно бежала играть к детям. Чтобы не случилось большей беды, мать привязывала дочку к дереву, чтобы та не смогла убежать со двора, а сама тем временем  работала в огороде.

Марии, как старшей, не хватало любви, и нежности от матери, которая была занята младшими детьми. Девочка очень страдала от этого. Ей хотелось быть одной у матери, чтобы та была только с ней. Однажды она как-то подумала, что было бы неплохо, если бы не было сестры и брата. Однако так как она очень сильно любила их, то сама эта мысль, что их не будет, ее устрашила.  Больше об этом она не помышляла.

 Еще такой пример из детства был показателем того, что девочке не хватало любви. Однажды заболела ее сестренка. Всю ночь она температурила. Жар был невыносим, от которого девочка тяжело дышала. Мать с отцом часто подходили к ее постели. Мани очень хотелось, чтоб мама подошла и к ней. Она, притворившись больной, так же стала подавать стоны. Однако родителям было не до нее. Сестренка заболела тяжело: на утро врач поставил диагноз - воспаление легких. Девочку забрали в больницу. На следующий день родители, взяв Марию с собой, навестили свою больную дочку в больнице. Привезли ей красивую куклу, сладости. Сестренка ничего не хотела брать. Она уцепилась за маму, рыдала и просила забрать ее домой. Видя все это, Маня устыдилась своего ночного притворства. Ей было очень жаль сестру, любовью к ней переполнялось маленькое сердечко. Мать не могла больше выдерживать отчаянного плача ребенка. Переживания, страх, нежность и любовь к своему ребенку, заполняли до краев сердце матери.  Несмотря на запреты врачей,  она забрала свою девочку под расписку из больницы. Дома, благодаря заботам матери, сестренка на удивление врачей быстро шла на поправку. Что тут и говорить любовь матери могучая и целительная сила! Однако, как же нелегко  было матери растить трое детей, тем более погодок, без бабушек. Свекровь смогла увидеть только  старшенькую девочку. Через несколько месяцев родился сын у дочери свекрови, так что все внимание ее было уделено внуку.

Дети, работа по дому и в колхозе стоили немалых сил. Чтобы как-то изменить свою жизнь и жизнь своих детей, отец рискнул завербоваться и уехал в Казахстан на целинные земли. Так как он был строитель, то работы ему везде хватало. Устроившись там, спустя какое-то время, он приехал за семьей. Мария помнит день отъезда. Продав дом, оставив всю утварь в нем: ухваты, стоящие у печи и посуда на столе, запечатлелись в памяти  девчушки, семья уезжала налегке. Единственным капиталом,  нажитым семьей за эти годы были дети. Какой сильной и мужественной нужно было быть женщиной, чтобы решиться на далекую поездку с тремя малолетними  детьми-погодками! Это просто непостижимо!

-Что их там ждет? А что было делать? –

 Главное же для матери, чтобы была возможность выбраться из беспросветной нищеты, чтобы дети были сыты.  Маня, которой в ту пору было 4 года, всю долгую дорогу (ехать надо было трое суток) сокрушалась, что в доме на  столе осталась большая  миска с  молоком. Еще в памяти девочки был запечатлен такой эпизод, когда в вагоне с ними ехала группа детей на экскурсию в Москву, Мария обратила свое внимание на то, как ребята ели вафли, отделяя пластинку за пластинкой. Подобного лакомства девочка никогда не видела, а ей так хотелось попробовать его. Однако ей даже и мысль не приходила о том, чтобы попросить родителей купить его, так как девочка понимала, что деньги нужны для более важного – покупку жилья. Тогда она даже не знала, как называется эта сладость. Впоследствии, все изделия с вафлями для нее будут самыми вкусными на свете: будь то конфеты, мороженое или батончики. Приведенные эпизоды из жизни являются наглядным подтверждением того, как нелегко жилось этой семье, в которой  часто дети не в достаточной мере были сыты.

 Еще Мария помнит, что когда они с семьей переехали жить из Беларусии в село Брянской области, как перевозили  для них дом, как устанавливали его двое дедушек с отцом. В памяти ее еще сохранились мгновения того времени,  когда младший брат, неумело передвигался ползком по дорожке, ведущей к дому, на собственной попе. Вспоминается, как она ходила на кладбище, стояла у маленького зеленого холмика, где была похоронена ее сестра-двойняшка. С годами у Марии возрастало не раз желание посетить могилку своей сестренки. Как-то по-иному хотелось все понять и осмыслить.

- Почему так распорядилась судьба?

- Почему именно ей предоставлена была возможность жить в этом мире? Что за этим стоит? –

Эти и другие вопросы возникнут у нее позже, когда Мария станет взрослой женщиной осмысливающей и осознающей всю свою жизнь. К сожалению, больше так и не придется ей побывать в местах, где она родилась, так как последствия Чернобыля будут тому виной. Сёла Брянской области стали зоной отчуждения.