Магия прошлого

Сергей Александрийский
        "В мире взаимоотражений одна отрада -- дефект зеркал, создающий эффект новизны" Люк Яхве

... Нам кажется тогда-то, в седой глуби веков, и происходило нечто необычное, сказочное. Чердачная пыль от заброшенных вещей кажется ароматной. По этой же причине самые безвкусные археологические находки 1-2 века и такие же манускрипты сумасшедших старцев, мнящих себя пророками, имеют для нас сакральную значимость. Древнее значит истинное.
    Знаменитая статуэтка "матери мира" с огромным животом, свисающей грудью и совершенно размытым лицом, которая якобы была молитвенным объектом культа плодородия, по всей видимости использовалась ещё и как первое порнографическое изображение для мастурбации в дальних странствиях и военных походах, изголодавшимися по женской близости мужчинами. И судя по фаллической форме головы, женщинам она тоже годилась. При тех нравах одно другому не мешало.
    Специалисты уверяют, Веласкес и Гойя были посредственными художниками, но поскольку были обласканы королевскими дворами, отметились в истории живописи как классики. У "нашего всё" была масса проходных стишков, от которых становятся мокрыми трусики пушкиноведов. И не надо нам втирать, мол, гении и ошибались гениально. Никто не спал с музой ночи напролёт. Но мы упорно боготворим то, что не успел сжечь или выбросить в корзину автор. Редкое исключение Ф.Кафка, его бред стал месторождением метафор для целого поколения мыслителей.
    В оригинальном ракурсе самые примитивные вещи кажутся шедевральными. Важно, не что видим, а как. На Олимпе, походя брошенная фраза, становится афоризмом. Сколько фундаментальных глупостей великих, мы сделали целеуказующими ориентирами.
    Ну это отчасти к вопросу, почему что-то становится классикой. Искусство вообще не о истине. Л.Толстой, допустим, во многом оказался не прав. Достоевский по нынешним меркам вообще был фашистом. Маркиз де Сад -- философствующим порнографом. Многое случайным образом, "на безрыбье", оказалось классикой. Эффект шедевра возникает в преобладании интерпретации над высказыванием художника. Если совсем сложно, культурный континуум это интерференция интерпретаций знаковых произведений и событий.
    Об интерпретации. Пугает чаще не громкий, а странный звук. Проснёшься бывало и замрёшь от таинственного звука под одеялом посреди своего богатырского храпа. И лишь принюхавшись, с лёгким сердцем продолжаешь спать дальше. Сон разума пахнет чудовищно. Извините за грубость, но ровно так же формируется дух эпохи.
    Что касается истории философии, то досократические онтологии вовсе не были детством философии. Что Хайдеггер и доказал. Постмодерн, и то что последует вслед за ним, не более чем меметические круги всё той же греческой мысли.
    Вот диалектика Гегеля до сих пор не снята, но так тяжеловесно сейчас мыслить не модно. Это всё равно что носить соболью шубу в жару -- красиво, но не к месту. Разум требует новизны и при дефиците идей оттягивается на изобретении оригинальной терминологии. Эстетика выражения подменила эвристическое мышление. Философия стала литературой. Она не искала и не ищет истину, её исключительная задача держать в объективе внимания Бытие -- то, что всегда ускользает от других видов мыслительной деятельности. Из сходства философии и литературы, мысли и мифа, можно сказать -- оригинальная терминология это стиль, а порой и жанр мышления. Способ моделирования реальности посредством языка.
    Развитие кибервиртуализма своей наглядностью упростило понимание природы реальности. Живи Гегель в наше время, ограничился бы парой брошюр в ярком переплёте вперемешку с рекламой женских прокладок. Нет уверенности, что "Наука логики" написана оптимальным языком, можно было бы и покороче. Просто тогда обстоятельность изложения была признаком дисциплины ума и научной респектабельности, от которой до сих пор млеют академические философы.