Ты перед сном молилась, Дездемона?

Полковник Чечель
   Этот вопрос, (я надеюсь, знает каждый культурный человек), задал ревнивый мавр Отелло своей любимой жене Дездемоне перед тем, как её отправить на тот свет методом удушения? А возник он в моей памяти в ответ на историю друга, который под настроение поведал полковнику причины, почему у него распалась первая семья, и, так получилось, что дети росли практически без отца. Когда человек открывает тебе душу, хочется не отделываться дежурной отпиской - "мол, бывает", а ответить по принципу "откровенность за откровенность". Вот и получилось у меня письмо-размышление о таком непростом вопросе - почему в наш меркантильный век многие семьи распадаются, стоит на горизонте появиться кому-то третьему. Итак:

   " Да, Володя, всё ты правильно говоришь насчёт ревности - 99% нормальных мужчин и женщин не хотят, чтобы у их партнёра был ещё один близкий друг на стороне противоположного пола, кроме себя - любимого, даже если отношения чисто платонические. Но бывают исключения из общепринятых правил, впрочем, лишь подтверждающих само правило. У меня был период на первом году семейной жизни, когда, находясь в длительной командировке (полёты с грунта в Эстонии) я из-за ревности практически неделю не  мог спать. Мы летали тогда на фронтовом бомбардировщике  ИЛ-28 по 4 лётных смены  в неделю, и я до сих пор поражаюсь, как я не убил экипаж, потому что нас срочно готовили на второй класс, и каждый день мы летали с максимальной лётной нагрузкой.

   А поводом к такому состоянию послужило то, что у нас ещё "медовый" месяц не кончился, как мы по приказу Командующего улетели на три месяца на полевой аэродром в Эстонии, чтобы в отрыве от семей заниматься только полётами. Сразу скажу - эта тактика себя оправдала. Мы боевой (есть ещё инструкторский) 1-ый класс получили ещё в чине старлеев, что для Морской авиации в то время было крайне нетипично. Но морально это было достаточно тяжело, причём не только женатым, но и холостякам тоже. Т.к. когда у тебя "пеписька" стоит, а тебя неделями с аэродрома никуда не пускают, кроме одноразового посещения бани за 40 км в городке Вильянди, какой бы вы не были сторонник "целибада", яйца у мужиков правильной ориентации начинают испытывать дискомфорт и звенеть, как колокольчики.

   Так вот, мы с женой договорились, что через день-два будем писать друг другу письма, и первый месяц я их исправно получал. А потом вдруг "малина кончилась" - приходить перестали. Я, понимая, что на почте могут быть сбои, неделю спокойно ждал, но когда пошла вторая, а писем нет, и нас разделяет расстояние - всего ничего - 600 км, вот тут пришла ревность, которая нарастала с каждым днём, т.к. я знал из писем друзей, что моя жена жива - здорова, ведёт волейбольную секцию в школе, куда ходят школьники, а также свободные, здоровые мужики и бабы, но мне почему-то не пишет. "Фантазия" тут же нарисовала картину - знамо, почему - завела себе "хахаля" на стороне. Конечно, будет не до писем. А позвонить, блин? Эй вы, умники, мобилок тогда не было, а звонить через 2-3 военных коммутатора - это себя не уважать.

   Через две с лишним недели проблема разрешилась сама собой - в один из дней почтальон принёс и вручил мне сразу пачку писем, которую эстонцы на почте  из "вредности" к русским, якобы, потеряли, а потом нашли. Т.е. ещё с "малолетсва" семейной жизни я ощутил, сколь разрушительна может быть такое чувство, как ревность, и я сразу стал понимать (не оправдывать, но ПОНИМАТЬ) Отелло, который задушил жену, предварительно спросив: "Молилась ли ты на ночь, Дездемона?" - во, мужик - уважаю. Или понимаю побудительный мотив пилота АН-2, который врезался на самолёте в пятиэтажный дом, решив сразу убить себя, неверную жену и любовника, да ещё соседей заодно, что не "донесли", гады. Но рука дрогнула, в свою квартиру не попал - угадал на этаж в стороне и ниже. Блин, и чему их там в училищах ГА учат? - ну, никакой "целкости", опять же, блин, а может, просто "пацифист" по убеждениям? (сразу честно признаюсь, не очень представляю, что означает это слово? Наверно, как  и "волюнтаризм" - "В моём доме папрашу не выражаться" (как сказал один герой из фильма "Кавказская пленница").

