Статья Л. Шахмурзаева О системе делегирования

Руслан Хадашев
О СИСТЕМЕ МНОГОСТЕПЕННОГО ДЕЛЕГИРОВАНИЯ
(Как сформировать Мехкан Кхел в современных условиях)


В феврале 1999 года необходимость кардинальной реформы политической системы Ичкерии была осознана властью из-за системного кризиса, охватившего государство. Готовился новый проект конституции Ичкерии. Я отстаивал концепцию реформы от имени общественного института политической культуры «Ламаст». Ниже приведена архиважная часть концепции реформы - система многостепенного косвенного делегирования членов представительного органа народа. Идея формирования чеченской власти на основе избирательной системы изначально была лишена всякого здравого смысла. Эта нелепая ошибка стоила народу очень дорого и стала решающим фактором краха Ичкерии. Система делегирования или, другими словами, система выдвижения является важной частью чеченской политической парадигмы и более общей политической доктрины ислама.

19 февраля 2001 года указом президента ЧРИ А. Масхадова был создан Государственный комитет по реформе политической системы ЧРИ. Этим указом я был введён в состав Государственного Комитета Обороны ЧРИ и назначен председателем Госкомитета по реформе ЧРИ. За основу работы госкомитета были приняты мои проекты.

Данная статья представляет собой сокращённый и отредактированный вариант моей старой работы, написанной в феврале 1999 года.

ВСТУПЛЕНИЕ

Политическая система Ичкерии прямо противоположна политической культуре чеченского народа. Политические ожидания чеченцев требуют восстановления политико-правовых традиций чеченцев.

В соответствии с политическим исламом властные отношения чеченцами воспринимаются как отношения доверия и соответствия доверию. Доверие зарабатывается пренебрежением личными интересами в пользу коллективных и общественных.

Необходимость проведения кардинальной реформы избирательной системы, а точнее замены выборов выдвижением (отказа от конкурентной борьбы за власть и состязательности за голоса избирателей), стала очевидной.

Вспомним как избирается власть при тайном голосовании на основе всеобщего равного прямого избирательного права. Избиратели получают бюллетени с фамилиями кандидатов - участников конкурентной борьбы за власть. Большинство избирателей не имеет представления о том, кем являются баллотирующиеся кандидаты в реальной жизни. Только малая часть избирателей заочно знакома с ними и их программами по выступлениям в СМИ. Но все знают, что кандидаты затратили немалые средства на агитационную деятельность, напоминающую во многом азартную игру, где выигрышем является доступ к «кормушке» и «распилу» бюджетных средств. Тайное голосование и дороговизна агитационной и организационной деятельности избирательных систем разъединяют и индивидуализируют граждан, по сути лишая их возможности самоорганизации и выдвижения во власть своих представителей, разрушают правовое сознание чеченцев и сакральное восприятие власти.

Часть избирателей даже в такой ситуации пытается приспособиться к избирательной системе и выдвинуть «своего» кандидата. Но для них системные возможности сбора «пакета голосов», как и возможности финансовых вложений в дорогостоящую избирательную кампанию очень малы и недостаточны для того, чтобы сами избиратели могли организованно выстраивать «свою игру» на этих политических торгах. По сути дела, здравое желание гражданина системно влиять на формирование и функционирование власти грубо попирается избирательной системой страны. Избирательная система представляет собой ключевой элемент современных шулерских механизмов манипулирования населением. Она включает в себя и функцию фактического «отрешения» народа от права влияния на власть и общественно-политические процессы на срок до следующих выборов.

Предвыборная агитация, борьба за голоса избирателей, стремление к власти – всё это противоречит исламским заповедям и нормам приличия, принятым в чеченском обществе. Избирательная система нивелирует роль и статус в процессе выборов глав семей, учёных, обладателей чеченского авторитетного звания «къонах», а также сдерживает благородных людей («оьзда нах» на чеч. яз.) от участия в такой политической игре, поскольку сама её природа дискредитирует кандидатов на выборные должности.

В итоге, прохождение избирательной процедуры наделяет избранников не столько реальным правом на власть, сколько законной возможностью занять место во властном органе. При таких выборах источником власти является не народ, а противоправный «закон» государства, который не соответствует правопониманию чеченцев.

