Людмила Гостева

Петр Панасейко
               
                Когда я, восьмиклассник,  5 марта 1972 года переступил порог третьей по счёту школы, которой оказалась тридцать пятая города Тольятти, то долгое время думал, что в своём 8 «Б» классе только я являюсь «новичком». Здание средней школы 35 построили к началу нового учебного 1971/72 года, открыли первого сентября семьдесят первого года. Однако ошибся, ибо время тогда такое было: в город на берега Волги со всей огромной страны под названием Советский Союз ехали будущие работники Волжского автомобильного завода, ехали, разумеется, со своими детьми. Подстраиваться под начало учебного года не у всех получалось.

                Тогда, в марте семьдесят второго года,  я не догадывался, что в классе находилась одноклассница, на полтора месяца опередившая меня. Её звали Люда Гостева, сегодня это Людмила Семёновна Артикулова (Гостева).

                Если я попал в новый для меняя класс в разгар третьей четверти, то папа Люды, Семён Прокопьевич, поступил мудрее, он привёз в Тольятти дочерей во время зимних длинных каникул. Учёбу, стало быть, они продолжили в начале очередной четверти, что оказалось более «безболезненно»,  в отличие от меня.

             На моём примере и примере Люды можно сделать определённый вывод: на вновь построенный завод «толпами» ехали устраиваться люди не из городов (оттуда тоже прибывали, но в меньшинстве), а из сельской местности. Где ещё так легко получали бесплатно жильё со всеми удобствами?! С жизнью в деревне не сравнить.

            Родилась Люда 12 мая 1957 года в селе с интересным названием Суна, Зуевского района Кировской области. Так называется речка, которая посчитала нужным протекать  через село. Там же, первого сентября 1964 года, девочка пошла «первый раз в первый класс». Ей повезло: начала обучаться со своими ровесниками-одногодками. Мне же, родившемуся в середине октября, пришлось все десять классов учиться с «чужими», за редким исключением.

         Своим именем Люда, она же «милая людям», обязана своему дяде Вениамину, младшему брату отца. У того на тот момент имелась любимая девушка по имени Люся, поэтому и свою племянницу он предложил  родителям назвать так же. В итоге, в  свидетельстве появилась запись «Людмила». Папа с мамой, таким образом,  пошли на компромисс.

            Кто знает, может быть она и окончила бы местную школу, если бы в 1966 году на государственном уровне не приняли решение о строительстве в СССР Волжского автозавода. Воспользовавшись ситуацией, её родители, как и мои, решили вывезти детей в город, чтобы дать им должное образование. Их мечта полностью сбылась: Люда, её сестра Наташа, брат Георгий получили высшее образование, как и я, что касается брата моего, то он окончил техникум, куда не смогла поступить в своё время моя мама.
         
            Не знаю, кто и когда поделил интеллигентов на «физиков» и «лириков», но сделано это правильно. Если я принадлежал к последней группе, то моя новая одноклассница Люда – к первой. Это я заметил с первых дней.

         С математикой я не дружил никогда, считал её изучение напрасной тратой времени. И очень удивлялся, когда встречал любителей этого предмета. К ним принадлежала и Гостева.

           В том же месяце марте меня к доске вызвала решать задачу по алгебре наша учительница математики Людмила Ивановна Трясцина. Её решить я не смог,  даже с подсказкой педагога. Сказалась не только нелюбовь к алгебре, но и то, что материал мы в прежней школе пройти не успели. Причину я объяснил. Тогда учительница вызывает свою тёзку. Я стоял рядом и только удивлялся, как быстро Люда Гостева справилась с этой противной для меня задачей. Также лихо она решала и задачи по физике. Причины тогда я не мог знать: мы не общались. Её я узнал, как ни странно, совсем недавно, общаясь с бывшей одноклассницей на замечательном сайте «Одноклассники».

             Любовь к математике и физике привил ученице её отец. Эти два предмета он знал отлично. В селе работал агрономом, управляющим отделением.