   В общем, по мере роста стажа семейной жизни я набирался опыта и ума, и со временем до меня дошла мудрость романа Ивана Антоновича Ефремова "Лезвие бритвы", где он пишет: "Любовь двух здоровых, уравновешенных в психическом плане людей - она как сибирская река - мощна и глубока, без всяких там ревностей и истерик. Они, если и расходятся, то как река - величаво и спокойно разделяются на два рукава, и так и текут раздельно по жизни". (цитату привожу по памяти, посему за точность не ручаюсь, но смысл передан верно). Но одно дело это понимать теоретически, совсем другое дело это соблюдать на практике.

   У нас уже было двое детей и пять лет счастливого брака, как тёща Елена Михайловна (царствие ей небесное - мудрая была женщина) в один из дней только начавшегося отпуска длиной в 50 суток, сказала:  "Так, за детьми я присмотрю, а вы езжайте куда-нибудь развейтесь". Нас долго уговаривать не пришлось, и уже через неделю  оказались мы на военной турбазе "Кудепста" - это  как поедете в Индию, сразу направо, возле Сочи. И всё бы ничего, но жена имела неосторожность попасть в поле зрения зам. главного тренера по волейболу города Сочи. Да-да, вы не ошиблись - это в котором ровно через 39 лет Олимпиада состоялась. Короче, тренер предложил жене сыграть несколько матчей за сборную города, а чтобы сыграться с командой, сказал:

     "Только надо вечерами походить к ним на тренировки, и при этом, "халявное"питание по талонам я Вам обеспечиваю"...  Только жена хотела сказать "да", как я с одного раза усвоивший мудрый кавказский поговорка: "Послушай женщину и поступи наоборот" - сделал очень "умное" лицо и с пафосом ответил тренеру: "Отвали, мужик, не хрен переманивать чужие кадры - свои растить надо. К тому же, у меня жена балованная, она только в дорогих ресторанах привыкла питаться. Если ты ей это обеспечишь, то я её, так и быть - отпущу. Если нет - то, свободен, не мешай нам культурно отдыхать". Тренер испытывающе посмотрел на мой решительный вид, и поняв, что новый игрок Ирина (так звали мою первую жену) - будет приходить на вечерние тренировки, только с "кузнецом", ушёл в сторону, и больше этот вопрос не поднимал.

    И всё бы на этом закончилось, но слава о том, что в ничем не примечательной туристкой группе есть женщина, которая отказалась играть в волейбол за сборную города Сочи, сразу привлекли к Ирине внимание мужчин не только нашей группы, но и остальных тоже. И как стали ей оказывать знаки внимания - цветы дарить, на танцы приглашать, даже в походах пытались за неё рюкзак тащить, и это всё при живом-то муже. Хотя Ирина никаких поводов не давала, так мужикам себя вести, но великолепная, сексапильная фигура, на которую и я среагировал в первые же секунды, как её увидел, делали своё неблагодарное дело. Тем более, на её фоне, цветущей, красивой женщины-комсомолки, тщедушная фигура муже с его 53 кг веса (это вместе с трусами и контробасом) никак не внушала уважения. А то, что у мужа 1-ый разряд по боксу и апломб морского лётчика, так это на морде лица не написано, поэтому многие мужички меня всерьёз не воспринимали. И так было до одного момента.