Представим себе схему определения результатов выборов в избирательном округе, по которой для того, чтобы считаться избранным, кандидату необходимо иметь 50 % +1 голос, поданных за него, и участие в выборах не менее 50 % + 1 избирателей от числа зарегистрированных. И подсчитаем, сколько человек с избирательным правом в округе уполномочивает победителя для участия в работе властного органа. Нетрудно подсчитать, что достаточно набрать 25 % голосов при самых притязательных условиях выборов.

Выходит, что 75% процентов избирателей или не голосовало за данного кандидата, или голосовало против него. Их голоса «потеряны» и не «учтены» избирательной системой. Ясно, что при такой арифметике народному избраннику трудно воспринимать себя в качестве представителя народа.

Теряемость голосов - это проблема, от которой не может избавиться ни одна избирательная система. Многостепенное косвенное делегирование (выдвижение) лишено этого недостатка в принципе. Одной проблемы теряемости поданных за невыигравших кандидатов голосов достаточно, чтобы всерьез задуматься над ущербностью избирательных систем. На самом деле проблем гораздо больше.

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА ДЕЛЕГИРОВАНИЯ

Система многостепенного делегирования (выдвижения) в корне отличается от привычных избирательных систем. Она проще, не поддаётся манипулированию и значительно экономичнее в плане материальных затрат на организацию и проведение. В ней всё устроено на самоорганизации народа в группы делегирования для преодоления количественной нормы (модуса) представительства в формируемый орган власти. Сколько мест в органе власти, столько же образуется и групп делегирования. Каждое должностное лицо, занявшее место в органе власти, действует от имени и по поручению поимённого списка граждан, входящих в группу делегирования.

Все знают, кого они прямо и косвенно выдвинули на разных уровнях объединения в единую группу делегирования. Также все члены представительного органа народа имеют поимённый список и структуру своей группы делегирования, численность которой соответствует модусу представительства.

Группа делегирования (при трёхстепенном выдвижении) состоит из доверителей, поверенных и представителей во главе с лидером, который и является членом верховного органа единой (неделимой) власти Мехкан Кхел.

Другими словами, граждане добровольно, по своей инициативе, самостоятельно объединяются в группу делегирования, чтобы иметь возможность уполномочить верховной властью в коллегиальном органе человека, которому они доверяют. Это происходит путём трёхстепенного объединения малых групп доверителей в большую группу делегирования для преодоления модуса представительства, по единому многомандатному округу. Создание единого многомандатного округа означает, что граждане могут объединяться вне зависимости от места проживания или прописки, а лишь по признаку доверия друг другу.

Совершеннолетние дееспособные граждане обладают "мандатом" (голосом), активным и пассивным правом прямого и косвенного делегирования. Это значит, что они могут сами кого-то выдвинуть и могут быть выдвинуты другими в процедуре делегирования. На первом уровне делегирования граждане используют прямое выдвижение, на втором уровне от их лица действуют те, кого они выдвинули на первом уровне. Это называется косвенным делегированием или косвенным выдвижением. На третьем уровне делегирования участвуют только те, кто были выдвинуты дважды, - на первом и втором уровнях выдвижения. Мандаты (голоса) всех граждан имеют одинаковый статус.

Граждане, которые не только имеют право, но и принимают участие в процедуре делегирования, соблюдая необходимые формальные требования, названы в системе делегирования доверителями («тешаш» на чеч. яз.).

Граждане, которые не могут принять непосредственное участие в процессе делегирования по уважительным причинам, могут передать право распоряжаться своими мандатами другим доверителям, оформив это в соответствии с юридическими формальностями.

ПЕРИОД РЕГИСТРАЦИИ

Процедуре делегирования предшествует регистрационный период продолжительностью в четыре недели.

За это время граждане, которые решили использовать своё право делегирования и принять участие в делегировании, обязаны пройти регистрацию в региональных Регистрационных Комиссиях Делегирования (РКД). Они должны зарегистрироваться в качестве доверителей (тешаш), явившись в РКД в удобное для них время в течение четырёх недель.

