6. Рецензия на стихи Марины Белухиной

Марина Белавина -Николашвили
Необычность данной, моей (6 по счету),  статьи по критике в том, что мне нравятся стихи питерской поэтессы Марины Белухиной, а сборника стихов нет.
На сайте ПРОЗА. РУ (вот ведь жизнь в век электронных возможностей!), выложено 30 стихов поэтессы.

Первое стихотворение «Тебе» воспринимаю как вызов мужчине. Я не люблю приводить целиком стихотворение, но здесь делаю исключение, чтобы было понятно, о каких стихах я поведу речь, кроме того стихотворение короткое.
Я покой свой ночной
Берегу от тебя.
Уходи, не звони,
И не мучай меня.

Хочешь верь, хочешь нет,
Я все время одна,
Мне не нужен другой!
И к тебе холодна... (М.Б.)

Лирика Марины – любовная, но есть одно Но – многие стихи посвящены умершему мужу. Кто кроме, жены – женщины – вдовы может с такой болью и тоской написать человеку, которого уже нет среди нас, когда только «крик мой прощальный» (М.Б.), когда есть обращение – покаяние – исповедь, когда вокруг «пустота».

Я обращалась в своём поэтическом творчестве к образу «тишина» - писать сложно, признаюсь. А как можно охарактеризовать  «пустоту»? Несколько раз перечитала стихотворение – воронка, вокруг которой толпа людей за гробом, цветы, вся жизнь предшествующая, глаза, улыбка, руки…

И вечный, риторический  вопрос: За что?

Возвращение к теме утраты – потери любимого мужа многократна: болит сердце, тоскует душа, смерть – слёзы и горе, объяснение  в любви. От отчаяния! Мысленное возвращение в зал, где бал, где кружатся в вихре вальса пары  это просто сон, но сон, который дал образность для написания стиха.

Со смертью уходит душа, остаются слёзы, даже желание уйти туда, куда ушел любимый. Крик вдовы. Ушёл в тот мир и унёс душу.  Женщина не может жить без души, она готова бежать туда… Возможно, чтобы вернуть свою душу. Всё очень сложно, но происходит понимание  – надо любить здесь и сейчас, дорожить минутами. Но пока: на Земле она, а на небе – он и её душа.
 
Новый год – семейный праздник, понимаешь и знаешь это всегда, но прочувствовать это можно только в одиночестве или в компании с собачкой: тоска, бокал шампанского в руке и всё под бой курантов. Опять «тишина». Тишина у  Марины – это свеча, зажженная стоит, слеза по щеке бежит, нет счастья в личной жизни. Почему? Ушёл любимый, предназначенный судьбой, в царство Аида. Он присутствует в мечтах. Любить другого? Не может. Характер такой. Нельзя полюбить другого, держа в мыслях ушедшего. Психологически это невозможно. Возможно только на бумаге, но Марина – честный человек, даже в стихах не допускает неправды.

Любимый город – набережная Невы, особенный питерский воздух. И как тут без любви и встречи, с кем-то из далекого-далекого (!) прошлого. Встреча витающей в облаках дамы и женатого на данный момент героя.

 Встреча, как кратковременное столкновение, как встреча на миг, а дальше – у каждого свой путь, своя дорога. И, как обычно: я помнил  о тебе,  тебя не забывал много лет, может быть встретимся через десяток лет опять…

Всё очень обычно, но так как пишет об этом Марина, надо уметь. Поверьте мне и прочитайте её стихи, сотканные из обычных (бытовых) слов, но в такой красочный ковер, что я, зачитываясь стихами разных (очень хороших поэтесс!),  пока не нашла похожих.

Тема очень близкая любой женщине: а где  тебя родной, любимый, дорогой носит и носило? Отсюда и обращение к берёзе (тоже дама!), может она знает: где, с кем, почему. Всё делается для мужей, и даже больше, а где та благодарность? Нет её: не щи, не стирка-глажка, не стопка водки  поутру, не смогут уберечь от похоти мужчину!

Можно ссылаться на красивое слово «любовь», но то, что в стихе – это не любовь, а измена. Пишу о любви, чувствую её хорошо. Вот и смотрит жена на мир вокруг и на своё обручальное кольцо с тоской. Нет ответа на этот вопрос.

Время года – осень – излюбленное в русской любовной лирической поэзии. Природа скидывает красивую листву, берёзы шепчут ветвями, под ногами в парке полно опавшей листвы, гуляет женщина по парку одна, вспоминая о былом, о поцелуях, шептании на скамейке и о любви,  или о каком-то другом, похожем чувстве. Воспоминания – воспоминания. Им нет конца и края.