     В одной семейной паре в разгар нашего 24-х дневного заезда у мужика состоялось день рождения, а точнее, юбилей - 40 лет. Мужчина был широкий, вместо ужина снял для всей группы ресторан вблизи моря, и мы туда "забурились". Дальше, сами понимаете - ПИР ГОРОЙ:  коньяк, водка, Цинандали и прочие "прохладительные" напитки... Ну, а когда закусили - выпили - танцы. Естественно, моя жена в центре внимания. Пока, как только музыка заиграет, я раздумываю, а потяну ли я этот танец, после почти пятилетнего перерыва посещения дискотек - жену уже приглашает танцевать какой-нибудь мужик, формально спросив:

      "Можно ли или позвольте пригласить на танец Вашу жену?" - но не дожидаясь  ответа, уже берёт её за руку и ведёт в круг танцевать, как свою собственность.  И вот так я танца три пропустил, сидя лохом, (а всё ж в состоянии "подпития"), что когда Ирину пригласил на танец инструктор нашей группы - мужик под 190 см ростом с атлетической фигурой, и возрастом под 40, т.е. в "самом соку" и не женат, какая-то пружина во мне лопнула. Я подскочил, с разбегу разбил их танцующую пару. Причём, мужика хорошо бортанул корпусом, я же не зря был в сборных школы и училища по хоккею. Инструктор от моего толчка отлетел метров на пять, а Ирина упала. Я её поднял со словами: "Запомни, уважаемый, свою жену я танцую сам. Но на сегодня танцульки закончились. Хватит, я её увожу." Мы ушли, и остальные 10 дней до конца путёвки к Ире больше никто из "ухажёров" не подходил, хотя за моей спиной пальцы у виска крутили, намекая, что у меня "не все дома".

    Но мне было плевать - я поступил как вожак волчьей стаи, задав взбучку другим волкам, кто претендовал на мою волчицу, или как лев - навёл порядок в своём прайде. Но скажу честно, за 22 года совместной супружеской жизни Ирина поводов для ревности мне не давала. Более того, я ей гордился - она была настоящей женой командира полка. Никогда не сидела у меня на шее, и если не было возможности работать по специальности (зубной техник), преподавала без диплома физкультуру в школе в гарнизоне  Храброво, в Острове вела секцию аэробики и т.д. В общем, всегда находила, чем себя занять. И за что я ей особенно благодарен, что не стала использовать права как первой дамы гарнизона, и идти на поводу зав.прод.магазином, зав. пром. магазином и т.д. - когда все дефицитные продукты, приходящие в магазины, распределяются между "своими" по блату. Распределение дефицита, конечно, же существовало, но Ирина совесть, а значит и моя, была чиста.

    Мы жили, почти не ругаясь, но один серьёзный конфликт у нас всё же был. Поводом послужил приближающийся день части. Я, как командир полка за месяц до тожественной даты дал команду командирам эскадрилий и начальнику  ТЭЧ изыскать у себя таланты и подготовить по несколько номеров художественной самодеятельности, чтобы народ на торжественном вечере не только "водку пьянствовал", но и культурно развивался.  А сам, поскольку вёл в гарнизоне  секцию каратэ, решил подготовить красивое большое выступление своих орлов, тем более, опыт проведения подобных мероприятий у меня после Терскола и Ленинграда был. И вот месяц мы катаем программу, я всё выступление возглавляю, как сенсей и самый "крутой" каратист, жена об этом знает. И вдруг в день проведения праздника она мне заявляет, что, если я полковник буду как пацан в кимоно кувыркаться со своими лейтенантами, блин, никакой солидности, то она на этот торжественный вечер не пойдёт.