Они обязаны сдать в комиссию заполненные анкеты и пройти проверку документов с тем, чтобы их занесли в базу данных в качестве доверителей (тешаш). Каждый доверитель получает индивидуальный номерной документ «Мандат доверителя», подтверждающий его статус доверителя.

РКД осуществляет всю необходимую контрольно-надзорную деятельность в соответствии с законом.

Этап регистрации выявляет общее количество доверителей (тешаш). Таким образом становится известным количество граждан, которые будут принимать участие в процедуре делегирования.

Анкетирование доверителей (тешаш) позволяет собрать базу данных как для контроля и надзора за делегированием, так и для проведения социологических и статистических исследований.

В системе делегирования присутствует стимул для инициативного участия граждан в процедуре выдвижения, поскольку члены коллегиального органа верховной власти, выдвинутые по системе многостепенного делегирования, не станут представителями обезличенного народа, административных районов или округов выдвижения. Каждый из них представляет поименную группу граждан, то есть конкретную группу делегирования.

В делегировании нет ни принуждения, ни агитации. Но те, кто не соизволил принять в нём участие, в итоге окажутся лишены законной эффективной структуры по обеспечению связи с органом верховной власти народа и не будут иметь там своего представителя. Разумеется, власть в целом будет защищать интересы всех граждан, но гражданин, не принявший участие в делегировании, выпадает из важных общественных и властных отношений на весь период полномочий формируемого представительного органа.

Чем меньше граждан участвует в делегировании, тем больше возможностей влиять на формирование органа власти у тех доверителей (тешаш), кто принимает участие в этой процедуре. Чем больше потенциальных возможностей "мандата доверителя", тем выше стимул и соблазн у гражданина зарегистрироваться, забрать свой мандат доверителя, участвовать в делегировании и быть учредителем эффективной политической структуры - группы делегирования.

В рассматриваемой системе граждане, принимая участие в формировании представительного органа верховной власти, имеют возможность совершенно не волноваться по поводу фальсификаций и махинаций, ввиду полной прозрачности процесса.

Система многостепенного делегирования стимулирует развитие кровно-родственных, партнерских, дружеских, общественных отношений, способствует смене политического нигилизма на гражданскую ответственность, что позволяет надеяться на тотальное 100% участие граждан в процедуре делегирования уже ко второму или третьему созыву Мехкан Кхел.

Система делегирования в корне отличается от избирательной системы и не предполагает больших организационных усилий и издержек. В ней нет публичной агитации за кандидатов на выборные должности, нет нужды в переписи избирателей и делении территории государства на избирательные округа с примерно равным количеством избирателей.

Размышляя о финансовой стороне проведения организационных работ по делегированию, вполне уместно говорить не о затратах бюджетных средств на делегирование, а об экономии государственных средств за счет сбора научных, статистических и социологических сведений при анкетировании в процессе делегирования.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭТАПЕ ВЫДВИЖЕНИЯ

Этап выдвижения в системе делегирования может состоять из разного количества (как правило от 3 до 5) степеней или уровней. То есть, вопрос о количестве уровней или степеней выдвижения не носит принципиального характера, зависит от общей численности населения и количества мест в формируемом представительном органе.

На первом уровне выдвижения формируются малые группы делегирования на основе самых разнообразных мотивов, стимулов, интересов. На следующих уровнях выдвижения идёт объединение этих групп в единую организацию для преодоления модуса представительства – в группу делегирования.

Родственные, дружеские, хозяйственные, профессиональные, конфессиональные, политические, идейные и любые другие интересы, которые объединяют сначала доверителей, а потом и их лидеров в единую группу делегирования, способствуют достижению консенсуса в обществе через артикуляцию и агрегацию всех интересов граждан. А это, в свою очередь, является необходимым условием для цивилизованного управления политическими процессами в государстве.

Итак, как было сказано выше, округ делегирования всего один и он многомандатный. Количество членов формируемого органа власти известно изначально. Модус представительства, который предстоит преодолеть, чтобы получить место в формируемом органе власти, выявляется сразу же после этапа регистрации. Его можно вычислить, разделив количество зарегистрировавшихся доверителей на количество членов формируемого органа власти.

УРОВНИ ВЫДВИЖЕНИЯ

В данном случае мы рассмотрим трёхстепенное выдвижение.

ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ ВЫДВИЖЕНИЯ – доверители создают «группу доверителей» для самостоятельного выдвижения из своей среды наиболее компетентного и авторитетного лидера и регистрации его в региональном РКД, преодолев модус представительства первой степени. Зарегистрированный выдвиженец группы доверителей назван в системе делегирования «поверенным» («верас» на чеч. яз.) группы доверителей.

Продолжительность первой стадии выдвижения две недели. В нашем конкретном примере, за это время доверители (тешаш) образуют группу доверителей численностью от 140 до 180 человек с тем, чтобы преодолеть модус представительства первого уровня выдвижения. Для регистрации поверенного необходимо иметь «пакет мандатов» численностью не меньше 140 и не больше 180 мандатов.

Задача поверенного (верас) – объединение с другими поверенными в целях создания общего пакета мандатов для преодоления модуса представительства второй степени и начала формирования «группы делегирования» с правом выдвижения своего лидера в Мехкан Кхел.

Кроме того, поверенный (верас) входит в структуру Мехкан Кхел на весь период полномочий данного созыва и осуществляет связь с Мехкан Кхел от лица своей группы доверителей.

Наличие численного интервала - это важный и принципиальный момент в системе делегирования, который делает систему более гибкой и адаптируемой к реальным условиям. Численные параметры интервалов для каждого уровня выдвижения в данной статье приведены для наглядности, на практике они будут определяться по алгоритму расчёта, прописанному в законе, исходя из общего числа зарегистрированных доверителей и количества мест в представительном органе.

Поверенный (верас) получает от группы доверителей их мандаты. Сдает собранный пакет мандатов в РКД, получает взамен удостоверение поверенного с точным указанием количества мандатов, переданных в его распоряжение.

После завершения выдвижения первой степени круг лиц, участвующих в дальнейшем выдвижении, сужается. Процедура выдвижения переходит на новый качественный и количественный уровень, так как дальше непосредственное участие в процедуре выдвижения принимают только поверенные. Часть региональных РКД прекращает свою деятельность.

ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ ВЫДВИЖЕНИЯ – поверенные (верасаш) объединяются в «группы поверенных», для выдвижения из своего состава лидера группы поверенных, способного преодолеть модус представительства второй степени. Зарегистрированный лидер группы поверенных назван в системе делегирования «представителем поверенных» или просто «представителем» («векал» на чеч. яз.).

Для выдвижения второго уровня также отводится две недели. За это время поверенные должны организоваться в группы и достигнуть консенсуса по выдвижению представителей (векалаш) от групп поверенных.

На нашем примере, чтобы выдвинуть своего представителя (векал) от группы поверенных (верасаш), последние должны объединиться в группы с общим пакетом мандатов численностью не меньше 1500 и не больше 1700 мандатов.

Представитель группы поверенных сдает в РКД отданный в его распоряжение пакет мандатов и получает взамен удостоверение представителя (векал) группы поверенных с фактическим количеством пакета мандатов, которым он распоряжается.

Представители (векалаш) объединяются между собой для создания общего пакета мандатов с целью преодоления модуса представительства третьей степени и выдвижения из своей среды члена Мехкан Кхел.

Представитель группы поверенных входит в структуру Мехкан Кхел данного созыва на весь срок его полномочий и осуществляет связь с Мехкан Кхел от лица своей группы поверенных. Они исполняют функции помощников членов властного органа.

Дальше в процедуре выдвижения участвуют только представители (векалаш). Региональные РКД прекращают свою деятельность и передают свои дела центральной РКД.

ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ ВЫДВИЖЕНИЯ – представители (векалаш) объединяются в группу делегирования с пакетом мандатов, позволяющим преодолеть модус представительства Мехкан Кхел и выдвигают из своей среды уполномоченного члена Мехкан Кхел.

Зарегистрированный лидер группы делегирования, преодолевший модус представительства третьей степени назван в системе делегирования «уполномоченным» группы делегирования («кхелахо» на чеч. яз.). Он регистрируется в Центральной РКД и получает удостоверение уполномоченного группы делегирования и удостоверение члена представительного органа народа.