Каждая женщина любит по-своему. В этом и ответ на вечный вопрос: почему? Марину знаю по сайту ПРОЗА.РУ, поэтому прекрасно понимаю, почему появились эти строчки:
Когда ты рядом – я тебя люблю,
А нет тебя – и я тебя не знаю (М.Б.).

Здесь в 2 строчках охарактеризована любовь её астрологического знака. Ведь о себе я тоже  могу написать  похоже, одна стихия:
Как долго нет тебя, я думаю и вспоминаю.
Ты рядом – я тебя отодвигаю,
на потом: потом- потом…

« Я люблю тебя»   –  такая фраза  часто встречается в стихах.  Это то, что хочет слышать женщина. А часто ли женщина это слышит? Нет! А раз нет, так и получают наши мужчины ссору, сцену ревности. Не понимают они женскую душу,  а душа так хочет ласки, заботы и радости. Да-да,  радость на душе – не просто избитая фраза, а именно то состояние, которое рождает радостные стихи, а стихи без этой радости – депрессивные, вот и ответ на вечный вопрос – почему мы пишем  о несчастной любви, и почему так любим,  читать стихи  о несчастной  любви. Всё (или почти всё) как у всех! И поцелуи здесь не спасут, хотя я когда-то написала: целуешь мою душу, я забываю о вечном.  Но именно – душу!

Но в душе иногда расцветает сирень даже в  зимний день. Это случается, когда рядом милый: «казалось,  жизнь моя ушла,/ Но ты пришёл! И расцвела / В моей душе любви весна!» (М.Б.).

Ожидание любви, тоже часто встречаемое в женской поэзии. Ждём, торопимся, не можем дождаться. Ведь душа просит любви, да и сердце тоже. Хотя это у кого как.
Вот, чтобы встретить своего мужчину, свою любовь, часто приходится встречаться с «чужими мужчинами» (М.Б.). Чужие –они по причине одной  –  несвободные, есть жена и дети   и  любовь на стороне. Любовь –  коварное чувство: напрасная ревность, напрасное чувство, как сказала Марина: «Ты чужой для меня! Ты не мой!» (М.Б.).
И сколько может быть таких напрасных встреч, когда два одиночества, два разных человека пытаются соединиться, разные во всем, ждущие свою половинку. Всё напрасно! Насильно мил не будешь, даже попытка исправить другого человека (капризы, лень и пр.) ничего,  кроме отторжения,  не вызывают. Два одиночества – путь  в  никуда!

Хочу-хочу тепла души, но в каких единицах она измеряется? Нам пока это неподвластно знать. Подвластно, что-то физическое, но не душевное.
 
Почитала стихотворение «Дурман», а в нём: вино, обман, забытье? Как женщина, понимаю. Такое чувство, эмоционально вдохновляющее и эмоционально опустошающее,  бывает, когда Луна гуляет по определённым знакам. Ни Марине, ни мне, это состояние не свойственно постоянно.  Для неё это как вспышка, она с этим сталкивается не часто, поэтому и удивляется, находится на вершине, а через очень короткое время понимает, что надо отдохнуть.

Женщина обращает внимание на мужчину, а вернее на его голос и глаза. Низкий голос заводит дамочек. Это факт. Многим поэтессам нравятся именно такие мужчины – глухой низкий голос, потому это описание и присутствует в любовной лирике. Пока не встречала любви к мужским звонким голосам. Конечно, такой тоже есть, но он не является предметом любви, скорей всего, это подходит под описание предательства. Но Марина – добрая душа, в её стихе о предательстве («Расставание») этот коварный мужчина по-прежнему охарактеризован спокойно, хотя он и не шепчет героине  нежные слова, гуляет  с другой, прекрасной, как Богиня (опять благородство со стороны автора!).

В другом стихе героиня  разлюбила, чувство ушло, как «звон разбитого бокала» (М.Б.), но оправдывается героиня – любила, ночами  не спала, встреч ждала. Но так получилось.

Любовь в Сети. Что это? Реалии нашей жизни, трогательность, редкость. Не каждый может оценить по одной лишь причине – не всем это дано свыше. Здесь очень тонкая материя: он – там, она – там. Между ними лишь тонкий экран, а там – кто знает, что их ждёт? Виртуальный роман – обман – дурман – реальный роман.

Все поэтессы пишут стихи, оформленные в виде Письма. У Марины  и здесь своё – свой стиль: наивный мальчик  где-то там, которому признается героиня, что забудь – пойми – прости, но не люблю. Вот такая героиня - стерва – водка, музыка, вино, покоя нет, одна дорога –   в бар!