     Так я и не смог её уговорить, что мне надо позарез командовать лично своими орлами. В итоге, я как "обыкновенный пацак" (смеюсь) сидел на вечере среди жующей и выпивающей публики (шутка) 12 омрап, а в это время мои пацаны рубились как гладиаторы на арене. А у меня было чувство, что я - Спартак - бросил своих товарищей - гладиаторов умирать на потеху публике, а сам перебрался на трибуну в ложу к богатым патрициям, пью  с ними вино, и поднятием или опусканием большого пальца руки решаю, кому из моих друзей умереть, а кого помиловать.  В общем, это неодобрение жены, что я не такой как многие мои сослуживцы в зрелом возрасте, когда и интересы солидные: машина, квартира, дача, ощущались особенно под конец службы. Когда полётов было уже мало, я со всей страстью отдался каратэ, горным лыжам, парашютным прыжкам, походам в горы и на яхте и соответственно, общался, в основном, с молодёжью. Плюс, сюда, естественно, добавились посещения сауны, отсутствие по выходным дома, т.к. пропадал в аэроклубе, и прочие "гульки" - конечно, жене с этим трудно было примириться. С этого и пошёл у нас с ней раскол, в котором больше виноват, конечно, же я. Но что сейчас ворошить прошлое - жизнь невозможно переписать набело.

    Но продолжим разговор о "ревности" как таковой. В 44 года я встретил на пляже в Одессе женщину, в которую влюбился за пять дней общения по уши. Пока ехал на автобусе в Николаев, понял, что я до неё ещё так никого в своей жизни не любил. Это было как Цунами или Ураган. Что было дальше, можно прочитать в рассказе "Милость Богов":

               
              http://www.proza.ru/2011/07/02/879

   Применительно к теме приведу отрывок из этого опуса: " Забыл отметить такую деталь. Моя знакомая не бросалась в глаза, и на первый взгляд, не блистала красотой в общепринятом смысле этого слова, но когда мы шли по Одессе, практически все мужчины оборачивались ей вслед. Идеально стройная фигура, цвет волос, глаз, кожи, чего не добиться никакой косметикой, а только многолетними тренировками и здоровым образом жизни, летящая походка и умение артистически носить одежду, делало её просто неотразимой.
    
   Луиза, так звали мою новую знакомую, оказалась Мастером Спорта по волейболу. Когда я недоверчиво переспросил, как это ты с таким ростом, играешь? Прямо из положения сидя, она прыгнула, пятки оказались выше моей головы. Я мгновенно оценил её прыгучесть, сказал: "Верю" и вопрос отпал сам собой. В её жизни был период, когда она вела роскошную жизнь. Питалась в лучших ресторанах, разъезжала по  соревнованиям, не была обделена вниманием мужчин... Потом вышла замуж, родила дочь, муж моряк. Жили очень богато. Но однажды их обокрали, из квартиры вынесли всё, даже дубовые двери. А через две недели вдребезги разбили машину "Тойоту". Они съехали на другую, частную квартиру. Муж опять ушёл в море. Однажды, в три часа ночи "внутренний голос" произнёс: "Немедленно встань". Только она встала и отшла в сторону, огромная глыба вполовину потолка упала и фактически полностью раздавила кровать. Луиза выскочила на улицу и попала в объятия какого-то невысокого человека. Вся дрожа, рассказала ему о происшедшем. И человек сказал: "Это Вам знак, Вы неправильно живёте... Я тренер по каратэ, приходите ко мне на тренировки...

       ...Утром заехали за ними в гостиницу, покормили завтраком в ресторане, отвезли на вокзал. Настало время прощаться. До автобуса на Одессу ещё было время, и мы отошли с Луизой в сторону. Стояли молча, понимая, что видимся в последний раз. Для меня молчание стало нестерпимым, и я неожиданно для себя задал вопрос, о котором тут же пожалел. "У тебя был кто-то, за это время, что мы не виделись?
   
     Да, Вася, у меня два года никого не было, но ты разбудил во мне женщину, поэтому "случился" один очень интересный мужчина", - ответила Луиза.
   
     Я помню, что меня тогда поразило. У меня не возникло "ни грамма ревности", как это обычно бывает в таких случаях. Только мысль: "Лишь бы ей было хорошо..." Поэтому я как-то машинально сказал: " Я надеюсь, что если тебя кто-то спросит обо мне, ты тоже ответишь - да, был один очень интересный мужчина, для меня это будет высшая похвала." Если бы я знал, как этой своей последней фразой я обидел Луизу...