Представители (векалаш) и поверенные (верасаш) сохраняют свои полномочия в качестве цепочки помощников уполномоченных (кхелахой) членов высшего органа власти. В нашем случае этот орган Мехкан Кхел. Кроме того, сохраняется возможность по той же цепочке отзывать и заменять делегатов любого уровня выдвижения в любое время, в случае утраты ими доверия со стороны тех, кто их выдвинул. Для этого не требуется никакая дополнительная процедура согласования решения с органами власти. Тем самым образуется естественный механизм самоочищения снизу вверх всей пирамиды народной власти, что также отличает систему выдвижения от системы выборов.

Роль ячейки общества и государства, субъекта и объекта права, юридического и физического лица в чеченском традиционном праве играет «большая семья» до седьмого общего предка по отцу. Конечно, индивидуум в чеченском обществе творит правовые отношения и берёт на себя обязательства, за которые однако несут солидарную ответственность все члены большой семьи. В случае споров и разногласий интересы индивидуума представляет родственная (семейная) власть.

Обладая родственной (семейной) властью, лидеры больших семей исполняют функции общественных институтов в широком смысле этого слова. По всей вероятности, именно они будут преобладать в качестве поверенных (верасаш), а частично и представителей (векалаш) в пирамиде делегирования, что сложится естественным образом, без регламентации «сверху» критериев отбора. В системе многостепенного делегирования естественным образом совмещается самоорганизация людей по различным признакам, в том числе по признакам и кровного, и идейного братства.

МОДУС ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Количественная норма представительства в формируемый орган власти в системе делегирования называется ещё и модусом представительства, его определяет Комиссия делегирования.

Система делегирования универсальна и может оптимально решать разносторонние задачи. Модус представительства можно определять по разному, исходя из политической целесообразности без ущерба принципиальным основам системы делегирования и праву косвенного выдвижения граждан.

Есть два основных подхода к определению модуса представительства. Первый - это когда за константу берётся количество мест в представительном органе и вычисляется модус представительства после того, как становится ясным, сколько доверителей (тешаш) зарегистрировалось для участия в процессе делегирования. И второй, когда за константу берётся сам модус представительства и вычисляется количество мест в представительном органе данного созыва, исходя из количества зарегистрированных доверителей (тешаш). Оба метода хороши и могут использоваться как порознь, так и комбинированно.

На начальном этапе восстановления чеченского общественно-политического строя более приемлемым видится принятие за константу самого модуса представительства. То есть принятие за основу численной нормы представительства и создание необходимого количества мест в представительном органе в зависимости от количества доверителей (тешаш). Другими словами - надлежит обеспечить выдвижение одного уполномоченного (кхелахо) члена Мехкан Кхел заранее определённым количеством доверителей (тешаш).

К примеру, если принять за основу, что для нас оптимально иметь одно место в представительном органе народа на каждые десять тысяч доверителей (тешаш), то может получиться Мехкан Кхел из 60-70 уполномоченных (кхелахо). Такое количество мест в Мехкан Кхел можно считать оптимальным, так как все выдвиженцы первого и второго уровня выполняют общественные функции в структуре Мехкан Кхел до конца срока полномочий данного созыва и могут привлекаться для принятия решений по конкретным вопросам.

О ПАРАДОКСАХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Многим это покажется странным, но демократической процедуры проведения выборов, чтобы она удовлетворяла ряду общепризнанных требований, не существует. Те, кому пришлось принять участие в обсуждениях по поводу выборов, принципов их проведения и избирательного законодательства, знают, что совершенной избирательной системы не существует и не может существовать в силу арифметической составляющей избирательных систем и парадоксов, связанных с этой составляющей.

Предлагая ту или иную систему выборов, законодатели всегда вынуждены идти на компромисс. Вынуждены пренебрегать теми или иными недостатками системы. Математические парадоксы, манипуляции, неадекватное представительство политических сил, большая доля теряемых голосов, поданных за непрошедших кандидатов и т.д. и т.п. - это далеко не полный перечень ориентиров, которые необходимо одновременно учесть при разработке избирательной системы. Это важный момент, который означает, что к любой процедуре, предлагаемой для проведения выборов, всегда можно предъявить серьезные претензии. Разумеется, в каждом отдельном случае разные, но всегда обоснованные. Проблемы избирательных систем - это тема для отдельного исследования.

