(из серии "Взрослым о детях")
***
В седьмом "Б" было тихо: писали
сочинение-рассуждение на тему "Удивительное -
рядом."
В помощь - простейшая схема, написанная Светланой
Игоревной - учительницей русского языка и литературы
- мелом на доске:
1.Главный тезис рассуждения.
2.Аргументы, доказывающие правоту тезиса
либо опровергающие её:
а).
б).
в). и т.д.
3.Вывод.
Было это в середине девяностых...В классе кроме
"домашних" детей учились и шестеро
подростков ближайшего детского дома - пятеро
мальчиков и одна девочка. Свиду детдомовцы почти
ничем не отличались: одежда была на них современная,
новая и добротная. А вот, приглядевшись к ним, во
внешности их нельзя было не заметить нечто от
потрёпанного дворовым котом воробышка -
взъерошенного и растерянного...
Ох и вреднющая была среди них девочка - Лена
Курасова: высокая, светловолосая, красивая! До чего
же остра на язык: попробуйте задеть - мало не
покажется; могла не только однокласснику нагрубить,
но и надерзить учителю!..
Пацаны были помягче; но осторожность в общении
со всеми этими ребятами следовало соблюдать всегда:
каждому из них уже довелось нахлебаться немало
горечи в этой непростой жизни.
Ребята "домашние" относились к необычным
одноклассникам своим вполне доброжелательно, хотя
никто из них не сближался с детдомовскими до уровня
друзей. Может быть,опасались или не хотели огорчать
родителей, боявшихся недоброго влияния на своих
детей.
Детдомовцы с "домашними" не
связывались, но между собой у них зачастую такие
возникали бурные стычки (где угодно, даже - во
время урока); они могли вскочить со своих рабочих
мест... И вот тут-то учителю, пытающемуся как-то
унять их, чтобы не допустить возможной драки, могло
запросто достаться тоже - случайно, конечно: в этот
момент детдомовцы никого вокруг не замечали,
находясь в какой-то прострации своих разбушевавшихся
эмоций...Главное в этот момент для них -
выговориться, выплеснуть всё тому, кто начал.
Если учитель понимал эту "музыку"
непростой детской души и чувствовал, как камертон,
звучание этой внезапно нахлынувшей волны, то мог
где-то не мешать им в этот момент, "держа руку
на пульсе", конечно. А уж, по мере утихания, -
вливать
осторожно в души их (через ушко - словом; тактильно
- погладить или слегка по-доброму коснуться плеча;
ещё как-то) успокоительную "микстуру".
Непросто!
Не всякий учитель мог правильно реагировать на
выходки этих ребят - это верно. Приходилось видеть и
слышать, как входившая в учительскую
"географичка" или,
скажем,"англичанка" взволнованно кидала на
стол журнал со словами "Галкин сорвал мне
урок!".
А в седьмом "Б" писали...Светлана
Игоревна - симпатичная учительница тридцати семи лет
с копной вьющихся тёмных волос, в чёрном приталенном
платье с круглым небольшим вырезом, украшенным
изящным кулоном на тонкой цепочке - подперев щёку
рукой с браслетом кубачинского серебра на запястье,
сидела за своим столом и наблюдала, как
идёт самостоятельная работа над сочинением...
-Тебе помочь, Рома? - спросила она одного
ученика, озабоченно потиравшего лоб. Мальчик молча
потряс отрицательно головой и начал писать. Лена
Курасова грызла кончик своей шариковой ручки и,
заметив взгляд учителя, хитро улыбнулась и
склонилась над тетрадкой. Эдик Попов притворно
закатывал глазки то к потолку, то в сторону,
изображая свою упорную мыслительную деятельность.
Зато Генка Курносиков - конопатый вихрастый паренёк
- весь изошёлся, строча безостановочно и помогая
себе кончиком языка... Ох и наделает ошибок, как
всегда!
- Не спеши, Гена. Времени достаточно,- сказала
ему Светлана Игоревна, вставая из-за учительского
стола.
В красивых чёрных туфельках на высоком тонком
каблучке шла она спокойно между рядами. Вот
наклонилась над сочинением Нины Зайцевой и что-то
тихонечко шепнула девочке. Проходя дальше,
учительница заметила, что Саша Галкин, сидящий один
"на Камчатке" в третьем ряду, не пишет
вовсе -
сидит печальный, задумчивый.
Светлана Игоревна приблизилась к его столу,
положила свою ладонь на раскрытую и пустую тетрадку...
-Что не пишешь, Саш? - шёпотом, тихонько спросила
она подростка.
-Да так - взгрустнулось что-то, Светлана
Игоревна,- ответил Галкин тоже тихим шёпотом и
пересел на стул рядом, чтобы Светлана Игоревна села
к нему за стол.
Женщина села рядом с подростком и положила ладони
на стол. Галкин, наклонившись в сторону учительницы,
сказал грустно:
-Руки у Вас, Светлана Игоревна,
удивительные...Как у Джоконды - с репродукции в
кабинете нашего завуча в детдоме. Перстенёк,
колечко, браслетик...- много этих украшений у мамы
моей было: отец уехал за большим рублём на
Север...покупал ей.- Галкин тяжело вздохнул и
замолчал.
Беседа шла тихим, спокойным шёпотом; было
нормально, когда учительница садилась к кому-то из
ребят во время их самостоятельной работы. Вот и
сейчас каждый был занят своим делом и не обращал
внимания на эту беседу.
-Родители навещают тебя, Саша? - спросила
Светлана Игоревна.
-Отец два письма из тюрьмы написал - я не
читал... Да и прочту ли!?.Маму он зарезал, когда
приехал с Севера...Двоих - её и любовника...Я видел
всё: за шкафом сидел. Мне тогда четыре было. Лужа
крови растеклась так, что ноги мои вымокли и сам я
весь перемазался...Мама любила меня! Красивая
была...И добрая, как Вы...- он, снова вздохнув,
замолчал...
-Прости меня,Саша: не знала я этого,- виновато
сказала Светлана Игоревна, посмотрев на мальчика и
коснувшись рукой его предплечья.
Парень вымученно улыбнулся и, глубоко вздохнув,
сказал:
-Грущу вот - находит иногда на меня...Да я
то-что! Вы уж, Светлана Игоревна, не обижайтесь на
Ленку Курасову-то: она и дома со всеми так! Меня-то
хоть мамка ласкала в детстве, а эту...(показал он в
сторону Лены, сидящей в первом ряду спиной к ним) в
мусорном контейнере в тряпках нашли... Ой, чего это
я, дурак! Весь урок просидел! Простите, Светлана
Игоревна...
-Ничего, Саша!..Много ещё сочинений впереди у нас
будет...-с трудом сдерживаясь от подступивших к
горлу эмоций, ответила женщина.
Заливисто зазвенел звонок... Класс
зашевелился...Ребята потянулись к учительскому
столу. Светлана Игоревна пошла принимать тетради с
сочинением "Удивительное - рядом".
***