           На выпускном экзамене в десятом классе мы писали сочинение. Я выбрал тему по роману Горького «Мать». Имелись и другие интересные для меня темы, но я хотел лишний раз отдать дань уважения своей маме, которая вывезла меня в город. И надо же такому случится, Люда  выбрала ту же тему. Скорей всего, по той же причине.

          Её мама, Нина Ивановна, в родном селе считалась весьма уважаемым человеком. И не только по характеру и доброжелательности: она возглавляла местный узел связи. Что очень интересно. Не то, что возглавляла, а то, что такой узел существовал. Например, в моём селе имелась только почта.  Там же объединили почту и сберкассу. Правильно сделали. Не нужно ездить в район класть или снимать со счёта денежки. За свой добросовестный и долголетний труд имела награды. Но главной наградой явилось, то что, имея опыт финансовой работы, переехав в Тольятти, она со временем смогла устроиться в банк, и на заслуженный отдых уходила с известного в городе и далеко за его пределами «АВТОВАЗБАНКА». Несколько лет назад его «проглотил» другой банк, но это уже не вина Нины Ивановны. Виноват, безусловно, рынок: выживают сильнейшие.

            Ежегодно 2 декабря в нашей стране отмечается не официальный государственный праздник  работников российской банковской системы. Дата связана с принятием в 1990 году Закона о Центральном банке РФ. Увы, дочка уже второй десяток лет не может поздравить свою маму, жизнь её «сократил» инсульт. В настоящее время он даже «соперничает» с онкологией. Но Люда, думаю, в этот день всё равно вспоминает по-особому свою маму-банковского работника. Смотрю на фото: как они похожи. Не только внешностью. Характером тоже.

          Организаторские способности Гостева переняла от родителей. В сельской школе её избирали председателем пионерской дружины, а в качестве поощрения отправили на Чёрное море в пионерский лагерь «Орлёнок» (город Туапсе). Что касается нашей родной тридцать пятой школы, то я только недавно узнал, что она возглавляла школьную комсомольскую организацию в качестве её секретаря. Почему я об этом не знал? Очень просто: на тот момент не являлся комсомольцем. В ряды ВЛКСМ я вступил только в Армии. Уж больно меня обидела в сельской школе одна одноклассница, на моё несчастье раньше вступившая в комсомол ( по возрасту на три месяца меня старше). Я дал тогда слово, никогда не вступать в эту организацию. Однако пришлось: в армии нет слова: «Не хочу», там есть слово: «Надо».

           В  институте  Люду избрали старостой группы, от которой я в своей группе отказался напрочь: уж больно ответственная должность, хотя и общественная.

           На работе (Проектное управление АВТОВАЗА, работала она там инженером-проектировщиком Архитектурно-строительного отдела) её тоже «заметили», избрав в профком и поручив возглавлять организационно-массовую комиссию. Что это за комиссия, я знаю не понаслышке, так как в своём профкоме занимался охраной труда, и видел, чем занимаются в той комиссии. Там решались вопросы куда сложнее наших.

          Кроме перечисленного выше, Гостева ещё и бессменный член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Что мне тоже знакомо: еще до того, как членов комиссии поделили на имеющих решающий голос и на имеющих совещательный голос я был председателем участковой избирательной комиссии в подшефном девятом квартале Автозаводского района нашего города.

          И ещё, касаемо организаторских способностей одноклассницы: в какой уж раз встречу бывших одноклассников проводит именно она. В этом году – на пару с Людой Храмовой.

          В июне  этого года исполнится ровно сорок пять лет, как мы покинули стены родной школы. По традиции встречи бывших одноклассников проходят в феврале. Совсем скоро, двадцать четвёртого числа, состоится юбилейная встреча и наших одноклассников. К сожалению, посетить её лично я не смогу, прохожу лечение в медицинском учреждении. Но написанное приветствие по этому случаю я доверил зачитать именно Людмиле Семёновне.

        Далее напрашивается вопрос:"Почему моя одноклассница, имея такие организаторские способности и любовь к математике и физике, не поступила в педагогический институт? Или в университет, дававший в то время право преподавания в школах?

