Пожар

Морозова Анна Николаевна
- Лёня, Лёня, ты куда? - кричал чей-то мужской голос из толпы.

Лёня уходил прочь от своего полыхающего дома. Устало он передвигал ноги, устремился в сторону леса. Мимо него со всех лап пронеслась чья-то собака, гремя цепью, выдернутой прямо с доской, тоже бежала в сторону леса. Сквозь подпаленную шерсть на боку виднелась её розовая обожженная шкура.

По одну и другую сторону улицы, разделенной большим полем, горели дома. Сильный ветер разносил искры, горящие щепки и сено.

Тележки, тачки, кузовы машин и тракторов были забиты добром - тем, что успели в попыхах спасти люди. Рядом стояли дети, плакали и прижимались к своим мамам. Мужиков не было видно, они помогали спасать нажитое уже другим людям.

Один за одним взрывались бытовые газовые баллоны. Огромные чёрные дымовые грибы полосой повыростали поперёк нашей деревни всего за какой-то час времени.

Охапка горящего сена упала в чей-то палисадник и люди муравьями заторопились туда. Так было жарко у домов, что краска на воротах стала уже пузыриться. Воду лили и на ворота домов и на стены и просто на горячую землю, а та моментально впитывалась и земля опять становилась сухой.

Какая-то старушка вышла с иконой из своей лачуги, ходила с ней вокруг дома и молилась. В конечном счёте дом свой она отмолила, но загорелся тот, что был по соседству.

***
В этот день, 25 мая 2003 г. в моей деревне произошёл крупный пожар. В тот день светило солнце и были сильные порывы ветра... Чтоб было понятно, какие масштабы охватил пожар, расскажу.

 Сотрудникам противопожарной службы пришлось запросить дополнительные силы из Енисейска, Лесосибирска, Пировска и Большой Мурты Красноярского края. Всего на месте пожара работало 26 единиц техники. Пожаром было уничтожено 55 домов, из них 15 двухквартирных. Вечером пожар удалось локализовать. Без жилья осталось более 250 человек, из них 62 ребенка. В результате возгорания 1 человек погиб, 1 был доставлен с ожогами в больницу. Позже все люди были расселены у родственников и знакомых. Следствие - неосторожное обращение с огнем.

***
 На тот момент я училась в 9 классе и готовилась к предстоящему экзамену по литературе. Почему-то учила, забравшись на крышу сарая. Услышала взрыв. Взорвался газовый баллон, и в небе вырос гриб из дыма, прямо как в фильмах про ядерную бомбу только не так масштабно. Через две минуты баллоны стали взрываться поочередно в соседних домах, а через 10 минут, люди массово стали выносить свои вещи и мебель в огороды. Из-за сильного ветра летало горящее сено, угольки от сгоревших дров и пр.,которые ещё больше препятствовали тушению огня.

 Огромное горе посреди солнечного дня... Грязные от копоти, плачущие дети... Торчащие трубы, как памятники на погосте... Всё это видели мои глаза и не верили увиденному. Казалось, что сейчас я проснусь... Но сильно пахло дымом - не так, как это обычно бывает во сне.

Лёня остановился у трассы, развернулся лицом к деревне и молча стоял, беспомощно опустив руки. На его веку горел второй по счёту дом. Оба дома он возводил сам с нуля. Полжизни ушло на то, чтобы обжиться в первом доме, а потом, чтобы сделать это во втором. Теперь осталась только торчащая печная труба - памятник его трудам при жизни.

Осенью всем погорельцам были возведены дома за счёт краевого бюджета. Строители еле успели в срок, чтобы заселить жильцов до холодов. Лёне достался дом из пеноблоков, с утеплителем из пенопластовых вставок. Площадью никто не был обделён. Людям даже некоторые хозпостройки ставили и, конечно, заборы. Семьям были подарены, диваны, телевизоры и холодильники. Никто не знал как и благодарить судьбу и людей, за такие подарки.

Сидя за своим новым столом, мешая в кружке горячий чай, Лёня смотрел в окно на другую деревню, совсем другим, потухшим взлядом. За это лето он осунулся, лицо его потемнело, на переносице образовалась новая, самая глубокая морщина. Он хлебал свой горячий чай и не замечал как капают слёзы и разбавляют его крепость.