Тем, кому интересны внутренние, не отраженные ни в тексте самого закона, ни в комментариях к нему, проблемы и парадоксы избирательного законодательства, можно порекомендовать брошюру О. Н. Каюнова "Незримая логика избирательных законов".

Система делегирования позволяет понять главное: неразрешимые проблемы избирательных систем - это не проблемы формирования власти, а проблемы "выборов".

Выборы - это арифметика (математика) любой ценой и в первую очередь. А математика доказывает: когда коллективу предстоит делать выбор из вариантов более двух, то демократической процедуры проведения этих выборов не существует. Подтверждением данного утверждения служат парадоксальные явления избирательных систем, исследованные и опубликованные учеными разных стран. Среди них:

- Парадокс Кондорсе. Явление, описанное в конце 18 века французским академиком Кондорсе, суть его в наличии ситуаций, при которых мнения избирателей о сравнительных достоинствах кандидатов образуют порочный круг, то есть зацикливаются.

- Теорема Гиббарда – Сеттертуэйта. "Если кандидатов не менее трех, то единственным не манипулируемым правилом голосования является диктаторское". Диктаторское правило голосования - это такая избирательная система, при которой голосует один единственный избиратель, или исход голосования определяется одним бюллетенем, выбранным наугад из общего числа. Это мыслимая теоретическая система, которая врядли найдет практическое применение. Теорема явилась результатом математических исследований в середине 1970 годов.

- Парадокс Эрроу, обнаруженный в 1951 году, также явился результатом математических исследований. Суть его в следующем - если взять в качестве ориентиров несколько (как правило четыре) вполне разумных и демократических пожеланий к избирательной системе, то одновременно все эти требования при выборе из трех и более кандидатов могут исполняться только диктаторской избирательной системой.

Кроме того, в перечне изъянов избирательных систем также присутствует неадекватное представительство политических сил при однородном распределении разных групп избирателей по округам. Зависимость результатов выборов при рассмотрении всей совокупности избирательных округов от случайного неоднородного, непропорционального распределения политических предпочтений по округам. Зависимость общих результатов голосования от конкретной нарезки избирательных округов. Итого, потеря голосов и масса менее значительных неприятностей, связанных с избирательными системами, - это тоже, по сути, математические проблемы методологического характера, а именно проблемы "выборов".

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ

Буквально всё в методологии избирательных систем свидетельствует против выборов в пользу выдвижения как способа формирования власти. Даже упрощённое изложение смысла системы делегирования высвечивает её преимущества перед всеми вариантами избирательных систем, использующихся в разных государствах.

Выдвижение - метод выявления тех, кому доверяют в коллективах или группах. Согласование гражданами между собой вопроса о том, кто будет представлять их интересы во власти или в отношениях с властью, и принятие решения по этому поводу методом консультаций (поиска консенсуса) - это естественный способ наделения власти доверием, а не просто законный механизм доступа к власти.

Избирательные системы не самодостаточны и не обходятся без выдвижения при определении кандидатов, что наталкивает на мысль об абсурдности использования выборов при наличии более двух кандидатов.

Выдвижение - это процесс зарождения власти и важный элемент политической системы.

Рассуждая о системе делегирования, необходимо помнить, что это осмысленная структура, схема действия, где взаимосвязи отдельных элементов, составляющих систему, играют не менее важную роль, чем сами элементы системы. Это политический процесс, который позволяет реализовать чеченскую (исламскую) доктрину формирования власти, одновременно исполняя общепризнанные требования, предъявляемые к избирательным системам в развитых демократических, гражданских обществах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система делегирования способна изжить кризис доверия в чеченском обществе и развить гражданскую ответственность. С помощью системы делегирования возможно выстроить пирамиду народной власти на основе народного самоуправления. Такая власть не господствует над народом, а служит для удовлетворения его нужд и потребностей, оправдывает доверие граждан. Такое понимание власти - основополагающий принцип и базовая ценность политической парадигмы чеченцев в современных условиях. Подлинное народовластие призвано, помимо прочего, возродить культуру добровольного подчинения граждан власти, которую по праву можно назвать и подлинно народной, и справедливой.