Любовь – любовь. Мы ждём её, как дети, прекрасно понимая, что это чувство испепеляет нас дотла, но мы просим Господа дать её нам. Как философично!
В моей лирике есть похожие  моменты, не могу отнести это к любовной лирике, это философская лирика. Я их разделяю (условно) по одному критерию: все как у всех – философская, только у меня (сама также по наивности думаю!) – лирическая.

Как всё по-разному у всех:
Лишь только посмотрев в твои глаза,
Я поняла, что нет ответа на вопрос.
Цветы  – перрон, вокзал – вагон,
Горячий кофе, ты.
Пусть романтична, пусть нежна,
Но может это не судьба?

Или еще. Стихи опять мои, но мне так легче описать стих Марины.

Лето. Ты ждал меня. Пригрел.
Змеёю я заползла к тебе,
В твой дом.
Жила. Купалась в море.
А что взамен?
Нет ничего! Я  это поняла.
Ведь в сердце нет огня.
Там только тишина.

Любовь к коллеге Поэту. Писала я отзыв на это стихотворение, почему-то оно меня тронуло еще  тогда.

Поэт умеет подобрать слова,
Психолог тонкий:
к любой из дам
подход он знает.
Романтика: прогулка вдоль Невы,
 с красоткой, вроде Мадонны Рафаэля,
наивной от его стихов, 
с весной  в душе,
одинокой почитательницей  его таланта.

Кроме поэта есть ещё Павлин. Они встречаются у поэтесс, Павлины разные у всех. Павлин Марины что-то такое.

Павлин в обычной жизни совсем обычен,
как все мужчины  на Земле.
Но стоит женщине в него влюбиться,
покажется он  даме Раем на Земле:
хорош, красив и необычен.
Любовь прошла – слетела пелена с глаз.
 Вывод, который можно сделать, прочитав стих Марины: Павлинами становятся мужчины, к которым тянет женщин как магнитом. А почему? Необъяснимо, но яркие они с распущенными хвостами.

Мечта о любви, проходящая через все стихи: душа – огонь, любовь – покой, жизнь – одиночество.   Мечта найти того, кто сможет вдохновить, дерзкий, способный на поступок  –  взять и увезти в далёкие края, где природа – тишина – густая трава – пение птиц. Взамен героиня отдаст свою любовь, отогретое в ладонях сердце, верность.

Стихи Марины – мерило женской поэзии. Их мало, они все разные, легко читаемые, искренние, правдивые и это ценно. Все стихи относятся к любовной лирике, но всё очень разные по интонации, по темам, не повторяются, возможно, поэтому так мало  стихов.

Искренние стихи, хорошие стихи, жизнеутверждающие, красивые стихи, но с оттенком одиночества.

Понимаю, что пишу статью по критике, поэтому должна указать недостатки, хотя статья по критике,  в первую очередь, предназначена для того, чтобы сказать,  что сделала поэтесса, её плюсы, их много,  их я  обозначила.
Стихи образные. Этого добиться сложно, но Марина с этим блестяще справляется. Вот пример образности одного стиха: зима –  мороз – река – тишина; Деревья – снегири – дрова в печи; Бокал  –  глоток вина – тишина.

К  минусам можно отнести –  небольшое  количество стихов, некоторые очень короткие.
 
Все стихи найдут своего читателя, чем их будет больше, тем будет шире набор тем, больше чувств, эмоций. Понимаю, что все стихи  написаны на определенные события, в момент их написания был образ конкретного человека. В этом большой плюс, но есть и минус. Кроме того, это как у многих поэтесс,  еще не совсем сформировалось собственное Я. Пока я только: событие  рядом / мысли – я – сегодня.

 Образ героини  должен быть несколько собирательным, чтобы женщины, вне зависимости от возраста и пр., находили своего героя. Кроме того, реального человека сложно описать объективно. Иногда черты характера человека вызывают  различные  (иногда – противоположные) эмоции у разных людей.

 И как пожелание автору: тема обозначена – любовная лирика. Пиши, набивай руку, добавляй образность, стихи могут быть длиннее.
Стихи как тоненькие ниточки,
Ложатся плавно на листок.
Боюсь их иногда –
Они морщинки, а кто их хочет?
Они проходят через все препоны –
Душа кричит, а сердце ноет.
Правдиво, искренне, старясь не обидеть никого,
Красивые стихи об одиночестве.

С уважением, Марина Белавина – Николашвили

17 февр. 2019