        В год окончания школы (1974-ый) она с одноклассницей Людой Марининой поехала в областной центр поступать в единственный на тот момент в регионе Куйбышевский государственный университет. Она - на физико-математический факультет, а подруга – на исторический. Преодолеть тогда большой конкурсный отбор (у меня в 1979 году на юридическом факультете заочного отделения и то был конкурс: четыре человека на место, к счастью, я его преодолел, а на дневном отделении он всегда больше) девушки не смогли. Зато ознакомились с достопримечательностями города.

               На следующий, семьдесят пятый год, абитуриентка Гостева направилась в приёмную комиссию местного Тольяттинского политехнического института и с первого раза поступила  по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

              Кто знает, может она и сидела во время сдачи вступительных экзаменов на том же самом месте, на котором сидел я годом раньше перед уходом на службу в Советскую Армию? Что интересно, пытался я поступить на ту же специальность с аббревиатурой «ПиГС». С высоты прожитых десятилетий  считаю, что то была моя глупость, виной чему явилась юность. Даже если бы случилось чудо, и я поступил, то дойти до «финиша» не смог бы. Для этого надо любить математику и физику, как любила их Гостева. Мне же надо было тогда поступать с ней вместе в университет, но на юридический факультет. Как известно,  «задним умом» мы все умные.

            Любимыми предметами и в школе, и в институте у Людмила Семёновны считались математика и физика. Причину мы выяснили. Но подозреваю я, что к русской классической литературе она также не равнодушна. И вот почему.

            Своего сына она назвала Игорем, а внука – Святославом. С чего бы это вдруг? А не потому ли что эти два имени упоминаются в бессмертном произведении «Слово о полку Игореве».  Как говорится в аннотации к нему, это – повесть о походе князя Игоря Святославовича». Может я и ошибаюсь, но мне кажется, что виной всему Нестор-летописец.

            В её семье, как я заметил, чтут  предков. Так, родного брата Люды назвали в честь легендарного на сегодняшний день "краснофлотца Георгия Широкова",их двоюродного дедушки. Не буду останавливаться на этой героической личности, поскольку ему посвящена одноимённая моя статья.

           Не противопоказан моей бывшей однокласснице и хороший юмор. На её странице в «Одноклассниках», рассматривая фото, я вижу счастливую семью Артикуловых: Люда, муж Слава, сын Игорь, сноха Кристина и внучка … Анига.  Долго я «голову ломал», откуда взялось такое имя. Пока его мне не объяснила сама Люда.  Оно появилось у бабушки благодаря первым двум буквам имён Анна и Игорь – АнИга. Весьма интересно. Это ж как надо любить свою внучку, чтобы придумать для неё волшебное, сказочное имя?!

            Давно нет в живых родителей и дяди Вениамина, но Люда, моя одноклассница, не одинока.  Внуки не дают скучать. Только вчера, 16 февраля, в день 88-летия со дня рождения покойного прадедушки (для внука) Семёна, она водила в очередной раз  Святослава на занятия в кружок робототехники.

            Последние  тридцать лет на моём производстве в составе АВТОВАЗа выпускали роботы и робототехнические комплексы. В 2016 году производство, к тому времени ставшее «Волжским машиностроительным заводом» по воле иностранных хозяев «приказал долго жить». Его закрыли. Кто знает, пройдут годы, вырастит внук моей одноклассницы, выучится и, возможно,  возродит некогда моё родное предприятие по выпуску роботов! Всё может быть в наше время. Если у мальчишки имеется тяга к робототехнике, а не к какой-нибудь спортивной секции. Спорт - хорошо, но для здоровья.

         На некоторых фото на странице Людмилы Гостевой можно увидеть её на лыжах в нашем лесу. В городе имеется отличная лыжная база. Несмотря на то, что "лыжница" находится на заслуженном отдыхе, периодически встречается там со своими бывшими подругами-коллегами по работе. После общения, с её слов, создаётся впечатление, как будто никуда с работы и не уходила. Ведь всё-таки в любом коллективе главное люди.

17.02.2019 г.

На фото Люда с мамой, рядом – портрет папы