     (Когда 20 лет спустя я прочитал в книге знаменитого путешественника России Виталия Сундакова "Бумажный посох или Инструкция по эксплуатации судьбы" фразу: "...Счастье любимого человека становится необходимым условием твоего собственного счастья..." - я почему-то сразу вспомнил именно эту ситуацию.) Через пару недель по дороге на полёты я заехал на почту. Меня ждало письмо от Луизы.  Там было написано: "...4 часа утра, я ещё не ложилась. Слишком много дел. Хотела тебе ничего не говорить, но потом поняла - это будет неправильно. Ты всё-таки порядочный и не совсем "безнадёжный" мужчина. Тебя ещё можно научить правильно относиться к женщине, тем более любимой, как ты пишешь..." И дальше шла восточная притча с очень глубоким смыслом."

    С этой женщиной мы дружим уже 28 лет. Она живёт в Германии, и стала для меня кем-то вроде Духовного Наставника по жизни. Крайний раз мы встречались в год, когда я познакомился с моей теперешней женой - милой Ириной, которая знает о нашей не частой переписке, но как умная женщина,  ничего не имеет против, более того, даже приглашала Луизу приехать в гости. Но та, как вечно занятая мама и бабушка двух внучек, предпочла полететь в Таиланд, а не в нищую Украину.

    Что же касается "ревности", то я думаю так. Мы не мусульмане, где по Корану можно четыре жены, и никто ни к кому не ревнует. Для славян, и не только для славян - ревность это абсолютно нормальное чувство, заложенное в нас генетически, ещё когда наши предки питекантропами были. И вполне естественно, иметь права на своего мужчину или женщину. Я уверен, что редко какой паре в нашей быстротечной и бестолковой жизни удаётся полностью избежать этого чувства, как бы муж и жена сильно не любили друг друга, и сколько бы они лет не прожили вместе. Я это понял ещё в 14 лет, когда прочитал рассказ моего любимого писателя юности Джека Лондона "Прибой канака".

    Другое дело, что надо во всех случаях вести себя по людски, не унижать своего партнёра всякими необоснованными подозрениями. Если что-то в отношениях стало не так, лучше сразу спокойно во всём разобраться и поговорить. Но при этом внутренне быть готовым, что ваша жена (любимая) или ваш муж (любимый) встретил или нашёл кого-то лучше, умнее, добрее и т.д. вас, и вам обоим нужно принять эту ситуацию. При поиске же выхода из неё решение принимать исходя из интересов детей, а не своих собственных.

    А если хотите, чтобы ваш Союз совершился на Небесах, чтобы вы никогда не разочаровались в своём партнёре, и всегда его любили, читайте книги Владимира Мегре из серии "Звенящие кедры России" - самые глубокие книги, которые по моему разумению, были написаны на планете Земля. Только, я уже это говорил, и ещё раз повторяю, только придурок или очень недалёкий человек думает, что стоит каждому заиметь своё родовое поместье с участком земли не менее 1-го гектара, как все проблемы в России и прочих странах СНГ решатся автоматически. Самое сложное - это переделка своего сознания с принципа "всё до сэбэ" на принцип "ТОЛЬКО ПОМОЩЬ ДРУГИМ ПРИДАЁТ УСПЕХУ ИСТИННЫЙ СМЫСЛ !!!".

    На память пришли стихи, только автора, увы, не помню:

   Уж, коль стряслось, что женщина не любит,
   То с дружбой лишь натерпишься стыда.
   И счастлив тот, кто разом всё обрубит,
   Уйдёт, что б не вернуться никогда.

     ВОЛОДЯ, ИЗ ЭТОГО ПИСЬМА ТЕБЕ, Я СДЕЛАЮ РАССКАЗ - ПОЭТОМУ НЕ УДИВЛЯЙСЯ МОЕМУ МЕНТОРСКОМУ ТОНУ, временами. Когда созреешь на рассказ о своих полётах на планере?

Жму краба, до связи, ВВЧ.